Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИДЕОЛОГИЯ АНГЛИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.




Английская буржуазная революция имела более широкий резонанс в обществе, чем Нидерландская. Участниками ее были различные политические силы: городская буржуазия, джентри, крестьянство, старое дворянство и верхушка английской церкви. Естественно, что их программы и теоретические построения были отличны, но общей была религия - кальвинизм. Одно из требований революции - "чистка" (англ, pure или лат. purus - чистый) английской церкви от остатков католицизма, поэтому противников короля называли пуритане. Но наряду с религиозными мотивами, использовались теории Г. Гроция естественного права и договорного государства.

Индепенденты (независимые)

Ведущей партией были индепенденты (англ. independence - независимые). Их религиозно-политические лозунги были таковы: полная независимость и самоуправление для каждой общины верующих, ликвидация централизованной и подчиненной королю английской церкви, абсолютная веротерпимость и неотчуждаемость свободы совести. Собственно политические требования отличались умеренностью: признавая преимущества республики, они готовы были довольствоваться конституционной монархией.

Наиболее ярким выразителем идеологии индепендентов был великий английский поэт, политический деятель Джон Мильтон (1608 - 1674). В своих трактатах ("О власти королей и должностных лиц", "Защита английского народа" и др.) он обосновывал свободу людей по природе, народ, "общественным согласием" создавший с целью защиты общего блага государство, является единственным источником и носителем власти. Народ назначил правителей, королей, сановников и подчинил их закону. И если они от этого уклоняются, то их вправе (через собрание своих представителей) призвать к ответу. Поэтому суд народа над королем есть проявление кротости и милосердия (прямое оправдание революции и казни Карла I).

С точки зрения Мильтона, республика с цензовым избирательным правом предпочтительнее других политических форм. При ней более всего обеспечиваются права свободы совести, мысли, слова, полнее используются возможности влиять на управление государством.

Левеллеры (уравнители)

Если индепенденты фактически добивались для буржуазии и нового дворянства власти, освобождения от оков феодализма, то левеллеры (от англ, level - уровень) выступали за продолжение революции, демократическую конституцию и установление республики. Они опирались на требование солдат о продолжении революции, демократизации государства, обеспечении прав и свобод.

Идеологом левеллеров был Джон Лилберн (1614 - 1657). Краеугольный камень его учения - принцип первичности, верховенства и суверенности власти народа:

Вся власть изначально и по своей сущности исходит от народа, и его согласие, выраженное через его представителей, - единственное основание всякого справедливого управления.

Левеллеры выделяют прирожденные права англичан, отождествляя их с естественным правом: свобода слова, совести, печати, петиций, торговли, от военной службы, равенство перед законом и судом. К естественному праву он относил и частную собственность, но резко выступал против сословных различий и привилегий. Так, соратник Лилберна Ричард Рэмбольд заявлял, что он не верит, "будто бог создал большую часть человеческого рода с седлом на спине и уздой в зубах, а меньшую - в сапогах со шпорами, чтобы ездить на первой".

Государство возникло в результате договора, создано соглашением людей "для пользы и блага каждого". Отсюда право народа организовать такое государство, чтобы это благо было гарантированно. И правители получают власть с согласия народа. Левеллеры разработали конституцию республиканской Англии - "народное соглашение".

Их основные требования: народное представительство, предоставление избирательных прав англичанам с 21 года, закрепление прирожденных прав англичан избирать шерифов, судей и других должностных лиц. Отстаивая принцип законности (равный для всех закон), Лильберн подошел к идее разделения властей: "неразумно, несправедливо и губительно для народа, чтобы законодатели были одновременно и исполнителями закона", не может и парламент осуществлять правосудие.

Диггеры (копатели)

В ходе революции активно обсуждался вопрос о со-#отношении свободы и собственности. Своеобразное решение его предложили диггеры (копатели). Первоначально они осуждали не только монархию, но и весь общественный уклад Англии, основанный на имущественном неравенстве и частной собственности. Они надеялись на силу проповеди и примера. Для чего в 1649 г. на холме св. Георгия создали коммуну и стали сообща вскапывать общинные земли (англ, digger - копатель). Лидером движения был Джерард Уинстэнли (1609 - 1652?). Он первым сформулировал понятие "свобода", выражавшее главное отличие социализма от буржуазной идеологии:

Истинная республиканская свобода заключается в свободном пользовании землей. Истинная свобода там, где человек получает пищу и средства для поддержания жизни.

Программа мер, проводимых революционной властью и законами с целью создания строя общности имущества - социализма, изложена в его работе "Закон свободы" (1652). Впервые в истории теоретического социализма Уинстэнли пишет о необходимости переходного периода от строя с частной собственностью к строю общности имущества и революционной власти над богатыми в этот период.

Форма правления - республика, образуемая в результате выборов с ограничением избирательных прав власть имущих. Задача новой власти - передать земли (общинные, пустоши, церкви, короля) народу, где и создать коммуны. Используя законы и воспитание, подготовить условия для полного искоренения частной собственности, денег и найма рабочей силы. После этого появится "истинный республиканский строй" и вступит в силу новая конституция Англии. Во главе государства - парламент, ежегодно переизбираемый мужчинами, достигшими 20 лет. Принятые парламентом законы обсуждаются народом и могут отклоняться. Должностные лица - выборные на один год. Государство не только охраняет общественный порядок, но и руководит народным хозяйством. Идеи диггеров намного опередили их время: в этом слабость их движения и утопизм проектов.

 

ГОББС.

Английский мыслитель. Выступал против ограничения власти монарха, за абсолютную власть.

Государство рассматривал как волю коллективной безопасности, общую волю подвластных лиц. Источник власти менялся. Изначально – договор между подданными и правителем, впоследствии считал, что правитель – не сторона в договоре. Соединение людей в государство происходит в целях самосохранения. Причина – взаимный страх людей. Цель государства – самосохранение людей. Способы образования государств. Их два: естественное и установленное возникновение. Естественное – патриархальная либо деспотическая власть (кого боятся – тому подчиняются). Установленное (политическое) – в его основе договорная теория происхождения государства. Люди объединяются и заключают договор об образовании государства. Власть суверена абсолютна. Права верховной власти: 1) меч правды (наказывать нарушителей законов), 2) меч войны, 3) право законодательства (установление общих правил для предупреждения споров о том, что принадлежит каждому), 4) право учреждать подчиненные власти, 5) право запрещать вредные учения (те, которые ведут к нарушению мира в государстве). Верховная власть стоит выше всех, не подлежит суду и контролю. Верховная власть абсолютна, независима от ее формы. Гоббс, рассматривая формы государства, обосновывает абсолютную монархию. Благо монарха и благо народа тождественны. Верховная власть – работа «Левиафан». Рассматривает виды государства. Верховная власть. Если принадлежит большому собранию, в котором каждый имеет право голоса, - это демократия. Если принадлежит избранным (оптиматам) – аристократия. Одному – монархия. Ничего нового нет. Он разделяет позицию Бодена, когда анализирует разные формы правления. В интерпретации Гоббса древние мыслители всегда разделяли демократию и охлократию, аристократию и олигархию, монархию и тиранию. Эти вторичные, плохие формы правления по сути не отрицательные формы, а только отрицательные наименования. Это одна форма, просто разные ее проявления (оценки людьми этой власти). Что касается демократии, то это договор друг с другом. Демократия предполагает в своей основе договор каждого с каждым. Сама природа демократии такова, что в большом собрании люди принимают все важные значения в силу… мало людей, которые фактически способны принимать значимые дела. Главное – не разум, а душевные порывы, а это плохо. Аристократия – собрание оптиматов, обладающих верховной властью. Происходит от демократии. Народ избирает определенных людей, которые выделяются из толпы знатностью, богатством, славой. Тут появляются партии, которые борются за власть, что приводит к мятежам и порождает гражданскую войну с нестабильностью законов, режимов. Поэтому аристократия – это тоже плохо. Монархия предполагает и имеет своей задачей благо народа в качестве главной цели. Благо народа – высший закон. Народ переносит свою верховную власть на одного человека. С этого момента народ не является единым лицом, становится разрозненной толпой, монарх отождествляет собой народ. В демократии и аристократии надо созывать какие-то учреждения, для монархии это излишне. Физическое единство монарха позволяет в любое время принимать важные решения.

Право. Трактат «О гражданине». От Гоббса начинается концепция различения права и закона. Закон – это узы, право – это свобода. Что касается классификации законов, они могут быть двух видов: божественные и человеческие. Божественные могут быть естественными и установленными. Естественные могут быть законами для людей и законами для государства (что-то вроде права народов). Установленные – это пророчества Бога. Человеческие (гражданские) законы. Могут быть духовными (церковными) и светскими. Светские могут быть писаные и неписаные. Неписаные светские законы примыкают к естественным законам для людей.

Две задачи у законодателя. Первая – судить, вторая – заставлять подчиняться решениям суда. Каждый гражданский закон включает в себя две части: 1) дистрибутивная часть, 2) виндикативная. Дистрибутивная часть – распределяющая, определяющая права, обязанности, налагающая запреты. Там определяются правила поведения. Виндикативная (карающая) определяет наказания за несоблюдение первой части. Это не просто два вида законов, это именно две части одного и того же закона. Любой закон состоит из этих частей. При этом первая часть обращена предписаниями ко всем лицам. Вторая часть обращена только к должностным лицам. Закон бесполезен и не имеет смысла, если не содержит виндикативной части. Гоббс против политических сентенций, в праве должна быть нормативность. Но у него много предписаний, которые перекликаются и с религиозными предписаниями. Требования гражданских законов не должны расходиться с естественными законами. Требования гражданских законов: не отказывай родителям в почтении; не убивай человека, которого запрещает убивать закон; избегай запрещенного законом сожительства и т.д. Для существования гражданских законов надо, чтобы все граждане знали две вещи: 1) кому принадлежит верховная власть в государстве, 2) в чем состоит сам закон, в чем его содержание. Иначе человек не связан никакими обязательствами. Законодатель должен обнародовать законы. Раз закон – всегда повеление, предписание, оно должно быть оглашено вовне и опубликовано. Гражданские законы могут быть писаными и неписаными. Неписаные – это голос природы, естественный разум. Как они соотносятся? Гражданский и нравственный закон. Не пожелай – это нравственный закон, не посягай – это гражданский закон. С точки зрения действий эти законы совпадают, но мотивы разные.

Гоббс обосновывает и принципы частного права. Об этом порой умалчивается. Инициатива здесь принадлежит лицам, а не правителям. Гоббс – сторонник развития торговли, промыслов.

Требования в области права:

- равный для всех суд присяжных

- право на защиту

- соразмерность наказания преступлению

При этом Гоббс осуждал все смуты, мятежи, попытки ограничения власти короля.

Свобода – это часть естественного права. Свобода законами ограничивается, но в любом государстве присутствует. Законы подобны забору, но если они мешают проходу, лучше, чтобы их не было. Жизнь человека – это река, берега – это законы, которые направляют жизнь человека, хоть и ограничивают, но создают необходимое движение. Все урегулировать законом нельзя.

У Гоббса сложный политико-правовой идеал. Защищает гражданское общество, которое охраняется авторитарной, жесткой властью. Гарантия существования данного режима – неограниченная власть короля. На практике одобрял ту власть, которая существует. Признал протекторат Кромвеля. Гоббса критиковали все. Прежде всего, сторонники тоталитаризма обвиняли его в том, что он предлагает гражданам инициативы, частное право. Сторонники демократии обвинили его в том, что он в публичной сфере гражданам прав не дает. Они всецело зависимы от власти суверена. Юристы критиковали его за зыбкие естественные законы. Сам Гоббс по-другому оценивал себя и своей учение. Считал, что он не доказал только то, почему лучше абсолютная власть короля.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 376; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты