КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГОСУДАРСТВО. Отличие от марксизма. Влияние идей Гегеля и Руссо.- Позднейшая социал-демократическая традиция в значительной мере сглаживает разницу между Лассалем и Марксом. Официальный историк партии, компетентность которого признана ее влиятельными вождями, Франц Меринг склонен сводить и лассалеанизм, и марксизм к некоторому общему духовному корню. В их совместном воздействии на немецкое рабочее движение он видит единую диагональ сил, внутренне согласованных и ведущих к единой цели - Глубочайшее принципиальное различие Лассаля от Маркса и Энгельса и состоит в том, что в своем воззрении на государство он следует не за ними, а за Руссо и Гегелем и, далекий от утопии безгосударственного состояния, сочетает свои социалистические идеи с теорией правового государства. Оба основных определения правового государства - как организации общей связи входящих в него лиц и как система свободы - находят у Лассаля ясное и отчетливое признание. Поэтому и целью общественного развития он полагает не поглощение государства обществом, а сочетание в государстве начал общности и взаимности с принципом свободы. Он не отрицает того бесспорного факта, что в государстве происходит классовая борьба и смена влияний различных классов, но вслед за Гегелем он признает, что государство стоит выше этих явлений общественной жизни, что оно представляет собою "единство личностей в одном нравственном целом", "вековечный священный огонь цивилизации". - Отсюда вытекает и ближайший политический лозунг Лассаля - всеобщее избирательное право. Вслед за Руссо он ставит средством к осуществлению идеи правового государства "принцип участия всех в определении воли государства".Он верит, что "всеобщее избирательное право есть не только политический принцип рабочих, но и их социальный принцип, коренное условие всякого социального улучшения". Это, по его словам, "единственное средство улучшить материальное положение рабочего сословия".А в то же время это и единственное средство для охраны свободы. "Одно из двух: или чистый абсолютизм, или всеобщее избирательное право... То, что находится между ними, во всяком случае невозможно, непоследовательно и нелогично". - Понятно, почему Маркс с таким ожесточением нападал на "верноподданическую веру лассалевской секты в государство"; понятно, почему он так восставал против стремления лассальянцев заменить "революционный принцип переустройства общества" "государственной помощью".В противоположность Лассалю, он самым решительным образом отрицает, чтобы в государстве можно было видеть "самостоятельную сущность, обладающую своими собственными духовными, нравственными, свободными основами".Это и есть именно то, что отделяет его от теории правового государства и приводит к утопии безгосударственного состояния. Но этот революционный утопизм препятствует Марксу принципиально обосновать участие в текущей политике.
ПРАВО - Лассаля волновала не только конкретная проблема решения рабочего вопроса, но и сугубо научные, теоретические проблемы конституционализма. В работе «О сущности конституции» он говорит о двух конституциях: действи-тельной и правовой. - Конституция действительная представляет собой фактическое соотношение сил в обществе: король — войско — дворянство — промышленники — банкиры — мелкая буржуазия — рабочие. Именно эта действительная конститу-ция определяет все законы и все правовые учреждения данного общества. - Конституция правовая представляет собой конституцию писаную: «Упомянутые нами действительные отношения общественных сил записываются на бумагу, выражаются письменно, будучи записанными, они перестают уже быть только фактическими соотношениями и становятся правом или правовыми учреждениями, неповиновение ко-торым наказывается». Стабильность писаной конституции зависит от ее соответствия конституции действительной: «Что бы ни было написано на листе бумаги, не будет иметь никакой цены, пока не отвечает действительному положению вещей, реальному соотношению между общественными силами».
|