КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГУГО ГРОЦИЙ.1583-1645 гг. Голландец, юрист, государственный деятель, писатель, из университетской интеллигенции. В 15 лет стал доктором права. Трактат «О праве добычи», «Свободное море». Гроций был заключен в тюрьму пожизненно. Но был там два года, бежал во Францию. Там создал произведение «Три книги о праве войны и мира» 1625 г. Поводом к написанию этой книги явились религиозные войны. Основная задача – показать, что в международных отношениях должны господствовать правила справедливости, человеколюбия. Надо установить начала естественных законов. Права народов недостаточно. Надо искать основания права в разуме человека, в самой природе человека. Человеку свойственно стремление к общежитию. И у человека есть тяга к спокойной жизни в целях самосохранения. Как право связано с природой человека? «О праве добычи». Естественное право распространяется и на людей, и на животных. В 1625 г. – сфера действия естественного права – только человек. Только человека восприимчив к праву. У человека отличительные качества: речь, способность к знанию и жизнь согласно общим правилам (тяга к общежитию). Единственный источник естественного права – разум человека. Принципы естественного права: - воздержание от чужого имущества - возвращение чужой вещи и извлеченной из нее выгоды - соблюдение обещаний - возмещение ущерба при наличии вины у ее причинителя - воздаяние заслуженного наказания Все право подразделяется на два вида: естественное и волеустановленное. Естественное право имеет источником разум человека. Естественное право – это предписания здравого разума, в котором то или иное действие человека признается нравственным или порицается. Волеустановленное (положительное) право включает в себя божественное и человеческое право. Божественное – это выражение воли бога через откровения. Человеческое устанавливается людьми и может быть в трех видах: семейное, гражданское и международное. Впервые в системе права божественное становится ниже человеческого. Это революционное изменение. За это трактат был заключен в список запрещенных книг, за чтение которых отлучали от церкви. Некое слияние между моральными и правовыми предписаниями. Принуждение есть всегда в праве, но нет в морали. Принуждение бывает разное. Право, лишенное поддержки силы, не всегда не имеет действия. Если человек поступает плохо, он будет мучаться. Состояние неспокойной совести – это своего рода тоже принуждение в праве. Гроций отстаивает неизменность предписаний естественного права. Обоснование: природа человека едина во все времена. Предписания здравого разума характерны для всех. Однако как познать эти принципы естественного права? Два варианта: 1) путь априорный (из первых начал) с помощью отвлеченных логических рассуждений. Наличие свободного независимого разума дает возможность истолковать человека как человека свободной воли. 2) апостериори (из вытекающих следствий). Этот путь доступен всем. Это путь эмпирики, очевидности. Это естественное у всех, у каждого народа. Государство – результат договора между людьми. Т.е. он сторонник договорной теории. Договор – это основа гос-ва, а не просто источник права. Государство – это совершенный союз свободных людей для охраны права и общей пользы. Цель гос-ва – охрана мирного общежития людей. Этот союз – постоянный, вечный, нераздельный. Признак гос-ва – верховная власть. Атрибуты верховной власти: издание законов, правосудие, назначение должностных лиц, взимание налогов, вопросы войны и мира, международные договоры. Был сторонником разделения властей : на законодательную, правительственную и судебную. Формы правления: может быть любая, народ выбирает, но если он захочет изменить форму , то тут нужно будет уже разрешение правителя. Государства могут быть : на праве пользования, на праве собственности, и временные. Есть 2 способа обладания верховной властью: вотчины (на праве полной собственности) и иные ( тут правитель избирается). В вотчинах правитель не связан с волей народа. Подданные не могут выступать против власти, ведь они заключили договор. Но есть исключение: право войны свободного народа против государя, и расторжение договора, если правителя замышляет зло. Вообще у Гроция таких исключений 7. Идеи Гроция: война приносит бедствие, проявление милосердия в войне, вводит понятие внутренней справедливости для оценки сторон, соблюдать естественные законы во время войны, против идеи народного суверенитета. Гроций – это первый теоретик естественного права. Гроций – это теоретик права.
|