КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СПЕНСЕР.(1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма и ведущих идеологов либерализма. Органическая теория происхождения государства.По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Государственная власть — это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Государство есть результат политической эволюции общества как организма, который связан с политической интеграцией и политической дифференциацией. Спенсер рассматривал общество как своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции. В своей работе «Социальная статика», он обосновывает теорию всеобщей эволюции, согласно которой «эволюция есть интеграция вещества и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной однородности». Эволюция — это «всеобщий процесс», характеризующийся тремя существенными чертами: интеграцией, дифференциацией и упорядочиванием. Исторические типы права. Применяя свою теорию эволюции к праву, Спенсер выделил несколько типов права. Первым историческим типом стало обычное право первобытных племен, которое характеризуется значительной неизменностью, воплощает «идеи, чувствования и привычки» предков, передается по каналам внушения, возникает до появления какой-либо политической организации. К этому праву в дальнейшем присоединяется священное право, которое предполагает существование политической организации общества (есть вождь или король); представляет собой приказы вождей и королей, после того как они стали «выдающимися покойниками», или приказы правителей, при жизни признанными существами божественными; обеспечивается действием религиозных санкций; требует слепого повиновения, а любое неповиновение становится «самым гнусным преступлением» и чрезвычайно сурово наказывается. Следующий этап в развитии права связан с отделением человеческого права от права священного. Человеческое право — это законы, авторитет которых основан «на уважении к людям, издавшим их, и к поколениям, одобрившим их». В военных обществах, основанных на принудительном сотрудничестве, эти законы направлены, прежде всего, «на регулирование неизменных иерархических отношений, на поддержание неравенства и на усиление власти». Напротив, в промышленных обществах, построенных по принципу добровольного сотрудничества, законы признают «равенство прав всех людей» и имеют целью «согласование индивидуальных интересов». Военное общество: Согласно эволюционной теории Г. Спенсера, общество развивается по общему закону эволюции. Общество взаимодействует с окружающей средой и испытывает на себе влияние этой среды, в результате формируется государство: "правительство возникает и развивается вследствие наступательной и оборонительной войны общества против других обществ". Поначалу основными обязанностями государств были защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов. На этой основе, по теории Спенсера, сложился воинственный тип социальной организации. Тип военного общества Спенсер вывел, используя метод индукции: это обобщение исторически существовавших обществ: спартанское, римское и общество перуанских инков, а также современные. Данное общество организованно по образцу армии. Одним из существенных признаков военного общества является государственный централизм: государственная власть выступает «центром системы, контролирующей всю жизнь»; «все жители подчинены чиновникам»; все подчинено «государственному надзору». Государственная власть стремится контролировать как внешнюю, так и домашнюю жизнь народа. Другой, существенный признак военного общества — иерархия индивидов, которая обусловливает их юридическое неравенство. Положение индивидов определялось принадлежностью к той или иной ступени иерархии. В таком обществе субъективное право того или иного лица являлось лишь несправедливой привилегией по отношению к другим лицам, у которых этих прав не было. Количество привилегий зависело от занимаемого лицом места в общественной иерархии. Право на свободу от вмешательства государственной власти в личную жизнь народа не признавалось. Жизнь, свобода, собственность индивида принадлежат обществу;, запрещены и подавляются все объединения и союзы, кроме тех, которые входят в состав государственной организации. Люди были просто единицей централизованной военной машины и направлялись в течение всей своей жизни к наивозможно большему выполнению воли власти и к наивозможно меньшему действию по своей собственной воле. Еще одним признаком военного общества является повсеместное принуждение, которым обеспечивается действие объективного права как системы запретов и приказов: государство устанавливает не только запреты ("чего нельзя делать"), но и предписания ("надо делать то-то и то-то"). Черта, повсюду характеризующая военное строение, состоит в том, что различные совместные действия единиц совершаются принудительно. Общество стремится производить все необходимое для его существования независимого от других обществ; высоко почитаются храбрость, преданность данному обществу, исполнительность, малая инициативность, слепая вера в авторитет, уверенность в необходимости и полезности правительственного вмешательства. Военизированные общества создают эффективно функционирующую систему, которая, однако, мало приспособлена к социальным изменениям. Такие общества консервативны, и в этом главная причина гибели могущественных милитаристских государств и империй. Военный тип общества постепенно сменяется промышленным, основанным на взаимодействии общества с природой (индустриальная деятельность).
|