КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ж-Ж РУССО(1712-1778) — французский философ и писатель, теоретик народного суверенитета. попытался объяснить причины социального неравенства и его виды. Все это он изложил в очерке «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Руссо исходил из гипотезы о первоначальном существо-иании людей в естественном (догосударственном) состоянии. В отличие от Гоббса и Локка Руссо идеализировал это состояние, рассматривая его как «прекрасную дикость». Етественный человек — это счастливый человек: он наделен природным здоровьем, у него нет лишних потребностей, он свободен и ни от кого не зависим, пользуется всеми радостями общения, хотя и живет в убогих хижинах и имеет лишь грубые музыкальные инструменты. У него нет частной собственности. Естественный человек живет простыми чувствами и страстями, следует инстинктам, а не рассудку. «Прогресс рода человеческого неуклонно отдаляет его от первобытного состояния; чем больше новых знаний мы приобретаем, тем сильнее преграждаем себе путь к достижению самого важного». С появлением частной собственности на землю и скот, считает Руссо, рождается первая форма социального неравенства: неравенство между богатыми и бедными, т.е. имущественное неравенство. Богатые должны были «под давлением необходимости» осознать невозможность спокойно пользоваться преимуществами частной собственности. Тогда кто-то из них придумал предложить всем бедным и богатым объединиться, чтобы «оградить от угнетения слабых, сдержать честолюбивых и обеспечить каждому обладание тем, что ему принадлежит». Это объединение и произошло под эгидой об-щих для всех: высшей власти, законов, судебных уставов и мировых судей. В результате такого общественного договора, полагает Руссо, и возникает государство. Появилось политическое неравенство. Руссо полагал, что первоначально путем общественного договора люди могли установить любую форму правления: 1) монархическую; 2) аристократическую; 3) демократическую; В первом случае люди избирали для себя одного правителя (самого доблестного или самого богатого): во втором случае избирали нескольких правителей (равных между собой): в третьем случае для управления избирались те, чьи «богатства или дарования не слишком отличались». Поскольку начинаются злоупотребления во власти появляется третий тип неравенства – установление неподконтрольной народу власти (превращение законной власти в незаконную). Руссо отрицает общественные связи. Но поскольку люди тянутся к общению, надо искать идеал в будущем – это приводит к общественному договору. Он пишет свою основную работу «Об общественном договоре». Руссо предложил создать такое государство, в котором можно было бы обеспечить свободу и равенство индивидов, характеризующие естественное состояние людей. Руссо определяет предмет этого договора: «полное отчуждение каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины». Говорит о плюсах гражданского общества: свобода нравственна, равенство законное, есть охрана и есть собственность. Но плохо что в гражданском обществе быстро появляются злоупотребления. Руссо отстаивает принцип народного суверенитета — основополагающий принцип республики. Его характеристика: - неотчуждаемость (общую волю может выразить только весь народ, когда он собирается в собрании, и только непосредственно, а не через своих представителей. Критикует представительную демократию, выступает за непосредственную демократию), неделимость (суверенитет это только полномочие принимать законы, а все остальное это следствие суверенитета), непогрешимость ( против партий – они выражают частный интерес), абсолютный характер. Суверен и правительство: суверен (народ) принимает законы, правительство приводит их в исполненние. Виды правительства: демократия, аристократия, монархия (по числу лиц делит ). Демократия - плохо, нельзя чтобы многие управляли меньшими. Это только для Богов. Аристократия и монархия – лучше. Хотя ничего из этого в чистом виде не существует. Гарантии суверенитета: т.к. правительство склонно к узурпации власти, надо проводить народные собрания по 2 вопросам – угодно ли суверену сохранить эту форму правления, угодно ли народу оставить в правительстве тех, кто есть? Еще надо проводить трибунат(почти как конституционный суд). Закон это выражение общей воли народа, собравшегося в собрании, воли, выраженной всегда по общему, а не по частному вопросу. Виды законов: политические, гражданские, уголовные, нравы и обычаи людей. Цель закона – обеспечить свободу и равенство. У должностного лица есть 3 вида воли:собственная (ее не должно быть), корпоративная(подчиняется закону), воля народа (высшая) . Общественный договор может быть расторгнут по воле всего народа. Выступает за республику – где суверен –народ. Выступает против революции.
|