Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЕРЕСИ и РЕФОРМАЦИЯ.




Ересь – это религиозное учение, которое признает основные догматы, но понимает и толкует их иначе, чем господствующая церковь. Ереси были разные.

И против духовенства, и против церкви

Были чисто богословские, некоторые обвиняли церковь в корыстолюбии, тунеядстве, отступничестве от апостольских правил.

Антифеодальные ереси осуждали крепостничество, дворянские привилегии, выступали против существующего государства и права.

X-XIII вв. выступили болгарские богомилы. Милые богу люди, добрые люди – называли себя. Церковь должна стать нищей, все должны быть равны, осуждается богатство. Призывали восстановить апостольскую церковь. Утверждали, что в мире есть два бога: добрый и злой. Нельзя служить двум господам: богу и богатству. Церковь продалась дьяволу. Кому приятно видеть крест, на котором был казнен сын божий? Дьяволу. Крестами, орудиями казни, украшают себя богатые люди и церковь, которая продалась дьяволу. Организация церкви должна быть построена по раннехристианскому образцу.

Эти идеи осуществились в Византии, Cербии, Киевской Руси, юг Франции и север Италии – катары.

Для искоренения ересей римские папы организуют крестовые походы. Альбигойские войны. Учреждается инквизиция. Появляются ордена: францисканцы, доминиканцы.

1229 г. мирянам запрещено читать Библию. Все общение с Богом – только через церковь.

XIV-XV вв. вторая волна ересей. Только тексты священного писания – истина. Все остальное – церковные измышления. Отличие от идей первой волны в том, что не рассматривается идея двух богов. Большее значение имеет идея тысячелетнего царства.

Складывается 2 типа ересей:

Бюргерские

Крестьянско-плебейские

Их так назвал Энгельс. Основанием послужила расстановка классовых сил.

Бюргерские ереси – это только реорганизация церкви. Обряды, службы – все это не имеет никакого обоснования в Cвященном писании. Церковь отклонилась от истинной веры, нуждается в преобразовании.

Крестьянско-плебейские. Более радикальны. Выступают против сословного неравенства. Против крепостного права. Против дворянских привилегий. Против существующей системы правосудия. То есть в целом против существующего государства и права, против феодального строя.

Джон Уиклиф

Один из первых, кто в XIV в. в Англии представлял бюргерскую ересь. Сам он был профессор Оксфордского университета. Только благочестивые люди могут заниматься управлением. На этой основе он критикует церковные обряды и всю доктрину католической церкви. Священное писание – это единственный авторитет, оно содержит в себе все, что необходимо верующему человеку. Священное писание должны читать все миряне, церковь не нужна. Принижает папство. Против зависимости англиканской церкви от папства, против вмешательства церкви в дела государства. Против церковного богатства. Последователями его были Лютер и Кальвин.

Одновременно в Англии начинается движение лоллардов. Крестьяне. Выступали с требованиями передать земли крестьянам. Осуждали сословное неравенство. Против крепостного права. Против феодального строя.

Начинается реформация в Чехии. Ян Гус. Выступает против привилегий духовенства, против церковных богатств. Критикует духовенство за индульгенции и против симонии (продажа и покупка церковных должностей). Вначале был отлучен от церкви. 1414 г. приговорен к смертной казни. Был сожжен на костре.

Остались его последователи. Так называемые гуситы. Два типа: чашники и табориты. Чашники – выступали только за реорганизацию церкви, за секуляризацию – передачу церковных богатств государству. Отстаивали самостоятельность чешской церкви. Табориты – более радикальны. Против католической церкви в целом, но есть и антифеодальные лозунги. Единства пока не было. Поражение было очевидно.

Их идеи использованы в XVI в. в Реформации.

Реформация: в 16 веке против церкви выступают почти все. Реформация – это движение против церкви. В Германии ее возглавляет Мартин ЛЮТЕР (1483 – 1546). Он был профессором, образованным человеком. В 1517 году выступает против индульгенций. Его идеи: все, чего нет в Священном писании – это выдумка церкви. Церковь не нужна человеку как посредник для общения с Богом («на том стою и не могу иначе»). Две сферы выделили: сфера человека и государство(Евангелие). В 1523 г пишет трактат о Светской власти: говорит, что лишь малая часть людей ведет себя как следует, поэтому нужно два вида правления: духовное (для истинно верующих) и светское (для злых). Светская власть не имеет права диктовать законы людям. Не должно быть принуждения души в религии, человек сам должен выбирать верить ему или нет. Он выступает за свободу христианства от католических обрядов. Говорит , что надо реформировать церковь – она должна стать демократической общиной, где все будут иметь одинаковые права. Она должна поучать нравственности, но на мирские дела распространяться не должна. Только светская власть должна распространяться на мирские дела. В итоге: выступал за независимость светской власти от церкви, за непринуждение в религии, и за обоснование личного отношения к Богу без посредника в виде церкви.

Лютер постоянно спорил Жаном Кальвином, из-за чего появились два разных течения – кальвинизм и лютеранство.

Жан Кальвин – он выступал против католиков и против Лютера. Он считал свое мнение единственно верным. Его работы отличались логичностью, остроумием и распространялись в основном среди образованных людей. Он был большим радикалом, нежели Лютер. Его идеи: авторитет есть только у Священного писания. Поскольку власть есть у всех членов церкви, то сама община и должна управлять собой. Выступал за аристократическую республику, но не зависимо от формы правления, говорил что надо подчиняться власти. Лишь если законы государства противоречат Священному писанию – то тогда можно не подчиняться. Он не делил светскую и духовную власть. У него церковные начала распространяются на гражданскую жизнь людей, церковь жестко должна была регулировать. Должно было быть строгое подчинение. Противоречия в идеях Кальвина: говорит, что выше всего личные убеждения, и тут же говорит о том, что церковь нужна народу.

Поскольку священное писание толковалось по разному, произошел раскол в учениях: у лютеранцев было понятие законов, а у кальвинистов – понятие свободы.

Реформация помогла освободиться от церкви.

Но потом началась КОНТРРЕФОРМАЦИЯ: церковь начала преследовать еретиков, ввела инквизицию, список запрещенных книг, запрет на чтение простым людям Священного писания, появилось общество Иисуса ( Лайола – первый генерал ордена) – он боролся с ересью, реформировал церковь изнутри через образование и проповедовал христианство язычникам. Орден иезуитов – на практике был теорией Макиавелли, хотя они запретили его книги к чтению.

 

9)МАКИАВЕЛЛИ.

(1469 – 1527 гг.)

Секретарь Флорентийской республики. После прихода к власти Медичи был снят с должности и уехал в свое имение в Флорентийской области.

«Государь».

«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия».

«История Флоренции» (по заказу).

Написаны на итальянском (от латыни уже начали отказываться).

Его задачи: «Не надо строить совершенные проекты, надо разбирать те средства, с помощью которых государство может усилиться».

Человек – основа всего. Но люди злы по природе. Гос-во должно знать качества человека и уметь ими управлять. Лишь нравственными средствами нельзя достичь цели. Правитель должен ставить благо в цель. Но даже тиран, если он поставит в свою цель благо может достичь благой цели. Если цели нельзя достичь добром, то можно применить и зло. Нельзя выбирать средний путь. Государственное устройство зависит от цели правителя и от общества. Идеал гос-ва – это Древний рим.

В основе – философия стоицизма. Миром правит Божье провиденье (рок, судьба), но они только наполовину определяют все действия человека, тогда как другую половину человек определяет сам. Чисто эмпирический подход к изучению политики. Отказ от рассмотрения политики с морально-религиозной точки зрения. В политике главное – результат. «Цель оправдывает средства» (напрямую в тексте не встречается, но смысл указан). Позиция нравственно беспринципной политики.

Наилучшая форма государства из чистых форм – демократия (или республика?), потому хорошо устроенный народ – лучше всего. «Глаз народа – глаз Божий».

Смешанная форма гос-ва - лучшая (заимствовано у Аристотеля, Цицерона и т.д.). Обоснование республики, существовавшей во Флоренции. В трактате «Государь», напротив, обоснована форма единоличного правления (необходимая для объединения Италии).

Государь безрассудней народа. Аристократия хуже, потому что вельможи хотят власти, а народ – свободы. Нельзя установить республику там, где много дворян, их надо истребить. Равенство ведет к республике, неравенство – к монархии. Средства, которые римляне применяли для поддержания гос устройства: религия, строгость нравов и обуздание сильных людей (народу дали право обвинения).

Перемены – это плохо. Нужно только законы и примеры «доблестных мужей». Новое устанавливать трудно и опасно. Новое не всегда хорошо, а старое – оно уже проверенное и хорошее.

Цель государства: безопасность личности и незыблемость собственности. Государство - оно как средство для согласования интересов разных групп. В гос-ве есть народ и знать. Народ – хороший, он редко ошибается. А знать – плохая, это источник смуты и беспокойства. Но она нужна гос-ву, потому что из нее выбираются гос.деятели и военачальники. Поэтому государство – это компромис народа и знати.

Три пути усиления могущетсва власти:

- союз равносильных государств (он хорош для защиты)

- главенство над союзниками (это лучший путь)

- покорение новых народов (не очень хороший путь) – поэтому надо вести кратковременные войны, обогащать казну, создавать колонии для охраны новых земель и заниматься военными упражнениями и иметь войско.

Соотношение власти и права.

Централизованная власть, основана на силе. Право следует из силы государя. «Хороших законов не бывает там, где нет хорошего воина».

В отношении религии:

Религия и церковь – инструменты политики. Основная цель внешней политики гос-ва – война. Обосновал идеи национального гос-ва (объединение Италии).

В работе «О принципсе» пишет: государь – Чезаро Борджиа. Гос-во сохраняется хитростью, обманом, а не только военной силой. Правило политики: с врагом надо борьться 2 способами: законами(это по человечески) и силой (по животному). Поэтому государь должен быть подобен льву (сила) и лисе (хитрость). Политика и мораль: они не совсем совместимы, потому что в политике важен результат, а в морали важны способы достижения цели и мотивы. Нельзя в политике выбирать средний путь. Надо народ либо уничтожать без предупреждения, либо ласкать. Не важно, если народ будет осуждать правителя, главное достигнуть своего результата. Через насилие можно обрести власть, но не славу, и чрезмерные жестокости могут поколебать власть правителя, поэтому надо найти образ врага и все свои грехи перенести на него и убить, чтобы народ успокоился. Качества правителя: скупость (казна будет полной), страх у народа ( любовь не постоянна, а страх постоянен) , должен деражть слово, только когда ему выгодно, с виду должен быть украшен добродетелями, а на практике должен уметь отступаться от своих принципов. Помощники у правителя должны быть не менее мудры чем сам правитель. Нельзя , чтобы они были льстецами.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты