КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РИМСКИЕ ЮРИСТЫ. ЦИЦЕРОН.Правовые воззрения рабовладельческой аристократии получили свое практическое воплощение в деятельности римских юристов. Светская юриспруденция как самостоятельная отрасль знаний сложилась в Древнем Риме во II-I вв. до н.э. По своему характеру и направленности она явилась специфическим порождением идеологии тех слоев рабовладельческой знати, которые были заинтересованы в усилении правовой охраны частной собственности и в то же время выступали против расширения законодательной деятельности государства в сфере имущественных отношений, полагаясь больше на советы и консультации немногих избранных юристов ("право мудрых"), чем на писаный закон. Расцвет римской юриспруденции приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. - III в. н.э.). В этот период императоры, стремясь ограничить законодательную власть сената, предоставляют наиболее выдающимся юристам право давать разъяснения и толкования действующих правовых норм, обязательные для всех должностных лиц и судей. Разъяснения правоведов приравниваются тем самым к закону. Со второй половины III в., когда законодательная власть сосредоточивается в руках императоров, пожалование такой привилегии прекращается, и римская юриспруденция приходит в упадок. К числу самых известных юристов периода ранней империи принадлежали Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин. Пространные выдержки из написанных ими сочинений содержат Дигесты Юстиниана. Понятие права юристы выводили, подобно Цицерону, из стоической идеи мирового, всеобщего закона природы. Согласно определению Цельса, принятому многими римскими юристами, право - это искусство добра и справедливости (ars boni et aequi). Правосудие, уточнял Ульпиан, есть "познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом". Приведенные высказывания свидетельствуют, что юристы не отделяли еще право от нравственности. Как и другие последователи стоицизма, они считали источником права мировой божественный разум. В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделяли три части: естественное право (ius naturale), право народов (ius gentium) и право граждан (ius civile). Естественное право, по их представлениям, распространяется как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными. Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и другие установления. Право граждан, или цивильное право, регулирует отношения между свободными римлянами. Цивильное право, указывал Гай, является "собственным правом государства". Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и "мнения мудрых". Разграничение права народов и права граждан, проведенное в римской юриспруденции, имело цель оправдать рабство, агрессивные войны и неравенство завоеванных народов по отношению к римлянам. Право в Древнем Риме делилось на частное и публичное. По знаменитой формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное - к пользе отдельных лиц. Частное право, считал он, включает в себя предписания права естественного, предписания права народов и предписания права цивильного. Основное внимание юристы уделяли частному праву. В их трудах были заложены основы теории гражданского права - цивилистики. Разрешая споры по гражданским делам, юристы разграничили виды сделок, выработали формулы исков, определили правомочия собственника и других субъектов права. К изучению публичного права римская юриспруденция обратилась в I - II вв., когда правоведы, получившие привилегию официального толкования закона, выступили в поддержку императорского режима. В публичном праве они проводили идеи неограниченных полномочий принцепса, передачи ему законодательной власти. Вследствие рецепции римского частного права его принципы были усвоены теоретической юриспруденцией во многих странах континентальной Европы. Под влиянием римской цивилистики сложились классические правовые доктрины XVIII - XIX вв., наделившие собственника абсолютным правом распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению. I в. до н.э. период становления Римской империи. Марк Туллий Цицерон. Яркий государственный деятель. Писал в подражание Платону «О государстве», «О законах», «Об обязанностях», многочисленные речи. Государство существует от природы. У человека есть врожденная потребность жить вместе. Государственная власть должна быть в руках мудрецов. Государство могло бы стать вечным, если бы люди жили по заветам и обычаям своих предков. Но этого не происходит. Цель государства – охрана имущественных интересов граждан. «Государство – это дело народа». Надо помнить понятие народа. Народ – соединение многих людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. На всю последующую политико-правовую мысль это понятие народа сохранится. Право – это не веление государства, а основа для объединения народа. Право связывает общество. Основа римской республики – крестьянство. К ремесленникам относился отрицательно. Лучшая форма государства – смешанная. Есть 3 формы государства: монархия, аристократия и демократия. Отдает предпочтение монархии из этих трех. Но опасность в том, что она может смениться тиранией. Аристократия – олигархией. Демократия – охлократией. Поэтому лучше всего это смешать. Симпатии к аристократической сенатской республики, но колеблется в сторону единовластия.
6)РАНЕЕ ХРИСТИАНСТВО. АВРЕЛИЙ АВГУСТИН «О ГРАДЕ БОЖИЕМ» I век н.э. в Риме складывается и быстро распространяется религия христианства 2 этапа: - апостольская церковь I-II вв. - епископальная церковь со 2-й половины II в. В раннехристианской литературе осуждается рабовладельческий Рим, императоры. Христиане ждут пришествия мессии – Христа, который искоренит зло. В общинах провозглашается равенство. Общины строятся на демократических началах. Связь между самими общинами поддерживают странствующие проповедники. Все общечеловеческие ценности доносятся в религиозной форме. Осуждаются богатые. I-II вв. христианские общины распространяются по всей империи. Начинают пополняться выходцами из состоятельных граждан. Меняются идеология и принципы построения общины. Складывается церковный аппарат. Руководство общинами переходит в руки духовенства. Образуется клир. Это состоятельные люди, которым принадлежит монопольное право проповедовать и толковать христианское учение. Складывается система обрядов, догм, служб. Общие трапезы заменяются причащением. Первоначальное равенство верующих в общине сменяется противостоянием клира и мирян. Отношения со светской властью строятся на основе апологетики – поклонения императору как богу. Нет власти не от бога. IV в. императоры ищут поддержки у церкви 313 г. при Константине христианство – равноправная религия с другими 324 г. христианство – господствующая религия Начинается борьба с ересями – оппозиционными учениями. II в. секта монтанистов (северная Африка), за демократический строй Секта гностиков II в. (неоплатоники) надо вернуться к первоначальной апостольской церкви IV в. движение агонистиков (рабы, колоны) (называли себя воинами Христа, вооружались дубинками, грабили богатых) Зарождение теократических доктрин Христианство - государственная религия, но противоречия между церковью и светской властью не урегулированы, противостояние усиливается. Церковь притязает не только на независимость в решении религиозных дел, но и притязает на участие в политической власти. Теократия – участие церкви в государственных делах. Политико-правовое учение Аврелия Августина (354-430 гг.) Видный церковный деятель. Богослов. Считается отцом западной церкви. В ранние годы он присоединился к манихейству. Это религия, которая возникла в Персии в III в. Суть идей: в мире существуют 2 противоборствующие субстанции: царство света, добра и духа и царство тьмы, зла, материи. Все, что олицетворяется со светом – душа человека, царство тьмы – материальный мир. Мир – это воплощение зла, поэтому человек за недостойное поведение не несет никакой ответственности. Позднее он начинает преподавать в Милане риторику, изучает труды неоплатоников. Склоняется к христианству, ведет аскетический образ жизни. Пишет работы, в том числе против манихеев. Одна из интересных работ «Свободный выбор воли». Человек наделен свободной волей. Если эта воля свободна, мы отвечаем за свои поступки. Позднее Аврелий Августин становится священником, наследует должность епископа. Работа «О граде Божием». В мире есть два града: божий град (церковь), она всегда заботится о вечном, о высшем благе людей, и есть град земной (государство), оно решает все земные дела. Истинные христиане принадлежит церкви. Люди по своей природе злы, поэтому должен существовать земной град – государство. Все государства разные. Одни произошли от Авеля (христианские), другие – от Каина («подобны шайке разбойников»). Это государство создано насилием, держится принуждением, имеет временную цель существования. Назначение государства – в том, что оно поддерживает порядок. Есть 2 вида земных царств: 1) государства, которые организованы путем разбоя (общество нечестивых) и 2) христианские государства, в основе которых лежит забота о подданных. Задача любого государства – служить церкви. Надо приобщать, даже насильственно, к христианской церкви, крестить язычников и искоренять ереси, бороться с еретиками. Несмотря на такие требования, Аврелий Августин против смертной казни за еретические высказывания. По его мнению, источник зла – это свободная воля людей. Прежде чем понимать, мы должны верить. На этом строилось и обоснование рабства. Разбирает он аргументы Аристотеля. Рабство не создается природой, не создается правом народа. Имя рабства заслужила вина. Институт частной собственности, имущественное расслоение, противопоставление богатых и бедных явилось божественным установлением. Т.е. общее высшее благо в мире – это бог. Олицетворение земного града. Пример. Ромул убил Рема. Оба хотели земной славы, хотели создать государство. Это деление земного града. Каин убил Авеля. Каин – олицетворение зла, Авель – это добро. Авель не был соперником Каина. Это вражда иного рода. Это вражда между двумя градами – божественным и человеческим. Борются злые и добрые и злые и злые.
|