КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взгляды на государство и право Н.М. Карамзина.1. Карамзин резко осуждал какие бы то ни было попытки учреждения конституции, в чем-то ограничивающей власть царя. 2. Он считал, что поскольку Россия – огромная страна, то единство действия власти в ней может обеспечить только самодержавие. 3. Закон не может быть выше государя. Россия – большая страна: «Что, кроме единовластия неограниченного, может в сей махине производить единство действия?». «Две власти государственные в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга, а право без власти есть ничто, - пишет Карамзин. – Самодержавие основало и воскресило Россию… В монархе российском соединяются все власти: наше правление есть отеческое, патриархальное». · Однако, считает Карамзин, власть самодержавца имеет границы: царь может все, но не может законно ограничить свою власть, т.е. самодержец не имеет права упразднить самодержавие. · Пределом самодержавной власти являются и привилегии дворянства. «Самодержавие есть палладиум (залог благополучия и процветания) России; целостность его необходима для ее счастья; из него не следует, чтобы государь, единственный источник власти, имел причины унижать дворянство, столь же древнее, как и Россия… Права благородных суть не отдел монаршей власти, но ее главное, необходимое орудие, двигающие состав государственный». Н.М. Карамзин выступает в защиту привилегий дворянства как замкнутого сословия, порицая петровскую «Табель о рангах», в соответствии с которой лица, достигшие определенных чинов, наделялись личным и потомственным дворянством: «Надлежало бы дворянству быть по чинам, но чинам по дворянству». · Отмена власти помещиков над крестьянами приведет, утверждал Карамзин, к тому, что крестьяне станут пьянствовать и злодействовать. «…Теперь дворяне, рассеянные по всему государству,Ю содействуют монарху в хранении тишины и благоустройства: отняв у них сию власть блюстительную, он, как Атлас (Атлант), возьмет себе Россию на рамена (плечи) – удержит ли?.. Падение страшно». · Право, государство, сословный строй России Карамзин связывает с идеей самобытного народного духа. · Власть не должна навязывать народу чуждые ему законы и учреждения, - «законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обстоятельств». · Понятие гражданских прав, по мысли Карамзина, к России вообще не применимо. «У нас дворяне, купцы, мещане, земледельцы проч. – все они имеют свои особенные права – общего нет, кроме названия русских». · Н.М. Карамзин протестовал против преобразования государственных учреждений. «Всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надобно прибегать только в необходимости: ибо одно время дает надлежащую твердость уставам; ибо более уважаем то, что давно уважаем, и все делаем лучше от привычки». Главной ошибкой законодателей своего времени Карамзин называет создание новых государственных учреждений – разных министерств, Государственного совета и пр. · В «Записке» Карамзина сформулированы основные принципы охранительной идеологии, которая в течение нескольких десятилетий противостояла в России идеям либеральных реформ. Общей мыслью Карамзина было то, что стране нужны не реформы, а «патриархальная власть»; по его мнению, «дела пойдут в России как должно, если вы найдете в России 50 умных людей, добросовестных», которые ревностно станут блюсти «вверенное каждому из них благо» россиян, «обуздают хищное корыстолюбие нижних чиновников и господ жестоких, восстановят правосудие, успокоят земледельцев, ободрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и народа». Карамзин советует также возвысить духовенство, приниженное, по его мнению, во времена Петра: «Не довольно дать России хороших губернаторов, - надобно дать и хороших священников, - замечал ученый; - без прочего обойдемся и не будем никому завидовать в Европе. Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми – Государь, единственный законодатель, единственный источник властей. Вот основание Российской монархии…».
|