КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КОНТ.СОЦИОКРАТИЯ.(1798—1857) — французский мыслитель, создатель социологии как науки, идеолог органического (не революционного) реформирования общества (автор проекта социократии для всего человечества). Концепция эволюции форм государственного правления. О. Конт считал, что в первой половине XIX в. во Франции длительный процесс разрушения старой политической системы феодального общества закончился. Формой государственного правления этого общества, по мнению Конта, продолжительное время была «ретроградная аристократия». На смену ей на какое-то время пришла «анархическая республика», которую Конт так же не приемлет, как и «ретроградную аристократию». Анархическая республика возникла потому, что умами людей завладели ненаучные идеи : идеи неограниченной свободы суждений, абсолютного равенства, народного суверенитета, разделения властей. Анархическая республика не может стать окончательной формой правления на Западе. Ей на смену неизбежно придет окончательная форма государственного правления — социократия, которая только и может соответствовать западноевропейскому индустриальному обществу XIX в. Этой политической реформе должна предшествовать теоретическая «реформа»: создание новой науки — позитивной философии. Эта наука есть «систематизация всего человеческого мышления», «система позитивных теорий по всем отраслям наших реальных знаний». Позитивная философия позволит государственным деятелям установить окончательный, правильный и прочный порядок. Эволюция форм по Конту выглядит так: «ретроградная аристократия» - «анархическая республика» - «социократия». Законодательство должно исходить из общественного опыта и законов развития людей. Говорил, что умственный мир человечества нужно упорядочить. Позитивная философия, по мнению Конта, — это иерархия шести позитивных наук, расположенных в направлении все возрастающей сложности: социология; биология; химия; физика; астрономия; математика. Социологию (науку об обществе) Конт включил в ряд наук о фактах. Социология имеет собственный объект — социальные факты, которые подобны астрономическим или физическим явлениям. Для того чтобы открыть эти законы существования и развития общества, полагал он, необходимо наблюдать за социальными явлениями, исследуя постоянные отношения, существующие между наблюдаемыми социальными явлениями. Социолог должен пытаться найти ответы на вопрос «как?» и исключить вопрос «почему?». Знание законов, открытых социологией, по мнению Конта, послужит «руководством для полного преобразования Западной Европы». Конт различал в социологии социальную статику и социальную динамику. Социальная статика, полагал Конт, рассматривает общество как более широкий союз, нежели семья. по мнению Конта, для поддержания порядка в социальном организме требуются две власти: светская, которая обладала бы материальными средствами воздействия, и духовная, которая бы обладала нравственными средствами воздействия. Общество для Конта — это всегда иерархия, где есть правители и управляемые. Социальная динамика как часть социологии призвана обнаружить законы общественного развития. Конт сформулировал закон социального прогресса — закон трех стадий. Согласно этому закону умственное развитие человечества (по аналогии с умственным развитием индивида) проходит последовательно три этапа. 1. Теологический этап продолжался до 1300 г. На этом этапе люди объясняли все события и действия, происходящие в мире, ссылками на духов, гномов, богов. Человечество вело военный быт. На этом же этапе произошло разделение властей на духовную и светскую. 2. Метафизический этап продолжался с 1300 по 1800 г. На это время на Западе приходятся Реформация, Просвещение и Революция, которые привели к изменению мышления людей. Мышление становится отвлеченным. 3. На окончательном этапе — научном (позитивном) — постигаются фактические связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности. Человеческие общества становятся промышленными обществами. Проект будущего окончательного государственного строя- социократии. Конт полагал, что позитивная философия с ее главным достижением — социологией — должна стать основанием положительной политики. Конт разработал «План реорганизации социальной жизни» для промышленных обществ, реализация которого приведет к установлению социократии. Социократия Конта — это «позитивистская республика», «западная республика», формула которой будет выглядеть следующим образом: «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». Это совершенное государство, которое будет служить всему обществу. Человечество объединится в 500 социократии, каждая размерами не более Бельгии и Голландии. Только в небольших социократиях, полагал Конт, можно достигнуть порядка и прогресса. «Позитивистская республика» Конта предполагает существование западных индустриальных обществ, в которых есть класс капиталистов («концентрированная сила богатства»); класс пролетариата («рассеянная сила числа»). Эти классы должны соотноситься как 1: 33. К мелкой буржуазии Конт относился отрицательно и желал ее исчезновения. Согласно одному из статических законов Конта общество основывается на солидарности людей. При социократии эта солидарность будет обеспечена: а) признанием каждого человека общественным существом, выполняющим «социальные функции» (в социокра-тии «каждый гражданин является государственным чиновником»); б) заменой прав обязанностями, чтобы лучше подчинить личность общественности: в) признанием за частной собственностью социальной значимости. Капиталист, полагал Конт, выполняет «необходимую» социальную функцию, которая состоит в накоплении капитала и управлении им. Собственность, по Конту, заслуживает большого уважения, и поэтому институт наследования собственности не вызывает у него никаких сомнений. Согласно другому статическому социологическому закону Конта, в обществе должно быть правительство, которое искусственно поддерживает солидарность людей. Правительство для Конта — это власть духовная («теоретическая власть», «философская власть») и власть светская («практическая власть»). Духовная власть у философов и ученых. Духовная власть выше светской. Духовная власть воспитывает в духе общественной солидарности капиталистов и пролетариев. Средствами воспитания капиталистов могут быть: убеждение; систематическое порицание; исключение из общества. При социократии учреждается новая религия — религия Человечества (Великого Существа). Не все люди входят в состав Великого Существа: человеческие паразиты, живущие только за счет других, а не для других, исключены из него, но зато включены полезные животные. В году — 13 месяцев: каждый месяц и каждый день посвящены знаменитым историческим личностям. Вводятся праздники: апрель-месяц детей, июнь-месяц прислуги и др. Концепция социократии О. Конта — это теоретическая альтернатива теории «научного социализма» К. Маркса.
|