Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


БУРЖУАЗНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ в 1 пол.XIX. БЕНТАМ, КОНСТАН.




БЕНТАМ- (1748-1832) — английский философ и правовед. Бентам — представитель доктрины либерализма, поэтому в центре его внимания находится проблема обеспечения свободы инди­видов от какого либо произвола со стороны государства. Однако свободу индивидов Бентам обосновывает исходя не из положений школы естественного права, а из разрабо­танной им самим доктрины утилитаризма.

В ранних произведениях Бентам критиковал теорию ес­тественного права, которая легла в основу французской Декларации прав человека и гражданина (1789). Бентам отрицает реальность естественных и неотчуждаемых прав человека — прав, предшествующих государству и законодательству, создаваемому государ­ством. Эти права он называл «анархическими софизмами», а всеобщее признание такого рода прав должно будет при­вести к обоснованию допустимости сопротивления государственной власти. Естественное и неотчуждаемое право человека, противопоставленное закону государства, явля­ется для Бентама «величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства». Бентам признает существование прав человека, но толь­ко тех, которые можно обосновать принципом полезности, четко определить и сформулировать в тексте закона. Бентам исходил из убеждения, что каждый человек стремится к наибольшему счастью, а государство не долж­но мешать этим универсальным стремлениям. Государство способно оградить индивидов от страда­ний, законодательно закрепив за индивидами фундамен­тальные права и гарантируя их соблюдение: «Таковы права личной безопасности, чести, собственности, право на полу­чение помощи в случае нужды». Законодатель должен посредством сочетания наказаний и поощредий - направлять поведение человека к достижению собственной пользы; тем самым в обществе достигалось бы «наибольшее счастье наибольшего количества людей. Пределы законодательного регулирования. Бентам считал, что право частной собственности — одно из фундаменталь­ных прав индивида, а сама частная собственность — благо для всего общества. Законодатель должен избегать неправо­мерного посягательства на частную собственность, стремясь установить имущественное равенство. В противном случае действия законодателя могут привести кнарушению друго­го фундаментального права индивида — безопасности. Бентам считал, что законодатель не должен посягать на такой принцип гражданского права, как свобода договоров.

Бентам счи­тал, что право — это всегда выражение воли государства, поэтому формой права является закон: «Следовательно, под правом вообще мы понимаем все законы, которые су­ществуют, либо какой-то один закон, либо несколько зако­нов, как кому будет угодно». За­кон можно определить как собрание знаков, выражающих воление, установленное или санкционированное сувереном в государстве относительно желаемого в определенной си­туации поведения лица или группы лиц, подчиненных (или считающихся подчиненными) его власти. Критиковал систему прецедентного права Англии. Недостаток прецедентного права он видел в том, что оно создается без какого-либо участия народа и народу неизвестно. Бентам выступал сторонником кодификации права, видя в ней средство преодоления недостатков системы пре­цедентного права.

Вначале Бен­там выступал сторонником конституционной монархии. Затем он стал отдавать предпочтение республике как форме правления, способной достигнуть «наибольшего счастья наибольшего числа лиц. В республике учредительная власть должна принадле­жать народу. Она состоит, прежде всего в праве народа из­бирать депутатов парламента на основе всеобщего, равного и тайного голосования. Законодательная власть должна принадлежать парла­менту — однопалатному органу. Депутаты парламента не­сут ответственность перед своими избирателями, которые наделяются правом отзыва депутатов и правом возбужде­ния в отношении них уголовных дел.Исполнительная власть принадлежит должностным ли­цам, часто сменяемым и ответственным перед парламентом.

КОНСТАН-(1767—1830) —французский политический деятель. Представитель идей­ного течения либерализма. В работах «Об узурпации» и «О свободе древних сравнительно со сво­бодой новых народов» Б. Констан вырабатывает новое поня­тие свободы, которое соответствует запросам современного ему индустриального общества XIX в. Констан не идеализирует антич­ную свободу, которая сводилась к политической свободе, выражавшейся в том, что граждане древних полисов могли гордиться своей личной причастностью к принятию важ­ных государственных решений. Если говорить о личной свободе античных греков, то она была существенно ограничена.

Современные народы потеряли интерес к политической свободе. Быть свободным в современном понимании означает право подчиняться законам, не подвергаться аресту, право на собрания и объединения и др. Свое понимание свободы Констан противопоставляет пониманию свободы Монтескье. Если Монтескье понимал свободу как «право делать все, что дозволено законом», то Констан считал, что эти самые законы могут включать в себя столько запретов, что совсем не будет свободы Для Констана закон — это гарантия личной свободы, но в отличие от Монтескье он не пред­ставлял закон абсолютной ценностью.

Требования к закону, который гарантирует личную сво­боду:

закон должен исходить из легитимного источника;

закон должен иметь справедливые границы.

Констан утверждал: «Подчинение закону — это обязанность, но как и всякая другая обязанность, она не является абсолютной, — она относительна; она основывается на предположении, что закон исходит из легитимного источника и имеет справедливые границы». К числу законов, содержание которых выходит за спра­ведливые границы, Констан относил законы, которые уста­навливают обратную силу, и законы, которые противоре­чат морали. «Свобода есть только то, что индивиды имеют право де­лать, и то, чему общество не имеет право помешать» — та­ково определение общего понятия свободы, предложенное Констаном. Гарантиями индивидуальной свободы для Констана вы­ступают ограничение государственной власти через ее раз­деление и сила общественного мнения. Обосно­вал необходимость создания шести конституционных вла­стей:

королевской;

исполнительной;

постоянной представительной (палата пэров);

выборной представительной (нижняя палата);
5)судебной;

6) муниципальной.

Королевская власть рассматривается Констаном как власть нейтральная и уравнивающая, способная разрешать конфликты между законодательной, исполнительной и су­дебной ветвями власти: «Королевская власть есть, в неко­тором роде, судебная власть над другими властями».

Компетенция королевской власти: смещение министров, право абсолютного вето, роспуск нижней палаты, назначение новых выборов, назначение судей, право помилования.

Исполнительная власть осуществляется министрами, ответственными перед парламентом. Министры от своего имени предлагают проекты законов. Судом для министров служит палата пэров.

Постоянная представительная власть рассматривается Констаном по образцу английской палаты лордов.

Выборная представительная власть формируется на ос­нове высокого имущественного ценза. Деятельность депутатов не оплачивается.

Судебная власть — это власть, независимая от других властей. Независимость судебной власти обеспечивается реализацией двух принципов: пожизненным назначением на должность и несменяемостью.

Констан был сторонником суда присяжных и противни­ком создания каких-либо чрезвычайных судов.

Муниципальная власть призвана решать вопросы мест­ного управления.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты