Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Типология форм правления, предложенная Аристотелем 4 страница




4. Поведенческий компонент – это установки на политическое поведение человека, то есть его готовность и предрасположенность к политическому действию определенного образца, а также следование стандартам политического поведения.

Деление на компоненты – условно, в действительности они слиты воедино и могут проявить себя в непредсказуемой комбинации в особых ситуациях.

Политическая культура внутренне противоречива. С од­ной стороны, она дает свободу выбора человеку, с другой – диктует ему определенные общеобязательные правила и тре­бования политического поведения. Специфика политической культуры связана с воплощением мировоззренческих ориентаций в типичных для человека поступках.

Особое место в политической культуре занимает степень усвоения человеком имеющегося в обществе политического опыта, традиций, реализация которых обеспечивает преемственность политической жизни в поколениях. В таком случае политическая культура как бы воплощает единство прошлого, настоящего и будущего.

Политическая культура занимает особое место в культуре общества. Она в той или иной степени пронизывает все ос­тальные виды культуры, поскольку в современном обществе ни одна из сфер человеческой деятельности не может быть изолирована от политики.

В снятом виде, как элемент, политическая культура «при­сутствует» в нравственной, правовой, художественной, эко­номической, экологической и других сферах. В определенной мере под ее влиянием оказываются произведения философов, этиков, творения писателей и художников. Чем больше по­литизировано общество, тем сильнее ощущается присутствие политической культуры во всех видах деятельности людей.

3. Имеются ли отличия в политической культуре различных обществ и стран?

Каждому общественному строю присуща своя политическая культура, в связи с этим важное значение имеет типоло­гия культур. Например, выделяют тоталитарную и демократическую поли­тическую культуру. За основу в данном случае берется степень политических свобод и прав человека. По характеру взаимосвязи и контактов между людьми выделяют конфронтационную и консенсуальную политическую культуру; по отношению к социальному прогрессу и преобразованиям –прогрессивную и реакционную, динамичную и застойную, открытую и замкнутую; по идеологическому основанию – консервативную, либеральную, социалистическую и социал-демократическую.

Г. Алмондом и С. Вербой предложена типология политической культуры, которая считается классической. Они выделили три «чистых» типа политической культуры: патриархальный (приходская культура), подданнический (культура подчинения) и активистский (культура участия).

Для патриархального типа политической культуры характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; не существует специализированных политических ролей; политические ориентации не отделены от социальных или религиозных.

Подданнический тип политической культуры определяется сильной ориентацией граждан на политические институты. Политическая деятельность представляет собой лишь часть интересов личности, а индивидуальная политическая активность низкая.

Активистский тип политической культуры характеризуется четкой ориентацией граждан на активную роль в политике; политическая деятельность представляет собой существенную часть их жизнедеятельности.

Г. Алмонд и С. Верба отмечали, что на практике данные типы политической культуры образуют смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политической системы и политических отношений, они считают культуру гражданственности. Она, в силу специфического состояния компонентов указанных типов культур, отличается выверенными политическими ролями, плюрализмом, активным и в то же время лояльным по отношению к существующим политическим институтам участием граждан в политике.

Наряду с типами различают виды политической культуры, которые называются субкультурами – это элитарные, массовые, молодежные, феминистские, популистские, экологические и т.д. Так, элитарная и массовая субкультуры отражают различия в ориентациях между теми, кто принимает полити­ческие решения, и большинством менее активных граждан. Массовая политическая культура, в свою очередь, складывается из многочисленных субкультур – классо­вых, этнических, региональных.

Женская политическая культура характеризуется такими чертами, как склонность к консерватиз­му, привычка следовать сложившимся традиционным шаб­лонам поведения. Наряду с этим женское политическое пове­дение в большей мере, чем мужское, отличается спонтаннос­тью, импульсивностью. Следует отметить и такие особеннос­ти феминистской политической культуры: жен­щины персонифицируют политику, они более сориентирова­ны на локальную, чем общенациональную политику.

Свои особенности имеют и другие субкультуры. Так, по­пулистская политическая культура опирается в ос­новном на люмпенизированные слои населения, характери­зуется использованием таких приемов как лесть охлократии, презумпция простых решений и т.д.

4. Каковы функции политической культуры?

Политическая культура находит выражение в своих функ­циях, выполнение которых имеет большое значение в полити­ческой жизни общества. Разные авторы, исследуя проблемы политической культу­ры, называют различное число функций. Так, Л.Н.Коган ука­зывает на пять функций политической культуры, в том чис­ле на такие, как функция передачи социального опыта (транс­ляционная) и функция «человекотворческая», формирующая человека как политического субъекта.

В.И. Авсеенко отмечает восемь функций политической куль­туры, среди них такие, как защитительная (охранная), ин­тегральная, объединяющая граждан в единое общество, фун­кция развития и удовлетворения политических потребностей и интересов, формирования у граждан глубокой заинтере­сованности в участии в политической жизни общества.

По нашему мнению, все многообразие функций политической культуры можно свести к пяти основным.

Во-первых, познавательная функция, то есть вооруже­ние людей знанием политических и правовых норм, принци­пов, методов для успешной деятельности в сфере политичес­кой жизни. Сюда же относится и «политическая память», сохранение и использование политического опыта предшеству­ющих поколений.

Во-вторых, воспитательная функция, иначе говоря, фор­мирование и развитие у людей политического сознания, уме­ния грамотно анализировать социально-политические про­цессы, навыков общественно-политической деятельности. Следовательно, политическая культура выступает в качестве механизма формирования человека как политического субъек­та.

В-третьих, аксиологическая (ценностная) функция, то есть закрепление необходимых норм, оценок, мотивов, це­лей, правил, которые являются ориентирами политической жизни общества, его ценностными установками. Ценности политической культуры поддерживаются обще­ственным мнением, моралью и правом, господствующим в обществе.

В-четвертых, регулятивная функция, то есть обеспечение цивилизованного воздействия граждан и их ассоциаций на политический процесс. Посредством политических норм, иде­алов, традиций политическая культура способствует утверждению консенсуса в обществе, преодолению межнациональных конфликтов и политических столкновений.

И, наконец, в-пятых, коммуникативная функция, кото­рая служит формой связи граждан между собой и с политической системой. Политическая культура через посредство политических традиций и стереотипов поведения, социально-политических концепций и теорий помогает объединению людей, имеющих одинаковые политические цели и интересы. И здесь важно умение вести политический диалог, политический спор и политическую дискуссию. Диалог и партнерство – важнейшие способы решения ост­рейших политических проблем в современном демократичес­ком обществе. С разрушением тоталитаризма этот способ на­чинает все чаще использоваться в отечественной политичес­кой практике, постепенно превращается в норму политичес­кой культуры.

5. Какое место в политической культуре занимает политическая символика?

Политическая культура и ее составная часть — политическое сознание – находят свое материальное выражение в поли­тической символике. В свою очередь, политическая симво­лика способствует формированию того или иного типа политической культуры и политического сознания. Символ (об­раз) содержит в себе определенный смысл, нераздельно свя­занный с сущностью, составляет средство общения между людьми, призванное представить тот или иной объект, соци­альную общность, идею и т.д. Благодаря символам возможно функционирование культурной памяти общества и социальных групп, символы служат сохранению образцов культуры и, в первую очередь, социальной коммуникации.

Политический символ – любой знак, связанный с отношениями по поводу политической власти и признаваемый таковым на основании социального соглашения, выражаемого в форме закона, традиции, обычая. Политическая символика – это формализованное отражение уже сложившихся стереотипов политического сознания и политического поведения.

Каждый народ создает и почитает собственные националь­но-государственные символы. Одни из них строятся на дли­тельной традиции. Часть символов формируется спонтанно. Некоторые создаются и направленно внедряются элитами. Со времени возникновения государства политические лиде­ры создавали и использовали такие национальные символы, как флаги, гимны, конституции, ордена, знаки (денежные), праздники с целью привлечения внимания, объединения граж­дан, стимулирования тех или иных действий. Вспомните, как важно было для солдат в годы войны сохранить знамя полка, и какое значение имело для всего советского народа водруже­ние 30 апреля 1945 г. в Берлине красного флага СССР над рейхстагом.

Одно из центральных мест в этом ряду занимают нацио­нальные гимны, которые представляют собой национальные патриотические символы. Они отражают характер нации – ее менталитет, психологию, цели. Гимны становятся чем-то вроде визитной карточки нации. Они – своеобразные знаки, с помощью которых народы отличают себя друг от друга.

Символы можно изображать графически: христианский крест, исламский полумесяц, серп и молот, разного рода гер­бы, человеческие фигуры (Джон Булль – Англия, дядя Сэм – США). Символами государства выступают меч, войско, дворцы, правительственные здания (Кремль, Белый дом, Уайт-холл, Елисейский дворец).

Символ, например, флаг страны, приобретает значение не сам по себе, а как средство выражения связи с обществом или действиями людей. Разного рода символы и знаки играют немаловажную роль в жизни человека, без них невозможно представить себе практическую и духовную жизнь общества. Национально-государственные символы используются в це­лях воспитания патриотизма, уважительного отношения к властям, к исторической памяти народа.

Символика может быть представлена средствами изоб­разительного искусства. Это – плакат, картина с политичес­ким содержанием, карикатура, символизирующая конфликт, негативную политическую позицию. Особую роль играет такой вид символического языка как политический портрет, изображение вождя, монарха, главы государства. В зависимости от вкусов эпохи и типа политической культу­ры он может приобретать черты героя или мученика. В каче­стве политических символов выступают архитектурные со­оружения (мавзолеи, скульптурные изображения, памятни­ки, храмы).

Выразителями национального духа, фактором, способству­ющим формированию национального самосознания, вопло­щением символа государства могут выступать те или иные города. С названием города мы связываем либо страну, либо какое-то крупное историческое событие:

Москва – столица России, Лондон (Англия), Вашингтон (США), Ленинград – колыбель революции, Сталинград – раз­гром фашистов, Севастополь – город-герой. Символами высту­пают также музыкальные произведения, патриотические песни (например, «Вста­вай, страна огромная!»), ритуалы – церемонии, инаугурации.

Суть политической символики, ее эффективность заключа­ется в ее гармонии с политикой, тем или иным типом поли­тической культуры. Смысл ее в том, что она действует на уровне подсознательном, формирует своеобразный стереотип мышления. Если мы хотим разрушить данный стереотип, мы должны создать другой символ. Такое воздействие на подсоз­нание происходит далеко не безболезненно, что мы наблюда­ем сейчас, когда восстанавливаем традиционные российские символы: трехцветный флаг, герб с двуглавым орлом.


ТЕМА 9. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

1. Что такое политический режим?

Понятием «политический режим» выражается вся совокупность средств и методов осуществления власти.

В формуле французскиого политолога М. Дюверже отмечено, что политический режим – это особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой, – способы политического участия партий и групп интересов.

Польский социолог и политолог Е. Вятр определил политический режим как «систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы на практике».

Наиболее развернутым и точным признается определение французского политолога Ж. Кермонна: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период».

Обобщая разные подходы к определению политического режима, можно сделать вывод, что политический режим – это совокупность различных видов отношений между властью и обществом, среди которых нужно отметить следующие показатели:

1. институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина (соблюдение конституционных норм, в том числе уровень уважения фундаментальных прав и свобод человека; соответствие мероприятий административных органов государственно-правовым основам; значение официально-легальной сферы в общем объеме действий правительства);

2. степень политического участия населения и его включенности в процесс принятия государственных решений, отражающая социальное представительство, народный контроль и волеизъявление;

3. уровень свободного соперничества между правящей и оппозиционной группировками при формировании органов государственной власти;

4. роль открытого насилия и принуждения в государственном управлении.

2. Каковы основные типы политического режима?

Существует много классификаций политических режимов по разным основаниям. В зависимости от задач политологического анализа можно выбрать одну из них.

Например, Р. Даль выделяет четыре идеальных типа политического режима: закрытую гегемонию, открытую гегемонию, соревновательную олигархию и полиархию. Гегемонии отличаются наиболее жесткими ограничениями, запретом оппозиции любого рода независимо от преданности (лояльности) подвластных. Соревновательные олигархии разрешают конкуренцию, но только в рамках элиты. Полиархии ближе всех к демократическому идеалу.

Некоторые авторы относят к отдельным группам военные, однопартийные, либерализирующиеся, квазидемократические, переходные режимы.

С. Хантингтон обозначил четыре типа недемократического режима: однопартийный, военный, личная диктатура и расовая олигархия.

Самым распространенным является выделение двух основных типов политических режимов: демократического и недемократичесого. Демократические режимы делятся на президентский, парламентский и смешанный, недемократические – на тоталитарный и авторитарный.

3. Чем характеризуется демократический режим?

Демократичность режима можно определить по следующим характеристикам.

1. Правление большинства и уважение прав меньшинства. Граждане, оказавшиеся в меньшинстве, должны иметь возможность отстаивать свои интересы, быть гарантированы от любой дискриминации, их мнения так или иначе должны быть учтены большинством.

2. Политическое и правовое равенство граждан. Политическое равенство граждан – это одинаковые возможности в приобретении знаний, статуса, нужных для получения власти, равные права (голосовать, баллотироваться на пост). Данный принцип предполагает отсутствие каких либо дискриминационных ограничений (или аналогичных привилегий) по признаку профессии, этноса, расы, конфессии, местожительства, родного языка, принадлежности к той или иной партии и т.д.

3. Легитимация власти. Власть подвергается проверке и критике со стороны граждан. Индикаторами легитимации выступают выборы, референдумы, отзывы и т.п.

4. Представительный характер власти. Граждане делегируют (передают) свои властные полномочия выбранному ими лицу, которое и осуществляет их от имени избирателей. Принцип представительства фактически исключает прямое вмешательство граждан в принятие государственных решений и стимулирует распространение иных форм их политического участия (создание и развитие партий и иных объединений, составляющих в совокупности гражданское общество).

5. Всеобщие, свободные, равные (один человек – один голос), регулярные, соревновательные выборы органов власти. Свободное соревнование политических сил в борьбе за голоса избирателей гарантирует, что власть не будет монополизирована какой-то группой. Такое состязание обеспечит наличие оппозиции и даст ей возможность соревноваться, выигрывать и приходить к власти. Выборы повторяются через утвержденный законом срок.

6. Плюрализм и свобода политической деятельности. Предполагается, что могут свободно разрабатываться и пропагандироваться любые политические взгляды и концепции, что граждане создают любые ассоциации с политическими целями. Какие-либо ограничения в этой области вводятся лишь по закону и относятся только к такой деятельности, которая создает угрозу безопасности граждан или предполагает насильственные действия, в том числе ориентированные на изменение существующих порядков. Организационный и идеологический плюрализм современной демократии означает признание и поддержку существования многообразных самостоятельных по отношению друг к другу и к государству объединений с неодинаковыми целями. Плюрализм не сводится к большому числу организаций. Важно, чтобы они были добровольными, открытыми и по составу многочисленными.

Изложенные принципы содержат основные сущностные признаки демократии. Но следует отметить, что содержание понятия демократии не имеет какого-либо единого, устраивающего абсолютно всех толкования. Сторонники разных концепций демократии до сих пор спорят между собой о том, что есть народ и как он осуществляет свое право на власть. В попытках найти достоверные ответы выдвигались различные интерпретации демократии как таковой. Есть либеральные, консервативные, популистские, коммунистические и анархистские трактовки демократии; немалой популярностью пользуются плюралистические и элитарные концепции, идеи прямой и представительной демократии, модели охранительной, развивающей, партиципаторной демократии (или демократии прямого участия).

Большинство живущих в демократических странах в принципе согласно с тем, что главные позиции в демократии занимают право и идея справедливости как высшей степени совместимости различных интересов. Основной критерий справедливости – максимум свободы для возможно большего числа индивидов. Общие принципы демократии – конституционализм, легитимность, свободные выборы, правление большинства и уважение оппозиции, конституционные гарантии индивидуальных прав и свобод.

4. Как можно классифицировать демократические режимы?

Есть разные классификации демократических режимов. Например, демократический режим может быть реализован в виде президентского, парламентского или смешанного.

В условиях президентского режима (США) осуществляется «жесткое» разделение властей, а отношения между президентом и парламентом основываются на системе «сдержек и противовесов». Президент и парламент политически независимы друг от друга. Исполнительная власть непосредственно не подчинена парламенту, она сконцентрирована в руках президента. Правительство формируется президентом и подотчетно только ему. В руках парламента законодательная власть. Президент не вправе досрочно распустить парламент, а парламент не может отстранить президента, если не согласен с его политикой.

При парламентском режиме правительство формируется парламентом и может действовать только потому, что у него есть большинство в парламенте. Самым важным институтом парламентского режима является голосование за доверие или недоверие правительству. В случае выражения недоверия правительство должно уйти в отставку.

Существует три вида парламентского режима:

1. однопартийное большинство в парламенте, когда одна политическая партия формирует правительство («Вестминстерская модель» по образцу Великобритании);

2. парламентская коалиционная система, когда правительство формируется на основе коалиции различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте (ФРГ, Италия);

3. консенсуальный парламентский режим, при котором существует особая процедура формирования высших органов государства и выработки решений, обеспечивающая интересы относительно немногочисленных этнических и языковых групп (Бельгия, Австрия).

При смешанном режиме имеет место более тесное переплетение ветвей власти, доходящее до их известного смешения. Если оно происходит в пользу законодательной власти – это так называемый режим ассамблеи. Особенность его заключается в сосредоточении всей полноты верховной власти в государстве у единственного собрания, представляющего суверенный народ (Швейцария). Режим со смешением ветвей власти в пользу президента и правительства определяют как президенциалистский. (Франция).

5. Каковы особенности недемократических режимов?

Основные признаки тоталитаризма: однопартийная система, сверхидеологизация, полный контроль власти над обществом, нескрываемое насилие. При тоталитарном режиме создается политическая система особого рода, которая замыкается на личности вождя, поддерживаемого и выдвигаемого некой олигархической группировкой. Для обеспечения господства государства над обществом активно применяются, помимо насильственных, методы политического, экономического, идеологического, пропагандистского воздействия, поэтому на определенной стадии своего формирования тоталитарному режиму удается создать для себя достаточно массовую социальную опору.

В условиях тоталитарного режима государству удается подчинить себе общество, уничтожить его гражданские основания, подвергнув огосударствлению все стороны его жизнедеятельности вплоть до частных отношений. Тоталитарное государство устанавливает полный организационный контроль над всеми аспектами жизни человека: армией, семьями, школами, вузами, искусством и т.д., для этого нужны полиция и другие органы государственной безопасности (гестапо, НКВД, штази).

При этом режиме люди превращаются в «винтики» огромного всеобъемлющего механизма. Тоталитарная власть без колебаний расправляется с теми, кто, по ее мнению, плохо выполняет функции «винтика» или уже сделал все, на что способен. Широко практикуются тайные аресты, заключения, пытки. При этом непременно – и показательно – репрессируют отдельных представителей господствующей группировки во имя сохранения и упрочения власти в целом. Террор внутри элит отличает именно тоталитаризм.

Образцы тоталитарных политических режимов – власть А. Гитлера в Германии, Б. Муссолини а Италии, И. Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в Китае, Ф. Кастро на Кубе, Пол Пота в Камбодже. Многие историки и политологи утверждают, что без подобных лидеров не было бы и тоталитаризма, то есть режима во главе с харизматической фигурой – «фюрером», «дуче», «вождем народа» и «великим кормчим». В таком обществе возникал культ личности, существовало слепое поклонение властителю, который стремился не только к тотальному переустройству собственного государства, но и мира в целом.

Что касается авторитарного режима, то политологам хорошо известно высказывание итало-американского ученого Д. Сартори: «Авторитаризм – власть, не признающая свободы».

В сравнении с тоталитарным авторитарному режиму присущитакие отличительные признаки: партия не является столь единым, сильным и дисциплинированным институтом, как при тоталитаризме; ограниченный политический плюрализм; отсутствие руководящей, четко разработанной идеологии; сохранение элементов гражданского общества.

Самый показательный элемент авторитаризма – ограниченный плюрализм. Полуоппозиционные группы могут позволить себе частичную критику режима, признавая его правомерность и стремясь к участию в действующей власти. Некоторые режимы согласны даже на контролируемое сверху существование символических партий, но в любом случае власть остается неподотчетной гражданам.

Политическая элита авторитарного режима – это разнородная группировка лиц, выдвинутых по принципу назначения или наследования из бюрократии, армии, религиозных или иных кругов.

Авторитарный режим нельзя назвать полностью деидеологизированным, но в нем отсутствует направляющая, четко сформулированная идеология, мобилизующая массы для достижения политических и коллективных социальных целей.

Для авторитарного режима характерно сохранение некоторых сегментов гражданского общества. Однако их влияние на действия государства очень урезано. Контроль власти над населением не является тотальным, так как авторитарные структуры не стараются проникнуть во все сферы жизни общества. Решение многих социальных, религиозных, культурных и семейных вопросов остается за гражданами.

Репрессии не носят массовый характер. Вместе с тем, авторитарные режимы без колебаний применяют насилие против своих оппонентов и людей, представляющих прямую угрозу их существованию. Чтобы обезопасить себя, они могут вводить жесткую цензуру печати, запрещать партии, ужесточать правовую систему, манипулировать законами для преследования и наказания противников.

Авторитаризм весьма многолик. Выделяют следующие его разновидности: военно-бюрократический (правление генерала Пиночета в Чили, военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу), корпоративный (правление Салазара в Португалии, режим генерала Франко в Испании), дототалитарный, постколониальный, расовая/этническая демократия (бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида).

Кроме тоталитарного и авторитарного к недемократическим режимам относятся посттоталитарный и султанистский. В посттоталитарном режиме утрачиваются некоторые признаки тоталитаризма (например, прекращение массовых репрессий). К посттоталитарным относят режим в СССР в 1953 – 1964 годах. В султанистском режиме личное переплетается с общественным, просматривается сильная тенденция к семейной династической власти и преемственности, нет различий между государственной службой и служением правителю, успехи должностных лиц зависят от личных отношений с деспотом, султан абсолютно свободен в своих действиях для достижения любых целей (Гаити при Дювалье, Доминиканская республика при Трухильо, Филиппины при Маркосе, Заир при Мобуту).


ТЕМА 10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1. В чем состоит системный подход при изучении общества?

В науке и технике словом «система» издавна называют сложноорганизованную целостность – солнечная система (совокупность небесных тел), философская система (совокупность идей), метрическая система (совокупность единиц физических величин) и т.д. В этом же широком смысле употребляется оно в современной политологии.

В самом общем виде система есть сочетание каких-то элементов, каждый из которых способен переходить в разные состояния. Части системы обязательно связаны между собой отношениями такого типа, что если характер одного из них изменяется, то изменяются и другие отношения, а в результате преобразуется весь «ансамбль», то есть вся совокупность элементов.

Любое человеческое сообщество, взятое в целом, можно рассматривать как сложную систему и даже как совокупность разных систем. Французский политолог Ж.-В. Лапьер выделяет пять таких основных систем: биосоциальную, экологическую, экономическую, культурную, политическую. Таким образом, в соответствии с системным подходом почти каждая система может рассматриваться как подсистема, то есть элемент другой системы более высокого порядка.

Для того, чтобы представить себе смысл системного подхода в упрощенном виде, следует выделить в окружающем нас мире некую целостность, то есть систему. Это можно сделать, противопоставив ей иное, противоположное – среду. Именно во взаимодействии со средой проявляется поведение системы.

Итак, применение системного подхода опирается на три важнейших фактора: 1. каждый объект научного наблюдения выступает как некая целостность – система, которая обладает определенным структурным строением, причем эта целостность не сводится к простой сумме составляющих ее элементов; 2. в системе имеют место постоянно присущие ей и регулярно повторяющиеся процессы; 3. система взаимодействует с внешней средой.

2. Кем разработан системный подход к изучению политики?

Системный подход к изучению сферы политики впервые применил американский социолог Т. Парсонс. Он подошел к рассмотрению общества в качестве сложной системы, состоящей из относительно автономных частей: экономической, политической, духовной и интегративной (термин, обозначающий государство). У каждой из этих систем есть свои специфические функции, а вместе они обспечивают жизнедеятельность общества в целом. Он считал, что главная проблема, которую решает политическая система, заключается в формулировании целей, необходимых для функционирования социума.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты