Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ ОРИУ.




(1856-1929)— французский правовед и государствовед, профессор и декан юридического факуль­тета Тулузского университета. Теоретик институционализма. Основные работы: «Основы публичного права» (1910); «Идеи Дюги. Два реализма» (1914).

Под современным государством Ориу понимает ту особую форму политического общества, которая появилась «почти у всех европейских наций в кон­це Средних веков». Ориу рассматривает современное государство как объ­ективно существующий социальный институт, характери­зующийся прежде всего стабильностью. Ориу критикует Руссо как сторонника договорной теории происхождения государства. Он полагает, что дого­ворная теория государства представляет собой гипотезу «весьма гадательную», поскольку в основании теории Рус­со лежит субъективный подход, который трудно признать научным. Государство не может возникнуть в один момент в результате заключения общественного договора между «атомарными индивидами». Напротив, полагает Ориу, го­сударство можно рассматривать только как объективную реальность, т.е. как особого рода «корпоративный инсти­тут». Понятие государства как социального института Ориу противопоставил понятию государства как результата об­щественного договора Руссо.

Ориу полагал, что государство как объектив­ная реальность, не зависящая от субъективной воли инди­видов, возникает только тогда, когда происходит реоргани­зация нации. Реорганизация нации — это такое состояние, при котором писаное право становится «установившимся» правом нации. Ориу выделяет факторы, влияющие на формирование государства как корпоративного института:

- централизация права (деятельность власти по уменьшению значения обычая как источника права);

- централизация политической власти (объединение и мобилизация ресурсов нации).

Процесс политической централизации сопровождается дифференциацией органов государственной власти, что приводит к разделению властей в государстве. А это в свою очередь позволяет обеспечить свободу индивидов от зло­употреблений со стороны государственной власти.

Государство как социальный институт — это нечто целое, включающее в себя:

- общую идею как направляющую силу (индивидуаль­ная свобода, справедливость);

- исторически формирующуюся национальную коллек­тивную общность (гражданское общество);

- суверенную власть;

- правопорядок.

Понятие государства, предложенное Ориу, включало в себя исторический, идеальный, социологический и юриди­ческий моменты, что позволяет говорить о «синтетичес­ком» понятии государства.

Ориу задает вопрос: возможно ли, чтобы все совре­менные государства слились в одно, единое государство? — и отвечает: «существует мало шансов на поглощение когда-либо национальных государств всех пяти частей света од­ним государством».

М. Ориу затрагивает сложную проблему уважения к за­кону. От уважения или неуважения людей к законам, пола­гает Ориу, зависит, будут или не будут им подчиняться.

В отличие от Руссо, который считал, что уважение к за­кону связано с выраженной в законе общей воли, Ориу по­лагал, что уважать закон и соответственно подчиняться ему необходимо всегда.

М. Ориу — теоретик институциоиализма. К числу ин­ститутов, в которых есть направляющая идея, организация власти, совокупность процедур, Ориу относил не только государство, но и торговые общества, профсоюзы и т.д., за­ложив основы концепций плюралистической демократии.

 

 

 

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты