КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТЕОРИЯ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА. ГЕРЦЕН,ЧЕРНЕШЕВСКИЙ.Восстание декабристов повлекло формирование либерального направления в политической и правовой мысли. Представители этого направления обосновывали необходимость проведения реформ, направленных на признание за членами общества личных и политических свобод. Они выступали за отмену крепостного права, ограничение произвола государственной бюрократии. Следствием этого стала поляризация взглядов на прошлое, настоящее и будущее России. И в 1830-1840-е гг. либералы окончательно разделились на «западников» и «славянофилов». Кроме официальной идеологии государства, либеральных теорий «западников» и «славянофилов» сформировалось еще одно, третье направление политической и правовой мысли — теория «русского социализма (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). ГЕРЦЕН - (1812-1870) — русский мыслитель, критик русского самодержавия и законодательства, основоположник теории «русского социализма». .И. Герцен полемизирует со «славянофилами», видя их главный порок в непонимании общих закономерностей истории и невольной поддержке крепостнической идеологии. Он делает из этого вывод, что социализм «несовместим с европейским государственным устройством». Как внимательный наблюдатель, Герцен еще в середине XIX в. осознал, что Западная Европа, выработав идеал социалистического общества, не способна претворить этот идеал в жизнь — эту миссию призвана выполнить Россия. Применительно к России Герцен создал собственную теорию социализма и назвал ее теорией «русского социализма»: «мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владенья и общинного управления, — и идет навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука». Критикует русское самодержавие и законодательство. А.И. Герцен выявляет следующую закономерность развития русского законодательства: с водворением на царство нового правителя его политика в сфере законодательства каждый раз кардинальным образом изменяется. Герцен критически оценивал «Свод законов российской империи», который был подготовлен М.М. Сперанским в первой трети XIX в.: «Свод законов, изданный Николаем, — лучшее свидетельство отсутствия принципов и единства в имперском законодательстве». Он верил в то, что на самом-то деле человеческие отношения достаточно просты, а путаница в них вносится искусственно юристами. Законодательство, существующее в той или иной стране, влияет на правосознание народа. В крепостной России, считал Герцен, в правосознании народа просто не могло сформироваться какое-либо уважение к праву частной собственности, потому что сама частная собственность понималась как добыча. Герцен полагал, что в России сложилось отношение к закону только как к внешнему насилию. Существование государства он оправдывал внутренним рабством людей и неразвитостью народного сознания. Для народа существование государства — это традиция, которая передается из поколения в поколение, а все новое, полагал Герцен, народ может принимать «только в старых одеждах». Герцен понимал государство лишь как временную форму человеческой несвободы ( как и Гегель). Высказывался против неоправданных действий, направленных на разрушение государственных форм человеческой жизни. Герцен предлагал понимать государство как инструмент достижения целей, которые ставят перед собой носители государственной власти в различные исторические эпохи. При этом цели могут быть как реакционные, так и прогрессивные. Герцен верил в то, что социалистическая идея, выработанная западными теоретиками социализма, может быть реализована в России. Но основу будущего социализма Герцен увидел в сельской общине. В русской крестьянской общине Герцен увидел существование трех институтов, которые позволят перейти к социализму в России: 1) право каждого на землю; 2) общинное владение землей; 3) мирское управление (единодушное принятие реше Существовавшая в то время крестьянская община представлялась Герцену не вполне готовой формой для будущего социалистического общества. Недостаток крестьянской общины он видел в отсутствии личной свободы у крестьян. Герцен предложил осуществить синтез этих двух достижений, т.е. соединить общинный быт с правами личности. Герцен допускал революционное насилие для упразднения самодержавия в России, однако считал, что этого будет недостаточно для построения социализма. Для отмены крепостного права и пропаганды социалистических идей Герцен предлагал созвать бессословный «Великий Собор». ЧЕРНЫШЕВСКИЙ - (1828-1889) — русский мыслитель, теоретик «русского социализма». Чернышевский критиковал самодержавие, рассматривая его как «самодурство» и «азиатство». Он выступал за уничтожение крепостного права. В работах Чернышевского много места отведено критике идеалов либерализма, которые в XVIII в. выражал Ш. Л. Монтескье, а в XIX в. Б. Констан. Идеи этих мыслителей нашли многочисленных последователей в XIX в. Чернышевский же полагал, что либерализм отстаивает только права абстрактные, которые никак не связаны с материальными потребностями простого народа. Для невежественных людей, страдающих от материальной нужды, свобода как отсутствие юридических запретов или свобода как свобода печати не могли быть привлекательными, поскольку «голодному не до цветков природы или красноречия». Чернышевский, установилась буржуазная демократия. Эта система включала в себя: - институт выборного народом законодательного органа (парламента); - наделение народа избирательными правами; - признание принципа равенства всех перед законом. По сравнению с системой абсолютной монархии, эта система представлялась Чернышевскому более прогрессивной. Однако при буржуазной демократии сохраняется вопиющее фактическое имущественное неравенство; массы трудящихся не избавлены от экономической эксплуатации. Чернышевский не верил в то, что посредством всеобщего избирательного права можно решить проблемы рабочего сословия в Германии. Отмена избирательных цензов при условии сохранения собственности на средства производства в руках капиталистов ничего для рабочего сословия изменить не сможет. Судебная система, имеющая для теоретиков либерализма безусловную ценность, так как призвана гарантировать, по их убеждению, права человека, для Чернышевского представляет ценность сомнительную: «Хорошее отправление правосудия стоит очень дорого, и нет ни одной страны, в которой небогатые люди могли вполне воспользоваться его выгодами». Свою теорию социализма Н.Г. Чернышевский выработал как оппозицию теории политического либерализма. Общества будущего в России и на Западе представлялись ему социалистическими, а не буржуазно-демократическими. Чернышевский идеализировал русскую общину, находя в ней много черт будущего социалистического общества. Ценности общинного владения, по его мнению, заключаются в том, что оно: - обеспечивает «участие огромному большинству нации во владении недвижимой собственностью»; - «поддерживает по возможности равномерное распределение подлежащей ему части недвижимой собственности между лицами, участвующими в ней»; - исключает возникновение огромного числа юридических споров о частной собственности; - исключает государственную бюрократию («и по своему принципу и по всем подробностям и результатам своего существования общинное владение совершенно чуждо и противно бюрократическому устройству»); - «поддерживается и охраняется силами самого общества», которые возникают из инициативы ее же членов; -воспитывает «прямодушие и хорошие качества». Чернышевский придерживался достаточно радикальных взглядов на решение социального вопроса как в России, так и на Западе. Он считал, что на Западе должна произойти пролетарская революция, а в России — крестьянская. Форма государства будущего социалистического общества мыслилась Чернышевским как: - отрицание российского самодержавия; - удержание лучших форм демократического правления на Западе (Швейцария, США). Идеальной формой государственного правления должна быть республика, которая исключила бы какую-либо бюрократию и максимально использовала бы возможности народного самоуправления на разных уровнях. Чернышевский выступал за то, чтобы каждый государственный чиновник («администратор») полностью подчинялся жителям того округа, делами которого он занимается, и у него «ежеминутно» можно было бы требовать «отчета о ведении каждого дела». Со временем государство должно исчезнуть, считал Чернышевский, так как в общественную жизнь будет внедрен принцип распределения по потребностям, отсутствие которого в общественной жизни и составляет основу существования государства. Чернышевский близок к теоретикам анархизма, которые возлагали большие надежды на демократический принцип добровольно заключаемых союзов – принцип федерализма. В качестве новой формы организации труда при социализме Чернышевский предлагал форму товариществ, состоящих из 400-500 семей. В статье «Экономическая деятельность и законодательство» (1859) Чернышевский критикует либеральную концепцию невмешательства государства в экономическую жизнь и вырабатывает свою концепцию закона. Чернышевский предлагает различать регламентацию экономической и других сфер жизни человеческого общества (мелочную, неэффективную, требующую больших затрат от государства) и регулирование посредством законов. Для него законы и регламентация — это сообщающиеся сосуды: «отсутствие законов порождает регламентацию». В этой же статье Чернышевский затронул проблему исторического происхождения законов. Законы появляются следствие столкновения интересов людей в различных сферах деятельности. Чернышевский полагал, что общество не может обходиться без законов — политических, гражданских, уголовных, «пока существует несоразмерность между средствами удовлетворения человеческих потребностей и самими потребностями».
|