КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пьер Жозеф ПрудонНаряду с государственно-правовыми теориями социализма и коммунизма в первой половине XIX в. возникли и развивались теории, обосновывавшие полную отмену всякого государства и законодательства, замену права договорами, государства — общественным самоуправлением. К таковым принадлежит политико-правовая теория анархизма. Теория анархизма это учение об устройстве общественной жизни без государства. Главная задача — добиться максимальной свободы индивидов. Ее можно выполнить, лишь исключив из общественной жизни все формы насилия человека человеком: политическую, экономическую, идеологическую (религиозную) и др. Государство для анархистов есть отрицание свободы большинства населения, когда одни (правящие) эксплуатируют других (управляемых). В XIX в. видными представителями анархизма были П. Ж. Прудон, М. Штирнер, М.Н. Бакунин и П.А. Кропоткин. I. Основные работы: «Что такое собственность?» (1840); «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846); «Принцип федерализма» (1863); «Политические возможности рабочего класса» (1864). II. Содержание политико-правового учения Анархия – мать порядка, вот основной тезис, который пытался доказать автор. Прудон видел порядок в устройстве общества без какого-либо вышестоящего регулятора, основанный не на институтах государственной власти и закона, а на институте взаимовыгодных договоров, заключаемых между индивидами, группами, семьями, городами, провинциями. Учение Пьера Жозефа строится на 4 принципах: 1) мютюэлизма – учения о взаимности; 2) замены права двусторонними договорами; 3) уничтожения собственности; и 4) федерализма. По мнению автора, общество, отношения которого основаны на принципе равноценного обмена, «не требует ни полиции, ни наказаний, ни гнета». «Рабочий перестает быть рабом государства, он - человек свободный, настоящий властелин, действующий по собственной инициативе и под свою личную ответственность: он уверен, что получит за свои произведения и услуги настоящую цену, достаточно вознаграждающую его, и встретит в своих согражданах относительно всех предметов своего потребления полную справедливость и гарантии». Доказывал он этот принцип на основании экономических институтов: страхования, найма жилища, отношений перевозки, кредитования и др. По мнению автора, одним из источников несправедливости в мире является вечный экономический закон – закон спроса и предложения. Продавец намеренно завышает цену, покупатель намеренно занижает, в результате торгов они приходят к определенному согласию. Прудон считает низким подобный «обман», и находит выход в принципе взаимности: продавать необходимо по неизменной цене, а требовать понижения нельзя. Если все участники рынка будут следовать этому правилу – вот он, принцип взаимности в действии. В трудовых отношениях Прудону противна зависимость стоимости труда от непрофессиональных качеств: сословия, известности, положения работника. Он предлагает, установив определенный минимум оплаты, позволяющий «жить, работая», поставить ее в зависимость исключительно от производительности труда. Взаимность, по Пьеру Прудону, также предполагает раздел земли, отмену собственности, независимость труда, разделение различных видов промышленности, специализацию направлений, личную и коллективную ответственность, в зависимости от характера труда; она предполагает приведение общих расходов к минимуму, истребление дармоедства, уничтожение нищеты. Право и законодательство Прудон считал средством эксплуатации простого народа, поэтому проповедовал отказ от него и замену взаимовыгодными договорами, подкрепляемыми нормами морали. Он призывал к полному, немедленному уничтожению всех судов. Правосудие, по его словам, - это форма деспотизма и отрицание свободы. Основой права должен был стать договор «взаимности», источником норм которого является вечная справедливость - основа естественного права. Будучи членом общества свободных и равных людей, индивидуум станет добрым и справедливым, будет уважать свободу и благо других членов общества, никогда не будет присваивать насилием или обманом достояние другого, не будет лгать ни в торговле, ни в других делах. Но Пьером Жозефом признается роль права на переходном к анархии этапе развития общества, поэтому в своих работах он попутно высказывает предложения о возможностях изменения отдельных положений законодательства Франции. Уже в своих первых трудах Прудон критиковал институт частной собственности, предложив посмотреть на нее без сложившихся предубеждений. В работе «Что такое собственность?» он заявил, что «собственность есть кража» и поэтому является несправедливым институтом, и предлагал заменить ее «владением». Теория федерализма не входила в противоречие с политико-правовым учением Прудона, так как основывалась на договоре федерации. Проповедуя идею полного отказа от государства как гнета над свободным обществом, Прудон разработал временную форму существования государства в переходный период преобразования последнего в анархию. Этой формой явилась «федерация федераций». В процессе исторического развития, например, в результате разделения труда, и особенностей расселения людей формируются определенные группы, составляющие низовую ячейку строения общества. Эти группы сами по себе - маленькие государства, демократично организованные под защитой федерации, единицы которых - главы семей или граждане. Заключая общественные договоры, эти группы консолидируются для формирования органов для решения общих задач, а также для формирования более крупных образований, которые, в свою очередь объединяются в федерации. По мнению Прудона, если бы экономическая реформа взаимности была провозглашена в каком-нибудь уголке мира, то в ту же минуту федерации возникли бы всюду, в силу необходимости. Для существования их нет надобности в непременной сплоченности федерального союза, в близком расположении. Федерация возможна между государствам, находящимся друг от друга на значительном расстоянии; стоит только им заявить, что они хотят соединить свои интересы и взаимно обеспечить друг друга, по принципам экономического права и взаимности. Право на выход из федерации предусмотрено, но, как считает автор, однажды создавшись таким образом, федерация не может распасться, потому что никто не захочет отрешиться от такого принципа, как принцип взаимности, и такого договора, как договор федерации. Отказ от государства как такового, переход к обществу, состоящему из групп индивидов, связанных между собой договорными отношениями на основе принципа взаимности, представлялся автору истинной свободой. «Подобно тому, как человек ищет справедливости в равенстве, так общество ищет порядка в анархии. Анархия, отсутствие господина, суверена – такова форма «правительства», к которой мы с каждым днем приближаемся. Довольно партий, довольно власти, безусловная свобода личности и гражданина! В трех словах я изложил мои общественные идеалы».
ШТИРНЕР: Немалое влияние на развитие анархизма оказала книга "Единственный и его собственность" ("Единственный и его достояние"), опубликованная в 1844 г . под псевдонимом Маке Штирнер (автор - Каспар Шмидт, 1806 - 1856 гг.). Левогегельянец Штирнер подверг основательной критической проверке идеи, отношения, учреждения, навязанные людям обществом, церковью, государством. Вся жизнь - борьба за самоутверждение личности, самобытное проявление своего "Я". Существующие и существовавшие философии стремятся подчинить человека окружающему миру во имя той или иной надуманной идеи. То же относится к понятиям "бог", "общество" - за ними не стоит ничего реального, но вера в бога создала церковь, а вера в общество - государство. "Государство всегда имеет лишь одну цель - ограничивать, связывать, субординировать отдельного, делать его подчиненным чему-то общему". "Государство - убийца и враг самобытности,.. - писал Штирнер. - Мы - государство и я - враги". То же относится к праву, даже к индивидуальным правам личности, ибо "всякое существующее право - чужое право, право, которое мне "дают", "распространяют на меня". Единственная реальность - это конкретное, неповторимое "Я", "Единственный", "Эгоист" и то, что произведено его трудом (собственность или достояние "Единственного"). Штирнер не менее резко, чем Прудон, отвергал коммунизм, стремящийся подавить, уравнять личность с помощью государства. Острой критике он подвергал и буржуазное общество. "Буржуа становится тем, что он есть благодаря защите государства, его милости, - подчеркивал Штирнер. - Он должен был бы бояться все потерять, если бы была сломлена мощь государства". Книга Штирнера, отвергающая все формы давления на личность, обычно считается кодексом индивидуалистического анархизма. Штирнер, безусловно, враг государства, церкви, законов - всего, что навязано личности извне. Но главная его забота - обоснование и защита своеобразия каждой личности именно как самобытного "Я", неповторимого индивида, а не "абстракции", "типа" или "разновидности" рода человеческого. В таком виде индивидуализм противопоставлялся насилию среды, давлению коллективного духа, массовой психологии, навязыванию идей, религий, традиций - любого внешнего авторитета, посягающего на своеобразие "Единственного". Общественный идеал Штирнера ("союз эгоистов") по существу не отличается от обоснованного Прудоном идеала федеративной ассоциации свободных и равных автономных ("само-законных") людей. С Прудоном Штирнера сближают также критика буржуазии, неприятие государственного коммунизма, сочувственное отношение к пролетариату, отрицание церкви, государства и права, осуждение эксплуатации человека человеком. Поэтому в общем контексте социальной и политико-правовой идеологии середины XIX в. книга Штирнера способствовала распространению идей не только анархо-индивидуализма, но и социализма.
|