КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ФОМА АКВИНСКИЙ.1225-1274 гг. Идеолог католицизма. Доминиканский монах. С 1879 г. его учение становится официальной доктриной католицизма. Учился в Неапольском университете. Потом учился в Париже, Кельне. Главная его заслуга в том, что он изучил Аристотеля и на этой основе создал свое учение. Сами труды Аристотеля стали известны в XII-XIII вв., когда были переведены с арабского языка на латынь. Фома Аквинский выступил за объединение двух истин Аверроэса (Ибн Рушд). Аверроэс разделял философию и религию. Философия постигает начала мира, но она доступна лишь мудрецам. Религия доводит до всеобщего сведения все те же нормы, но в форме символов, поэтому она доступна всем, широкой публике. Фома Аквинский их соединил. Считал, что философия и религия совпадают. Философская мысль не имеет самостоятельного значения. «Философия – служанка богословия». До этого в философии были два авторитета: Платон и Аристотель. Но у них было много начал, которые противоречили христианству. Выделяется несколько эпох схоластики: XI-XII вв. авторитет – Платон. XIII в. авторитет – Аристотель. Система Альберта Великого. Фома Аквинский. XIV-XV вв. падение схоластики. Уильям Оккам Фома Аквинский заимствовал от Аристотеля его методологию, а именно учение об активной форме, дающей жизнь пассивной материи. Категория бытия уходит на второй план. Оправдывается всякая иерархия. Низшие должны подчиняться высшим. Отсюда две системы: церковная и светская. Бог – это верховный разум и причина всего сущего. Все сущее – это цепь причин и следствий. Все в мире закономерно, иерархично. Есть божественный разум. Всеобщая связь вещей и явлений – вечный и неизменный закон. Божественный разум располагает вещи в определенном порядке: бог – духовный мир – материальный мир. Отличие от Аристотеля: у Аристотеля форма – это внутренняя сущность вещей, форма имманентна, схоласты считают, что форма – это тот порядок, который установлен сверху, форма и материя – это две разные субстанции. Аристотель считает, что Бог – это конечная цель. Схоласты считают, что Бог – это причина всего сущего. Фома Аквинский «Сумма теологии» («Богословская сумма»). Писал на протяжении 7 лет. Работа не завершена. Работу закончили ученики. По всем отраслям знаний, в том числе учение о праве и о законе. Вторая часть книги посвящена существу человека. Идеи Августина в терминологии неоплатоников плюс понятия Аристотеля Всего 3 части, 512 вопросов. Каждый вопрос – это 1 до 12 пунктов исследований. Каждое исследование строится так: дается тезис, затем опровержение и аргументы, потом собственная позиция. У человека есть свободная воля. Действия человека в мире определяются его свободной волей. Есть в мире и высшая сила. Доброта человеческой воли в большей степени зависит от ее соразмерности с этим вечным законом, чем с человеческим разумом. Закон – это правило для достижения какой-либо цели. Соразмерность с этим законом человеческих действий – правда, несоразмерность – грех. При этом законы существуют во всем. У человека две цели: небесная и земная. Добродетель – это то качество человека, которое направляет его всегда к цели. Добродетель становится доброй привычкой души. Учение о законе. 2 понятия закона. Предварительное: закон – это известное мерило действий, которым кто-либо побуждается к действию либо воздерживается от него. Закон должен иметь в виду общее благо. Не важно, кто будет законодателем. Это может быть общество или общественное лицо. Полное определение закона: это известное установление разума для общего блага, обнародованное тем, кто имеет попечение об обществе. Закон не обязательно должен быть обнародован. Обнародование – не признак закона, потому что это обращение только к современникам. Закон должен иметь обращение и к потомкам. Виды закона: Вечный (божественный разум, управляющий миром) (божественный естественный), Естественный (разум человека, его свободная воля) (человеческий естественный), Человеческий (все феодальное право) (человеческий позитивный), Божественный (Библия) (божественный позитивный). От Аристотеля взял два вида права, от Августина – две цели человеческой жизни. Четвертый закон тоже нужен, так как надо дать ориентир человеческому мышлению. Человек не может сам судить о своих движениях души. Человек не может искоренить зла. Первый закон. Это источник любого закона. Управлению всегда предшествует понятие порядка, он формируется божественным разумом. Второй закон. Отражение вечного закона в человеческом разуме. Все законы самосохранения. Надо делать добро и избегать зла. Учение Нового времени возьмет в качестве основного положения это утверждение. Третий закон. Это феодальное право. Вообще законы надо устанавливать во имя мира с целью добродетели. Но для совершенства добродетели одних наклонностей человека мало. Нужна дисциплина. То есть нужны санкции государства, позитивные законы. Сначала надо принуждать силой, страхом наказания, чтобы воздерживать человека от злых поступков. Когда все привыкнут творить добро, эти законы утратят свое значение. Сила законов зависит от степени его справедливости. Обязателен для совести только тот закон, который справедлив. Справедливый закон 1) по своей цели – общее благо, 2) в пределах компетенции, 3) по форме, если налагаются уравнительные тяжести. Закон несправедлив, если противоречит какому-то человеческому благу. Как оценивать, исполнять закон или нет? Исполнять такой закон – это насилие, такой закон не обязателен, но исполнять его можно. Закон несправедлив, если он противоречит божественным установлениям. Такие законы исполнять нельзя. Учение о праве. Право возникает этимологически от правды. Различает lex и jus. Все действующее феодальное право вытекает из божественного закона. Человек должен повиноваться богу. Должен ли человек подчиняться человеку? Если да, то насколько? Высшие двигают низших, жесткая иерархия. Всякая ли власть от Бога? Бог – это причина добра. Все хорошее во власти от Бога, плохое во власти – не от Бога. В любой власти разделяются 3 элемента: Начало (происхождение власти) Употребление власти Форма (сущность) Форма – это всегда хорошо. Форма в том, что это порядок управления и подчинения. Высшие двигают низших. Первое и второе может быть как хорошим, так и плохим. Это не все от Бога. Границы повиновения. Повиноваться властям следует настолько, насколько эта власть от Бога. Когда власть не от бога? 1) по неправильному приобретению, 2) по злоупотреблению властью. Можно злоупотреблять по-разному. Оно наступает тогда, когда правитель предписывает что-либо, противостоящее добродетели человека. В этом случае люди должны ослушаться. И если правитель действуют не в пределах компетенции, нет обязанности повиноваться. Богу человек подчиняется во всем. Высшим – не во всем. В иерархии человеческих законов правитель свободен от своих предписаний. Он будет выступать перед божьим судом. Учение о возмущении: Народ – собрание людей, связанное с согласием в вопросах права и обще пользы. Следовательно, возмущения в народе это смертельный грех. Но если такое возмущение связанно с защитой государства, то оно допустимо. Но нужно соблюдать правило – восстание не должно приносить много зла. Устройство власти: все лица должны иметь отношение к власти. Признак государства – издание законов. Лучшая форма - монархия. Совершенное устройство – это смешанная форма правления: монархия+аристократия+демократия. Т.е. правит монарх, ему подчиняются аристократические вельможи, которые избраны всем народом. Республика - плохая форма правления, она может привести к тирании. Обоснование рабства: рабство оно установлено природой и оно нужно для установления досуга. Установлено народом оно. Источник рабства – грех. Обоснование власти у церкви: она судит кто должен быть правителем.
|