![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТЕОРИЯ СОЛИДАРИЗМА ДЮГИ.(1859-1928) — французский социолог, профессор права университета г. Бордо, представитель политико-правового учения солидаризма. Основные работы: «Государство, объективное право и позитивный закон» (1901); «Курс конституционного права» (1911). Индивиды — это социальные существа, они связаны между собой в силу общности потребностей и общественного разделения труда, и потому объективным становится факт солидарности. Солидарность — это закон функционирования общества. Факт солидарности начинает осознаваться людьми и порождает социальную норму — норму солидарности. Норма солидарности — это не норма морали, а правовая норма, поскольку она касается только внешних проявлений человеческой воли. Норма солидарности стоит выше государства и позитивного законодательства, которые лишь служат для ее осуществления. Эта норма права изменчива, как и само человеческое общество. Дюги полагал, что новый общественный и политический строй должен быть создан на основе: - признания за индивидами только социальных обязанностей; - отрицания за индивидами субъективных прав. Индивид – это составная часть социального общества, он только средство, он не цель. Цель его – в выполнении работы в социальном строительстве. При новом режиме, считал Дюги: - исчезает понятие собственности как субъективного права индивидов; - право собственности перестает быть абсолютным правом; - собственность используется лишь для поддержания общественной солидарности и только в этих пределах она защищается государством; - собственность рассматривается как социальная функция: «капиталист-собственник исполняет особенную социальную функцию»; - «капиталистическому классу отводится особая роль: собирать капиталы и отдавать их в распоряжение предприятий». Он выступил теоретиком «социализации» собственности: частная собственность — это социальная обязанность, осуществляемая в интересах общего блага. Государство - «не лицо, отличное от индивидов, но лишь проявление индивидуальной воли правителей». Правители государства — лишь «часть общественного организма», они «играют собственную роль в разделении труда (должны организовать определенные службы, обеспечивать непрерывную их деятельность и контролировать их действия)». Будущему государству не будет соответствовать ни одна форма гос-ва, государство будет служить обществу в лице своих правителей. Эта новая форма гос-ва обеспечит социальную солидарность. Дюги выступал за 2ух палатный парламент. Но предложил отказаться от всеобщего «индивидуалистического» избирательного права и заменить его «органическим» пропорциональным представительством: палата депутатов будет представительством всех существующих партий; а сенат будет представительством всех профессиональных организаций (синдикатов). На основе синдикатов будет переустраиваться общество. Синдикаты объединяются в федерацию, что неизбежно приведет к децентрализация политической власти. Власть распределится между синдикатами, которые будут выполнять различные социально-экономические и политические задачи, а деятельность правительства сведется лишь к контролю и надзору. Про закон: «Истина — в том, что закон есть выражение не общей воли, которой не существует, и не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек». Дюги считал, что при помощи законов формулируется норма солидарности и принимаются меры к ее исполнению. По мнению Дюги, законы о здравоохранении, социальном обеспечении, охране труда соответствуют норме солидарности и свидетельствуют о социализации права.
|