КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ кон.XIX-XX.Социологическое направление в теории права и государства исходило из того, что существование и развитие права и государства определяются общественными факторами. Большое внимание представители этого направления придавали изучению общественных интересов и отношений, классификации социальных групп, исследованию психологических и моральных основ государства и права. 1. Рудольф фон Иеринг 22 августа 1818, — 17 сентября 1892, работы "Дух римского права на различных ступенях его развития", "Цель в праве" и "Борьба за право". Два периода его творческой деятельности в политико-юридической теории: · Первый –до середины 50-х гг. XIX в. В это время придерживался установок "юриспруденции понятий", полагавшей главным своим делом выведение (дедукцию) конкретных право положений из общих понятий, видевшей в понятиях основной источник знания. · Второй период начинается с середины 50-х гг., разработке "юриспруденции интересов", все больше внимание обращает не на логические и даже не на психологические аспекты права, а на его социолого-прагматические, утилитаристские моменты. "Дух римского права"-необходимость исторического подхода к пониманию прав, упор на раскрытие функций права, т.к. в любых организмах функции являются необходимыми. «Цель в праве"- во втором главном сочинении Иеринга гораздо подробнее, нежели в "Духе римского права", рассматриваются истоки и общее понятие права. Отправной пункт рассуждений таков: «Цель есть творец всего права». Право, по Иерингу, выходит "из рук" общества, которое он интерпретирует как сферу "совместного действия людей, объединенных общими целями; в этой сфере каждый, действуя для других, действует также для себя, а действуя для себя, тем самым действует и для других. «Право есть совокупность жизненных условий общества в широком смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т. е. государственной властью". Иеринг не проводит теоретического разграничения права и закона и стремился соединить политико-правовые теории с социологическими, психологическими и иными концепциями. Выдвинутая теория юридически защищенного интереса нашла немало сторонников в России. Наиболее известными из них были С. А. Муромцев и Н. М. Коркунов. 2. Сергей Андреевич Муромцев (1850—1910). Под влиянием концепции Иеринга создал собственное учение о праве. Его труды содержат исследования по римскому праву, гражданскому праву и общей теории права. "Очерки общей теории гражданского права" (1877 г.), "Определение и основное разделение права" (1879 г.), "Что такое догма права?" (1885 г.). Особое значение отдается правовым отношениям, а основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов, на базе которых в обществе возникают различные отношения, регулирование которых осуществляется, отмечал ученый, с помощью различных санкций: юридической, моральной, религиозной. При этом каждое отношение может быть предметом нескольких санкций одновременно. Правом в собственном смысле всегда является только правовой порядок. правовой порядок — это существующий порядок отношений в обществе. На него воздействует ряд факторов: юридические нормы действующего законодательства государства, идеи справедливости, надежды на правовой порядок будущего времени, научные предположения и ориентиры Различие "правового" отношения (отношения "защищаемого") и "юридического" отношения (отношения "вынужденного, или защищающего"). 3. Николай Михайлович Коркунов(1853— 1904) Работы: "Государственное право (теория)" (1877 г.), "Лекции по общей теории права" (1904 г.), "Общественное значение права" (1892 г.), "Сравнительный очерк государственного права иностранных государств" (1890 г.), "Русское государственное право" (1892 г.-1893 г.), "Указ и закон" (1894 г.), "История философии права" (1896 г.). Отрицание данного Иерингом определения права как "защищенного интереса", утверждая, что право предполагает не отдельный интерес, а связь, отношение не менее чем двух лиц с встречными интересами. Основные отличия от теории Иеринга. Использование психологических категориях, при исследовании понятия государственной власти. Отрицание общепринятого понимания разделения властей как обособление законодательной, исполнительной и судебной власти. Сравнение государства и государственного права стран Запада, характеристика государственного строя самодержавной России. Н.М. Коркунов считал, что право служит разграничению «сталкивающихся между собою человеческих интересов». Конкретное изучение и обобщение этих норм права, потребность в получении и использовании «обобщенных знаний» порождает в свою очередь необходимость и потребность в создании такой науки, «которая давала бы целостное представление о праве». Традиционно эту задачу пытались решать с помощью таких научных дисциплин, как энциклопедия права, которая стремится «к обобщению знания, заботится о расширении количества знания, о соединении всего фактического материала в одной общей системе», а также с помощью философии права, которая «стремится дедуктивно построить учение о праве, учение необходимо целостное по самому своему источнику». Однако, полагает Коркунов, эти дисциплины себя полностью исчерпали. Кроме того, Коркунов попытался дать своего рода частные определения права как: ■ «норм свободы»; ■ «норм принудительных»; и др. В исследовании права Коркунов исходит из того, что право существует не только в форме юридических норм, но и в форме юридических отношений, «слагающихся из прав и обязанностей». Юридические нормы и юридические отношения, подчеркивает ученый, «это две различные стороны права: объективная и субъективная». Большое значение для юридической науки и для практики имела разработанная Коркуновым юридическая конструкция соотношения закона и указа. Указ должен быть подчинен закону и не должен быть выше него. государство есть не что иное, как «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». В отличие от других общественных союзов государство выделяется прежде всего тем, что оно «наделяется» монополией на применение узаконенного принуждения. В реальной действительности государственная власть, как отмечает ученый, ограничивается несколькими факторами: - сознанием зависимости подвластных. Власть государства «простирается лишь настолько, насколько граждане сознают себя от него зависимыми»; - ограничением власти правом, в частности, когда «дальновидные представители власти сознательно ограничивают себя правом граждан по соображениям целесообразности»; - ограничением одной ветви власти другой через так называемую систему сдержек и противовесов. Ибо «всякий, имеющий власть, стремится ею злоупотреблять
4. Максим Максимович Ковалевский (1851—1916)."Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории и права" (1880 г.), "Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении" (1886 г.), "От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений" в трех томах (1906 г.), "Общее учение о государстве" (1909г). Понятие права в концепции Ковалевского имеет двоякое значение: · право как отражение требований солидарности и обусловленной ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; предшествует государству и порождает позитивное право; · позитивное право, имеющее нормативный характер и обеспечиваемое принудительной силой государства, выражает волю не отдельного класса, а целого общества, содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида (зависит от того, в какой степени государство берет на себя функции, ранее исполняемые общественными союзами). Отрицание "социалистической доктрины о государстве как о политическом владычестве господствующего экономического класса", осуждение любого государства, посягающее на "личные права", как "деспотическое государство", "якобинское сверху или снизу". Господство одной части общества над другой - лишь исключением, нарушением закона общественной солидарности.
|