КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. БЕРНШТЕЙН, КАУТСКИЙ.Деятельность двух Интернационалов, социалистических, рабочих и социал-демократических партий способствовала утверждению марксизма как преобладающей социалистической доктрины начала XX в. ^ Эдуард Бернштейн (1850–1932 гг.) – один из руководителей германской социал-демократии и II Интернационала – в конце 90-х гг. XIX в. опубликовал в партийной печати серию статей “Проблемы социализма”, изданных затем книгой “Предпосылки социализма и задачи социал-демократии” (1899 г.). Исходя из вывода Маркса о том, что ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, Бернштейн утверждал, что капитализм еще далек от своего конца и завершения. “Если победа социализма является имманентной необходимостью, – писал он, – то в основание ее должно быть положено доказательство неизбежности экономического краха современного общества. Это доказательство еще не дано, оно не может быть дано”. Бернштейн доказывал, что практика не подтвердила ни теории “крушения капитализма”, ни идеи “обнищания пролетариата”. Напротив, растущее профсоюзное и социал-демократическое движение вынуждает буржуазию к ряду уступок, способных заметно улучшить положение рабочего класса, считал он. Это улучшение осуществляется посредством отдельных реформ, из которых ни одна не будет последней, исчерпывающе решающей все проблемы. По мнению Бернштейна, идея социализма как идея далекого будущего отвлекает рабочее движение от борьбы за лучшее настоящее. Отсюда ставшее знаменитым его суждение о социализме: “Эта цель .. для меня ничто, движение же – все”. Классовую борьбу Бернштейн рассматривал как одну из сторон исторического процесса, наряду с которой существует возможность сотрудничества классов во имя общего национального дела. Государство, по его мнению, тоже представляет собой не только классовую организацию, но и аппарат для управления страной. Поэтому социал-демократическая партия, выражая интересы рабочего класса, должна принимать участие в деятельности современного ей государства, участвуя в преобразовании общества посредством демократических и экономических реформ. Произведения Бернштейна, реформистские настроения ряда других социал-демократов, “казус Мильерана” остро поставили перед партиями II Интернационала вопрос об актуальности ряда марксистских положений, особенно идей революции, диктатуры пролетариата, замены капитализма социализмом. В 90-е гг. участились ссылки на Лассаля тех социал-демократов, в чьих глазах его авторитет был равен авторитету Маркса. Переиздаются сочинения Лассаля (наиболее полное издание предпринял Бернштейн). Остро встал вопрос о революции и реформе, о классовой или нравственной, социальной сущности государства. ^ Карл Каутский (1854–1938 гг.), один из лидеров германской социал-демократии и II Интернационала, автор многочисленных произведений, посвященных пропаганде марксизма, опубликовал книгу “Бернштейн и социалдемократическая программа Антикритика”, в которой отвергал высказывания Бернштейна против некоторых марксистских идей, писал о неизбежности социалистической революции, возражал против призывов превратить социал-демократическую партию в партию социальных реформ. При сохранении капитализма, утверждал Каутский, реформы временны, частичны, носят поверхностный характер и в конечном счете только содействуют накоплению социальных противоречий, обострению классовых антагонизмов и борьбы, ведущей к преобразованию общества в целом. Среди его работ: «Экономическое учение К. Mapкca», «Эрфуртская программа», «Бернштейн и социал-демократическая программa», «Происхождение христианства», «Социальная революция», , «Материалистическое понимание истории», «Социал-демократический катехизис». Каутский был сторонником социалистической революции, но различал социальную и политическую революции, рассматривая последнюю как крупное политическое потрясение. Новые явления в обществе в начале ХХ в. К. Каутский описывал в своей теории улътраимпериализма. По мнению Каутского, экономические кризисы оказывают благоприятное воздействие на социалистическое движение, ускоряют концентрацию капитала и усиливают обнищание пролетариата. В результате обостряются те причины, которые усиливают стремление рабочих к социализму, а отнюдь не к организации пролетарской борьбы. На этой основе Каутский строил концепцию «истощения» капитализма. Чем больше процветает капитализм, считал Каутский, тем лучше перспективы для подготовки масс к социалистической революции. Под империализмом К. Каутский понимал особый вид политики высокоразвитого капитализма, стремящегося к подчинению аграрных областей. Эта политика имеет экспансивную направленность и приводит к столкновению конкурирующих держав, росту вооружения. Отсюда напрашивается вывод о неизбежности войн. И только страх перед социал-демократией удерживает капиталистов от войны, ибо война равносильна революции. Возникает парадоксальное положение: чем больше рост силы и влияния социал-демократии, тем меньше шансы на революцию, так как увеличивается страх перед ней. В результате прекращается борьба между государствами, возникают соглашения между ними. Речь идет об объединении империалистов всего мира и создании как бы единого мирового треста, «возникновении интернационально-объединенного финансового капитала».
|