КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СОФИСТЫ.Стр 1 из 69Следующая ⇒ Ответы по ИППУ. В Древней Греции государство – это полис – город и прилегающая местность VII в. до н. э. противоречие между аристократами и демократами. Аристократы – лица, рожденные для блага, рожденные управлять полисом. Это родоплеменная верхушка общества. Демократы – свободные люди, временами очень богаты. Требовали предоставить им участие в политических правах. В зависимости от того, кто находился у власти, складывались разные формы государства: либо аристократия (Спарта), либо демократия (Афины), либо тирания как переходная форма правления (власть одного или нескольких человек с помощью силы). Полисы объединялись в союзы-коалиции. Афины – морской союз, Спарта – Пелопонесский союз. Спарта – аристократическая республика, 2 царя, совет старейшин. Этот период характеризуется борьбой полисов между собой (Пелопонесская война). Упадок полисной системы. IV в. до н.э. покорение Македонии II в. до н.э. Греция покоряется Римом Нас интересует период борьбы Афин и Спарты. А именно – Афины. В Афинах постепенно складывается демократический строй, который достигает расцвета при Перикле («Периклов век»), V в. до н.э., расцвет демократии. В Афинах сложилась непосредственная демократия, все вопросы решались народным собранием. 15 тыс. жителей. Основной принцип – свобода речи. Складываются разные философские и политические школы. Философские школы изучают мир как он есть. С т. з. политики: править должен демос (народ), именно демократия породила школу софистов (софия - мудрость). Софисты – сторонники демократии, с т. з. философии изучали частности. Считали, что истина – только то, что есть в данное время в данном месте. Истина всегда конкретна. Изучали искусство спорить, доказывать, выступать публично. V в. до н.э. период старших софистов. Протагор, Горгий, Гиппий, Антифон. Протагор назвал себя первым софистом, был учеником Демокрита. Считал, что все в мире течет, изменяется, нет ничего постоянного, в мире все относительно. Человек – мера всех вещей. Человек как он есть в сегодняшнее время в эпоху конкретного пространства, времени. Мерило изменчиво, истина – то, что нам кажется. Нет гуманистического начала. (Все, что мы знаем о софистах, знаем через диалоги Платона). Миф о Прометее – автор Протагор. Зевс поручил младшим богам организовать людей жить в государстве. Зевс поручил Гермесу раздать людям политические добродетели: чувство стыда и справедливости (правды), чтобы жить в согласии. Кому дать эти качества? Либо только знающим и мудрым, либо всем и каждому. Боги решили наделить каждого человека этими качествами, чтобы каждый мог участвовать в решении политических дел. В этом суть афинской демократии. Нет вечных законов. Право с т. з. Протагора – то, что решило государство (то есть те же люди). Государство при этом может менять свои решения. Горгий. Старший софист. Основная идея – относительность морали. Нет никакой единой верной добродетели для всех. Всё условно, имеет критерии места и времени и в сфере морали, и в сфере политики. Гиппий. Старший софист. Считал, что закон – это то, что граждане по общему соглашению записали в качестве закона. Антифонт и другие менее известные старшие софисты считали, что закон – это результат соглашения. Встал вопрос, как относиться к природе человека. Надо ли отменять рабство? Бог создал всех людей равными. Источник рабства – военный плен. Софисты старшие выступали якобы с призывом к уничтожению рабства (на самом деле, подтверждения этому нет). Идеи, что по природе все люди равны, присутствуют. Это была скорее критика аристократии (так как по духу были демократами). IV в. до н.э. вырождение софистики. Мысль уходит в риторику. Младшие софисты не столько изучают философские проблемы, сколько психологические приемы давления на человека. Младшие софисты – Алкидамант, Ликафрон, Каликл. Считали, что сильные люди связали своими законами слабых людей. Т. е. на первый план выходят аристократические настроения. Хорошее у софистов: философская и политическая направленность. Но: схватывалась только внешняя сторона поведения человека. Отрицались внешние начала, нравственность как таковая. Против учения софистов выступил СОКРАТ.
ПЛАТОН Даты жизни: 427-347 гг. до н. э. Настоящее имя – Аристокл. Платос – широкий (греч.), получил такое название за телосложение. Происходил из богатого аристократического рода, его предок Солон. Родился в период Пелопонесских войн. Грамоту ему преподавал Дионисий. Встретил в Афинах Сократа. После казни Сократа Платон сильно переживал сам факт казни. Покидает Афины, путешествует по миру (Египет, Южная Италия). Основал школу «Академия». Выстраивает философию, в основе которой разумные идеи, имеющие отношение к внешнему миру. Миф о пещере. Высшая идея в мире – идея добра, а в области человеческих отношений идея добра есть государство. Поэтому «политика – это венец философии». Всё политическое учение Платон выстраивает в трех диалогах: «Государство», «Законы» и «Политик». Есть многочисленные диалоги. «Государство» Рассматривает идеальное государство. Оно должно выражать вечные идеи добра и справедливости (это идеи Сократа). Правда – в том, что надо разобрать все добродетели человека, найти среди них правду, для этого создать образец хорошо устроенного государства. Идеальное государство возникает из потребностей человека. Должно быть достаточное количество людей. Минимум – 4-5. Люди должны быть разделены по своим профессиональным и трудовым качествам (общественное разделение труда). Каждый человек по своей природе лучше всего делает то, что делает по своему желанию и постоянно. 3 сословия в идеальном государстве: 1) земледельцы, ремесленники, купцы (низшее сословие), 2) воины (Храбрость против врагов и кротость в отношении своих граждан. Система воспитания – сочетание музыки и гимнастики. Нет частной собственности, индивидуальных семей. Не должно быть частных интересов. Частный интерес возбуждает вражду. Воины не должны иметь удовольствий. Их счастье – в служении государству.), 3) правители (после 50 лет) (обладают высшими способностями) (немногочисленный класс) (неограниченная власть в государстве. К их функциям относятся: контроль за рождаемостью, воспитание граждан, распределение лиц по сословиям). Бог примешал золото в души правителей, серебро – воинам, железо и медь – третьему сословию. Переход из одного сословия в другое допускался с разрешения правителя. Государство – образец всех добродетелей: 1) мудрость, находится в правителях, 2) храбрость, в воинах, 3) умеренность, характеризует третье сословие, 4) правда (над всеми добродетелями, каждый должен делать своё дело. Правда – это некая идея. Цель государства – установить гармонию и благо всего общества. Правителями должны стать философы. Надо превратить души людей в чистые доски и спроецировать эти черты идеала на конкретных людей. Тиран, который обладает неограниченной властью, должен отобрать детей до 10 лет, создать идеальное общество. Идеальная форма правления – та, где владычествует мудрость. Это аристократия либо монархия. Расположил формы государства как 4 отклонения от идеала по пути вырождения идей: - тимократия – власть честолюбцев (Спарта). Господствует сила, храбрость, преобладают военные качества у людей. Золото и серебро перемешиваются с медью и железом. Постепенно гармония нарушается. Начинается вражда между сословиями. Сильные люди (воины) подчиняют остальных. Развивается честолюбие. Власть честолюбцев перерастает в стремление к богатству, деньги приобретают чрезмерное влияние. Бедные отстраняются от участия в политических делах. Вводится имущественный ценз. - олигархия – власть богатых. Правление поручается не по достоинству, а по богатству, царит алчность. Но еще есть некоторая умеренность. Правители должны обезопасить себя, они заботятся о своем благосостоянии, воздерживаются от наивысшего проявления своеволия. Каждый считает возможным приобрести все большее имущество (стремление к стяжанию). Постепенно в олигархии развивается пролетариат. Эта форма государства всегда раздирается противоречиями между богатыми и бедными, которых очень много - демократия – власть народа, государство плохое. Господство неограниченной свободы. Каждый думает только о себе, считает всё себе позволенным. В правлении люди, которые льстят толпе, а толпа их слушает. В демократии исчезает уважение к законам, которых слишком много, к властям, которые отягощают народ. Дети начинают равнять себя с родителями. Рабы и господа смешиваются. Преследуют любого, кто выделяется из толпы. В демократии раздоры. Богатые составляют заговор, чтобы защитить своё достояние, народ ищет себе вождя. Вождь постепенно берет власть в свои руки, окружает себя наемными телохранителями, постепенно уничтожает все права народа и становится тираном - тирания – господство безмерной страсти. Худшая форма правления. Тиран ищет опоры в рабах, в людях низшего свойства, т.к. только в них можно найти бесконечную преданность. Поддерживает смуту, раздоры, чтобы народ чувствовал потребность в предводителе. По Платону тиран – наличное зло, но тираном он становится постепенно. Люди должны постепенно беднеть. Оказывающие сопротивление уничтожаются. Диалог «Политик». Основная идея – править должен мудрый или хотя бы закон, где нет мудрого. Нынешние политики скорее напоминают себе подвластных, пишет Платон. Предлагает разграничить формы государства: 1) монархия (либо тирания (в основе насилие), либо царская власть (властвует добрая воля, разум правителя)), 2) правление немногих (аристократия (у власти лучшие люди) либо олигархия (власть богатых)), 3) правление большинства (демократия (основанная на законности – хорошая форма, основанная на беззаконии - плохая)). Наилучшая форма – монархия, основанная на законе. Под политикой Платон понимает «искусство управлять», т.е. умение судить и повелевать. Аналогия проводится с врачом (цель – выздороветь, не важно, как). Управлять нужно на основе знания и справедливости. Философ на троне. Часто Платона относят к теории правового государства. Спорно. Формы правления выстраиваются как правильные и неправильные. Правильные: монархия, аристократия, демократия, основанная на законе. Бесстрастный разум. Неправильные: беззаконная демократия, тирания, олигархия. «Законы» Цель государства – счастье всей жизни человека. Государство делает людей счастливыми. Система добродетелей: мудрость, умеренность, правда, храбрость (меняется их место). Политический идеал сводится к смешанной форме правления, монархия и демократия. Монархия – всегда начало власти, демократия – олицетворение свободы. Крайности опасны для государства. Избыток силы вреден в государстве (персы), необузданное своеволие – тоже (Афины). Политическая мудрость – в умении правителя себя воздерживать. Монархия должна быть ограничена свободой своих граждан, демократия – усилением централизованной власти. Частная жизнь. Полностью определяется государством. Все политическое устройство держится нравами. В теории всё должно быть наилучшим. Условия существования наилучшего государства: - удаленность от прибрежья (торговля – рост богатства, сношения с иностранцами) - количество народа должно быть достаточным для защиты, но и не слишком большим, чтобы был порядок в государстве. 5040 семейств. Каждая семья получает по жребию два участка земли – один в центре, другой на окраине (необходимо пробудить интерес к охране внешних границ). Частная собственность присутствует, сдерживается всеми возможными мерами. Все земельные участки принадлежат государству, наследует участки любимый сын. Золото и серебро изгоняются из государства, чтобы не было побуждений к раздорам. Равенство в двух видах: числительное (по жребию) и пропорциональное (сущность правды, по способностям). Правители – хранители законов, философы, избираются всеми лицами, носящими оружие. Их 37. Военачальники – сложная система назначения. Есть Сенат, 360 человек. Есть Охранительный совет (примерно 24 человека), куда входят разные люди, которые собираются на заре и рассуждают о государственных делах. Много разных сановников. Есть судьи двух видов: которые избираются сановниками и те, которые по жребию становятся судьями. Суд государственных преступлений принадлежит народу, следствие производится тремя сановниками. Законы решают всё, обнимают всю жизнь человека, даже в частной сфере. Законом предопределено всё, например, поэзия. Чем более поэтичны стихи, тем менее надо их слушать. Лира – в городе, свирель – в деревне. Песни есть, они объединяют людей. Марши, хор. Ему понравилась система танцев в Египте. Лучше всего хороводы. Игры для детей тоже определяются законом. Ничего неожиданного, никаких страстей. Никто не должен быть без начальника. Всем руководит начальник. Рабовладение как институт присутствует, с неким сожалением пишет, что владеть рабами тяжело. Много бед в государстве, где рабы говорят на одном языке. Лучше брать иностранцев. Не надо изнеживать рабов. Идея – гражданин должен жить для государства. - Критика уязвимых черт демократии. Главная опасность демократии – демагоги. Опасность демократии в том, что она перерастает в тиранию. Критикует тиранию. - Идеи коммунизма (для высших сословий отсутствие частной собственности). - Идеи просвещенного абсолютизма (правление мудрых).
|