КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТЕОРИЯ ВОЗРОЖДЕННОГО ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА. НОВГОРОДЦЕВ,КИСТЯКОВСКИЙ,ШТАММЛЕР.Новгородцев – (1866-1924) известный русский правовед, философ, социолог, он был одним из видных и последовательных сторонников возрождения и развития идей естественного права в России. Основные работы: «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права» (1901); «О задачах современной философии и права» (1902); «Нравственный идеализм в философии права» (1902) «Из лекции по общей теории права. Часть методологическая» (1904); «Кризис современного правосознания» (1909); «Идеалы партии народной свободы и социализма» (1915). В отличие от традиционного естественного права, рассматривавшегося в виде некоего «абстрактного права природы», имеющего абсолютный и неизменный характер, естественное право в представлении Новгородцева предстает как право с «переменной частью своего содержания», в котором отражаются основные качества человеческой личности, обладающей волей, разумом и неповторимой индивидуальностью.Естественное право, по Новгородцеву, возникает не иначе как продукт индивидуального сознания, отражение моральной ценности отдельных людей, юридическим выражением которой являются соответствующие права и свободы. По общему правилу оно проявляется «в виде протеста правосознания членов общества» против сложившегося несправедливого порядка вещей, закрепленного с помощью норм положительного права. Основное внимание акцентирует: - на сущности, задачах и функциях государства; - теоретических и морально-правовых предпосылках формирования правового государства; - формах организации и способах управления государством; - характере и методах осуществления государственной власти. При анализе государства ученый придавал таким его признакам, как государственный суверенитет, а также суверенитет народа. Рассматривая государство как союз свободных лиц, объединенных общими интересами, Новгородцев усматривал сущность и назначение суверенитета в обеспечении: • правотворческих возможностей государства; национальной и государственной независимости. Под «уравнением общественных элементов» понималось создание равных возможностей для развития личности и, соответственно, устранение тех социально-экономических, политических и иных условий, которые не создают возможностей достойного существования. Новгородцева уделял значительное внимание вопросам правосознания, кризис которого ученый рассматривал как «одно из тех явлений современной эпохи, которые становятся тем более очевидными, чем более останавливаешь на них свое внимание», а также проблемам общественного идеала. Рассматривая последний в качестве «принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы», Новгородцев считал необходимым добиться с помощью государственно-правовых и моральных средств такого положения в обществе и государстве, при котором «личность уважалась всегда и везде», никто не был бы ограничен «никакими пределами и различиями» и никто не был бы «исключен из идеи всеобщего единства». «Безусловный принцип личности», заключал он, должен с необходимостью привести «к идее всечеловеческой, вселенской солидарности. КИСТЯКОВСКИЙ-(1868-1920) — российский социолог и правовед. Основные работы: «Государство правовое и социалистическое» (1906); «В защиту научно-философского идеализма» (1907); «В защиту права» (1909); «Наши задачи» (1913); «Социальные науки и право» (1916). Догматическая юриспруденция (юридическая догматика) занимается выработкой точных и строгих правовых понятий и сведением их в определенную систему. Она рассматривает действующее право как «замкнутую систему», свободную от пробелов и обладающую постоянством, устойчивостью, законченностью. Кистяковский отличает юриста-догматика от юриста-теоретика. Провел анализ учений о сущности права, имеющих место в науке о праве в то время, и пришел к выводу, что эти учения противоречат друг другу. Причины такого положения: одни полагают что право это явление внешнего мира, другие – что внутреннего мира, нет единства в понимании соотношения нравственности и права – одни их разъединяют (формально или по содержанию), другие – соединяют (право-это всегда нравственность, иначе это не право). Общий вывод Кистяковского: обновление науки о праве нужно начинать с самой науки, и прежде всего — с ее методологии. Необходимо создать науку о праве как «чистое научное знание о праве». Надо рассматривать право с многих ракурсов. Четыре ракурса рассмотрения права позволили Кистя-ковскому выделить четыре научных понятия права: 1) государственно -повелительное; 2) социологическое; 3) психологическое; 4) нормативное. «Право есть совокупность норм, заключающих в себе идеи о должном, которые определяют внешние отношения людей между собой». Право связанно с деятельность гос-ва, с жизнью общества, с психической жизнью индивида – каждая такая связь порождает свое понятие права. Нет соотношения между этими понятиями, они отдельны друг от друга и самостоятельны. Несмотря на то , что понятий много, право все-таки едино. В 1906 г. Кистяковский пишет статью «Государство правовое и социалистическое». В это время в российском правосознании государство ассоциировалось только с насилием: «Для нас, русских, государство — это положение об усиленной и чрезвычайной охране, это военное положение, это военно-полевые суды и смертные казни». Государство – признак цивилизации. Цивилизованный человек не мыслим без государства. «Общее благо — вот формула, в которой выражаются задачи и цели государства». Истинную природу государства выражает только правовое государство. Основные принципы государства: Принцип ограничения государственной власти (неотъемлемые права человека – свобода совести, слова, союзов и собраний, нерушимость прав одних правами других, неприкосновенность прав личности), принцип подзаконности гос власти ( при монархии есть лишь имитация законности, ведь права личности не признаются), принцип народного представительства (это универсальный признак правового гос-ва). Он сравнивает социалистическое гос-во и правовое ( соц гос-во будущего не может сильно отличаться от правового). Кистяковский предложил оригинальную методику оценки правосознания русской интеллигенции. Показателем уровня правосознания — высокого или низкого — является отношение в обществе к правам личности, правовым идеям, правовым формам, правовым институтам. Выдвигались различные «формулы личности»: критически мыслящая, сознательная, всесторонне развитая,и др. Правовые формы Кистяковский рассматривает как ценность, отношение к которой в обществе — еще один показатель правосознания, и потому, полагает он, общественная жизнь не может существовать без правовых форм. Правовые институты — важные элементы правопорядка, и потому отношение к ним в обществе — существенный показатель уровня правосознания этого общества. Один из главных правовых институтов для Кистяковского — это суд.
ШТАММЛЕР - (1856-1938) — немецкий философ права, представитель неокантианской теории права. Основные работы: «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» (1896), «Учение о правильном праве» (1902); «Сущность и задачи права и правоведения» (1906); «Теория правоведения» (1911); «Учебник философии права» (1922). Критикует Маркса за материалистическое понимание истории, категорически не приемлет точку зрения на право, согласно которой «право как бы находится в вассальной зависимости от хозяйства», отрицает даже саму возможность исследовать хозяйственную деятельность людей вне правовых форм. Каузальному (причинному) подходу к пониманию права, предложенному Марксом, Штаммлер противопоставил телеологический подход.- право не подчиняется действию закона причинности. Право для неокантианцев — это продукт человеческого духа. «Общественная жизнь людей» — это жизнь, которая всегда урегулирована внешним образом — правом, или конвенциональными нормами(нормы по добровольному соглашению сторон). При анализе этой жизни следует отличать форму от содержания . Определяющую роль в общественной жизни играет форма. В отличие от Маркса первоосновой общественной жизни людей Штаммлер признает право. Он связывает прогресс в развитии общественной жизни людей с прогрессом права. Штаммлер поставил перед собой задачу выработать «высшее понятие права», рассмотрев право как явление телеологическое, как некое «содержание сознания»: «Право принадлежит к миру мышления, который мы обозначим как воление, т.е. как сознание целей». Штаммлер отличает социальное «воление» (воление для других) от нравственного (воления для себя). Социальное воление — это «правило, связывающее многих лиц и стоящее над ними». Штаммлер выделяет различные виды социального «воления»: право, мораль, обычаи, конвенциональные правила, произвол. Право— это разновидность социального воления. От других видов социального «воления» его отличает принудительный характер. Р. Штаммлер решает проблему оправданности принуждения посредством правовых норм, абстрагируясь от справедливого или несправедливого содержания этих норм. Предлагает в качестве критерия оценки права как справедливого или несправедливого, истинного или нет, понятие «основной идеи права»: «Истинное право — это такое право, которое в каждом отдельном положении вообще согласуется с основной идеей права». Основная идея права для Штаммлера соответствует главной цели общественной жизни людей — становлению «общества свободно хотящих людей»: «Общество свободно хотящих людей» Штаммлера — это общество, которое состоит из моральных личностей, действующих в соответствии с категорическим императивом Канта, в котором каждый человек — это самоцель, а не средство для достижения своих целей другими. Классификация права. Штаммлер различал два вида права: справедливое право и несправедливое право. «Бывает дурное по содержанию право, и, тем не менее, оно обладает правовым действием» (т.е. видимо можно применять несправедливое право, в отличие от идеи Констана). В конце XIX в. Р. Штаммлер вновь обратился к понятию естественного права и обосновал актуальность этого понятия для правовой культуры Запада, став основателем теории возрожденного естественного права. Штаммлер доказал значимость понятия «естественного права с изменяющимся содержанием». По его мнению, представители «старой» школы естественного права XVII — XVIII вв. (Гроций, Гоббс, Руссо и др.) считали возможным определить естественное право как идеальное, т.е.: - существующее рядом с позитивным правом; - соответствующее либо «природе человека», либо «природе права»; - обладающее «неизменным содержанием»; - пригодное «для всех стран и времен». Он писал : «Естественное право в таком смысле должно быть признано научно невозможным». Штаммлер восстанавливает научное значение понятия естественного права, исходя из того, что оно выполняет особую роль в жизни общества. Естественное право, по мнению Штаммлера, -- это «путеводная звезда для законодателя», компас «в руках законодателя для усовершенствования позитивного права». Он допускает существования идеального права с незыблемым содержанием: «Заблуждение старых теоретиков права в том, что они искали такое определенное право, которое имело бы абсолютное значение». Он признает лишь научную возможность обнаружить в исторически изменчивом праве «истинное» право, которое ориентируется на социальный идеал как свою конечную цель. Это право Штаммлер называет «естественное право с изменяющимся содержанием».
|