Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СОЦ.ТЕОРИИ ПРАВА. ЭРЛИХ, ПАУНД.




Паунд Роско(1870-1964)— американский правовед, представитель социологической школы права. Основные работы: «Современная правовая теория» (1940); «Социальный контроль через право» (1942); «Со­циология права» (1950); «Введение в философию права» (1954); «юриспруденция» (1959); «Механическая юрис­пруденция» (1960).

Р. Паунд видел цель права в примирении и гармонизации интересов сталкивающихся сторон.

В работе «Современная правовая теория» (1940) Паунд обратился к проблеме интересов, защищаемых правом. Вслед за Иерингом Паунд уточняет понятие интереса. Под интересом он предлагал понимать притязание лица, безот­носительно к тому, выгодно это притязание самому лицу или нет. ТРИ ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ: публичные (интересы гос-ва), индивидуальные (1-по поводу физической неприкосновенности, воли и др. 2- интересы членов семьи по невмешательству в семью и разнообразные притязания и др, 3-экономические интересы по поводу собственности), общественные (морали, защиты жизни, прогресс и др).

Р. Паунд признавал большую роль теории права для цивилизованного развития юридической практики. Юри­дическая практика не должна, полагал он, развиваться методом проб и ошибок.

Паунд сформулировал пять правовых аксиом (правовых постулатов), которые необходимо использовать в цивили­зованном обществе для оценки притязаний субъектов част­ного права:

1) «люди должны быть способны полагаться на то, что другие не будут допускать посягательств па их интересы»;

2) «люди должны быть способны полагаться на то, что они вправе владеть и управлять к собственной выгоде тем, что они присвоили для своего использования, что они со­здали собственным трудом, и что они приобрели в соответ­ствии с существующим социальным и экономическим по­рядком»;

3) «люди должны быть способны полагаться на то, что те, с которыми вступают в признанные обществом отноше­ния, будут действовать добросовестно и, следовательно:

 

• вправе действовать с учетом разумных ожиданий, вы­текающих из их обещаний или иного поведения;

• будут осуществлять свою предпринимательскую дея­тельность в соответствии с ожиданиями, вытекающими из относящихся к ней нравственных чувств общества; будут возвращать в натуре либо возмещать то, что по­ ступило к ним по ошибке, нечаянно и ненамеренно за чужой счет, и на получение чего они при соответствующих обстоятельствах не могли разумно рассчитывать»;

4) «люди должны быть способны полагаться на то, что те, которые занимаются определенной деятельностью, бу­дут действовать с надлежащей степенью предусмотритель­ности и осторожности, с тем, чтобы не подвергнуть других лиц неразумно высокому риску причинения вреда»;

5) «люди должны быть способны полагаться на то, что те, кто владеет вещами, способными выйти из-под контро­ля и причинить вред, не допустят утраты над ними разум­ного контроля».

Деятельность юрис­тов по установлению рационального порядка в обществе можно уподобить деятельности инженеров, поэтому пра­во — это «социальная инженерия». Право, позволяющее осуществить в жизни цель прими­рения и гармонизации сталкивающихся интересов, — это социальный инструмент, средство обеспечения высшей формы социального контроля над людьми.

Три измерения права. Паунд понимает право как:

1) правопорядок,т.е. режим установленных отношений,
поддерживаемый систематическим применением принуж­
дения со стороны государства;

2) совокупность нормативно-правовых актов(законода­
тельство штата Невада и т.д.);

3)процесс отправления правосудия, который может осу­
ществляться либо на основе второго понимания права,
либо самостоятельно.

Паунд различает:

«право в книгах» (законодательство);

«право в действии» (правопорядок, судебный и адми­
нистративный процессы).

ЭРЛИХ Евгений-(1862-1922) — австрийский правовед, один из основоположников социологии права как науки и автор концепции «свободного судейского отыскания права». Основные работы: «О пробелах в праве» (1888); «Мол­чаливое волеизъявление» (1893); «Принудительное и не­принудительное право в гражданском кодексе Германской империи» (1900); «Основы социологии права» (1913); «Юридическая логика» (1918).

Е. Эрлих исходил из того, что право — это «общественное явление», а наука о праве должна быть частью науки об обществе, т.е. социологии: «Социология права — это научное учение о праве». Социология права позволит преодолеть недостатки дру­гих школ правовой мысли: -

1) исторической школы права, представители которой не решали вопроса об отграничении нового права от старо­го, уже не действующего;

2) школы юридического позитивизма, представители которой рассматривали не связь права с обществом, а лишь связь права с государством.

Эрлих — автор концепции «живого права», т.е. права, которое фактически уже действует в обществе, возникая спонтанно и опережая право, исходящее от государства. «Живое право» — право, существующее независимо от су­дебной системы государства. Общество — это источник развития права. Оно пред­ставляется Эрлиху как совокупность различных союзов, которые и надо изучать социологам права.

Понятие союза (Verband)— это ключевое понятие соци­ологии права Эрлиха. Он различал союзы:

- самобытные (семья, род);

- целенаправленно созданные(различного рода товари­щества, хозяйственные союзы, корпорации, политические партии, государство и др.).

Каждый общественный союз имеет свои организацион­ные нормы — «общественное право». Чтобы понять дей­ствующее право, надо изучить эти нормы, обеспечивающие внутренний порядок в различных союзах. Организацион­ные нормы представляют собойправо первого порядка. Это и есть «живое право». Это вообще основной массив права и оно находится всегда в эволюции.

К праву второго порядкаЭрлих относил право юристов (научное и судебное право) и законодательство, которые не регулируют саму жизнь, а предназначены лишь для того, чтобы охранять право первого порядка и разрешать спор­ные вопросы. Это «право решений».

Сначала появились различные институты общества: се­мья, договоры, наследование, государство, и лишь затем появилось законодательство о семье, договорах, завеща­нии, государстве.

Находясь под влиянием Савиньи, который какое-то время выступал про­тив принятия прусским государством преждевременных законов, Эрлих призывал законодателя быть осмотрительным и осторожным.Эрлих считал, что издание эффективного закона, кото­рый должен вести «большие массы людей», — это очень трудное дело.

Анализируя про­блему реализации права, Эрлих придает большое значение «свободному отысканию» права судьями. Он считает, что судьи должны руководствоваться не только малоподвижными предписаниями закона, но и «живым правом» союзов. Эрлих не отрицал, что норма для решения спора может быть найдена в законе, но считал, что это случается редко, так как правовые предписания законов очень быстро отста­ют от динамики жизни. Проанализировав деятель­ность первых судей Верховного суда США (Дж. Маршалл, О.В. Холмс), Эрлих пришел к выводу, что в отправлении правосудия решающую роль играет свободное слово высоко­образованных юристов, а не «мертвые параграфы» закона.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 746; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты