Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Типология форм правления, предложенная Аристотелем 6 страница




Кропоткин Петр Алексеевич(1842 – 1921) – русский философ, географ, зоолог, социолог. Революционер, идеолог анархизма, предложил концепцию анархо-коммунизма.

Автор ряда сочинений: «Современная наука и анархия», «Анархизм. Его философия и идеал», «Государство, его роль в истории», «Анархия и ее философия».

Он разделял представление о государстве как об «абсолютном зле», порабощающем человека уже с детства, и главном источнике социальных бед, подлежащем уничтожению. Кропоткин считал реалистичным целенаправленное движение к анархо-коммунистической модели общественного устройства, основанного на федерации свободных производственных коммун, что открывало бы личности возможности безграничного развития, ранее отобранные у нее репрессивным бюрократическим государством.

Кропоткин не был ярым сторонником неограниченного насилия для достижения равенства и справедливости, усматривая главный смысл революции в создании альтернативных существующим социальных институтов и форм поведения, в общем изменении социальной среды. Его идеи о местном самоуправлении и пользе местных инициатив, требования ограничить централистские притязания государства и призывы к децентрализации актуальны и по сей день.

Ленин(Ульянов) Владимир Ильич (1870 – 1924) – марксист; теоретик большевизма; революционный деятель – основатель Советского государства.

Наиболее известные работы: «Развитие капитализма в России», «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения», «Шаг вперед, два шага назад», «Три источника и три составные части марксизма», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Государство и революция».

Он определял политику как «отношения между классами», «концентрированное выражение экономики».

Идеи Ленина представляли собой дальнейшее развитие марксизма в условиях начала XX века и применительно к российским реалиям. Его вклад в развитие политической мысли заключается в развитии учения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, в углублении с позиций марксизма представлений о происхождении, сущности и функциях государства.

Как теоретик и практик революционного движения Ленин в принципе разделял фундаментальное положение марксизма, согласно которому ни одна общественная формация не проявляется ранее, чем созревают условия ее существования в недрах старого общества. Однако он считал, что в эпоху вступления капитализма в империалистическую стадию развития переход к новому обществу возможен в наиболее слабом звене капиталистических государств. Первая мировая война поставила Россию на грань национальной катастрофы, создала благоприятные условия для завоевания политической власти пролетариатом.

Ленин разработал теорию построения партии нового типа, под руководством которой рабочий класс в союзе с трудовым крестьянством захватывает политическую власть, устанавливает диктатуру пролетариата как орудие построения социализма, а далее движется к безгосударственному устройству общества (коммунизму). Попытка осуществления на практике ленинских идей в Советском государстве в XX веке потерпела крах.

Локк Джон(1632 – 1704) – английский философ, теоретик либерализма и государственный деятель.

Основная работа в области исследования политики: «Два трактата о государственном правлении».

Локк разрабатывал идеи естественного права и договорного происхождения государства, разделения властей и народного суверенитета, прав человека. Государство, по его мнению, создается для того, чтобы люди совместными усилиями более надежно защищали право на жизнь, свободу, собственность. Впервые в политической мысли была четко сформулирована идея неотъемлемых прав человека, которая с конца XVIII века стала закрепляться в политико-правовых документах США и европейских стран, а с XX века – в международных документах.

Права и свободы человека, утверждает Локк, могут быть надежно охраняемы при разделении власти на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную (власть, занимающуюся международными делами). Судебная власть пока не выделяется, она находится в составе исполнительной. В случае конфликта между ветвями власти спорные вопросы выносятся на суд народа, (референдум), то есть обосновывается идея верховенства воли народа (идея народного суверенитета).

Локк также выдвигает идею верховенства закона в государстве. Власть должна управлять согласно установленным законам. В государстве никто не может быть изъят из подчинения закону.

Его политическая доктрина стала манифестом классического либерализма. Либеральные взгляды Локка получили дальнейшее развитие в концепциях мыслителей XVIII – XX веков.

Макиавелли Никколо(1469 –1527) – итальянский политический деятель, мыслитель эпохи Возрождения; военный теоретик, историк, писатель, поэт.

Наиболее значительные работы: «О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикъяны», «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

Во взглядах на политику и власть он стал активно проводить антитеократические идеи. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий – объективных и субъективных. Его видение политики основано на реализме: нужно анализировать политические факты такими, какие они есть на самом деле, а не какими они должны быть. Макиавелли отделяет сферу политики от морали и религии, открывая путь рассмотрения политики и власти как самостоятельной области человеческой деятельности.

Им введено в научный оборот понятие «государство» («stato»). До этого для обозначения государства в литературе широко использовались понятия «царство», «империя», «республика», «монархия», «тирания», «полис» и другие. После работ Макиавелли во многих европейских языках утвердилось используемое им латинское «stato».

Макиавелли считал главным критерием всякой политической практики эффективность. Поэтому даже безнравственные, жестокие средства оправданы, если служат сохранению власти, так как хаос – еще большее зло для людей.

Маркс Карл(1818 – 1883) – выдающийся немецкий философ, социолог, экономист, создатель классического марксизма.

Оставил масштабное теоретическое творческое наследие, куда также входят работы: «Манифест Коммунистической партии», «Немецкая идеология», «Капитал».

Марксизм – сложная мировоззренческая система, включающая философское, экономическое, социально-политическое учения. В основу своих теоретических построений Маркс закладывает идею социально-экономической обусловленности политических явлений, классового происхождения и классовой природы государства. Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества – базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.

Маркс разработал теорию классовой борьбы как движущей силы исторического процесса. Государство является орудием установления господства экономически сильного класса, средством подавления и эксплуатации угнетенного класса. Целью социализма должно быть бесклассовое и безгосударственное общество. Ради этого рабочий класс должен завоевать политическую власть путем революции.

Политические взгляды Маркса стали основой целого ряда доктрин, программ, а также руководством к действию почти всех революционных движений и партий леворадикального, коммунистического толка.

Михельс Роберто(1876 – 1936) – немецкий политолог и социолог.

Автор ряда работ, из которых самые известные: «Социология политической партии в условиях демократии», «Первые лекции по политической социологии».

Среди политологов получили признание работы Михельса в области теории элит, о партиях и социально-политических движениях, о бюрократии, по вопросам взаимосвязи демократической теории и практики. Главная заслуга этого ученого – сформулированный им «железный закон олигархии»: во всех партиях демократия ведет к олигархии. Суть этого закона заключается в том, что властные ресурсы в партиях используются не столько для защиты интересов партийных масс, сколько для реализации интересов партийных лидеров.

Вместе с тем Михельс отмечал, что без партий в современную эпоху невозможно добиться успехов в политической борьбе. Несмотря на то, что борьба за демократию приобретает олигархические формы, все же межпартийная конкуренция способствует отбору и продвижению к власти в государстве наиболее достойных.

Монтескье Шарль Луи(1689 – 1755) – французский философ-просветитель, политический мыслитель, правовед, писатель.

Работы, посвященные политике: «Персидские письма», Размышления о величии и падении римлян», «О духе законов».

При рассмотрении политики и власти Монтескье широко внедрил многофакторный подход, показывая обусловленность политико-властных явлений множеством природных, социально-экономических, культурных процессов, и подчеркивал необходимость их всестороннего анализа для уяснения сути политических процессов. Особую роль он придавал географическим факторам (размер территории государства, климат и др.), поэтому его относят к основателям теории «географического детерминизма».

Монтескье широко известен в политической науке как классик теории разделения власти. Политическая свобода имеет место лишь там, где не злоупотребляют властью. Но по опыту веков известно, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею. Чтобы не было такой возможности, необходим порядок, «при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Таким образом, одним из важнейших условий политической свободы, согласно Монтескье, является разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Моска Гаэтано(1858 – 1941) – итальянский правовед, социолог и политолог, создатель оригинальной теории элитизма, государственный деятель либерального толка.

Автор работ: «Теория правительств и парламентское правление. Исторические и социальные исследования», «Современные конституции», «Правящий класс».

Политологию Моска рассматривает прежде всего как науку об элитах. Он исходит из того факта, что во всех обществах существуют «два класса людей – класс правящих и класс управляемых. Первый всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс, управляется и контролируется первым».

Одна из существенных тенденций и опасностей в развитии элиты – превращение ее в наследственную, закрытую группу, что ведет к ее вырождению и смене контрэлитой. «Правящие классы неизбежно приходят в упадок, если перестают совершенствовать те способности, с помощью которых пришли к власти, когда не могут более выполнять привычные для них социальные функции, а их таланты и служба утрачивают в обществе свою значимость». Моска выступал за открытость и преемственность в функционировании элит как гарантию стабильности общества и политической системы.

Новгородцев Павел Иванович(1866 – 1924) – русский философ, правовед и политический деятель.

Для политической науки большой интерес представляют его работы: «Политические идеалы древнего и нового мира», «Об общественном идеале», «Демократия на распутье».

Главной в его работах была проблема достойного человеческого существования. Свобода человека реализуется только при наличии определенных материальных условий. Поэтому государство должно создать минимум гарантий (образование, здравоохранение) каждому гражданину в целях дальнейшего развития его способностей.

Новгородцев обосновывал возможность и необходимость установления посредством права четкой безусловной нормы в целях устранения произвола. Такой нормой должен быть только принцип личности. Во имя права государство вынуждено принять в качестве непререкаемой границы своего господства свободную человеческую личность. Реализуется эта норма права только в правовом государстве, основными элементами которого ученый называет единую верховную власть, неотчуждаемые права личности, разделение функций власти на законодательную, исполнительную, судебную, а также защиту прав граждан демократическими организациями гражданского и политического характера.

Острогорский Моисей Яковлевич (1854 – 1919) – российский правовед и политолог, один из основоположников сравнительного метода в политической науке.

Автор работ: «Права женщин: сравнительное исследование исторического и правового аспектов», «Демократия и организация политических партий», «Демократия и партийные системы Соединенных Штатов».

Объектом научного исследования Острогорский избрал партию, детально проанализировав практику и теорию партийного строительства в двух представительных демократиях – США и Англии. Главные недостатки современных ему демократий он видел в формализме партийных функционеров, манипулировании общественным мнением и отсутствии эффективного контроля со стороны избирателей.

Острогорский отождествлял демократию с непосредственным участием граждан в управлении и указывал, что для достижения этой цели нужно заменить постоянные партийные структуры системой временных ассоциаций, объединенных общей целью. Он критиковал демократию с либеральных позиций и ориентировал политическую теорию на разработку мер по защите и повышению эффективности демократии.

Платон(427 – 347 до н.э.) – древнегреческий философ, знаменитый ученик Сократа и наставник Аристотеля.

Важнейшие сочинения о политике: «Государство», «Политик», «Законы».

Платон уделяет большое внимание толкованию понятий «политика» и «власть», определяет их как искусство соединения всего многообразия интересов в полисе для общего блага. «Всякая власть имеет в виду благо тех, кто ей подвластен», подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному.

Он создал относительно целостную концепцию государства (хотя и в особой идеально-утопической форме). В платоновских проектах идеального государства утверждается идея общей собственности, так как частная собственность порождает стяжательство, портит душу человека, порождает конфликты в обществе.

От Платона берет начало традиция обстоятельной классификации различных государственных устройств. Не находя в греческом мире совершенного устройства (там, где правят во имя общего блага), он выделяет четыре типа несовершенных государств: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Политическая история, согласно Платону, неизбежно ведет к наступлению тирании, поэтому он ставит вопрос о возможности недопущения самого худшего из несовершенных устройств.

Постепенно философ приходит к выводу, что помимо морали правителей, нужен и такой регулятор как закон.

Поппер Карл(1902 – 1994) – австро-британский политический философ.

Основные работы: «Логика научного открытия», «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма», «Предположения и опровержения».

Всемирную известность Попперу принесли труды «Открытое общество и его враги» и «Нищета историцизма», которые явились его вкладом в борьбу со всевозможными проявлениями тоталитаризма. В философии Поппера выделяется концепция открытого общества как социального устройства, главные элементы которого – гражданское общество, рыночная экономика и правовое государство, в тесной взаимосвязи обеспечивающие свободу во всем многообразии ее проявлений (и прежде всего личную). Открытое общество принципиально основано на власти закона. Ученый противопоставляет его закрытому (тоталитарному) обществу. Закрытое общество формируют сверху ради попытки целенаправленно переустроить «всё и вся» в соответствии с некоторым идеальным проектом.

Его концепция демократии как правления посредством обсуждения отличается от ее классического прочтения в виде правления большинства. Он считал демократию лучшим средством, обеспечивающим ненасильственный гражданский контроль над лидерами, мирную смену правительства.

Руссо Жан Жак(1712 – 1778) – французский философ-просветитель, писатель, политический мыслитель.

Автор сочинений: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О политической экономии», «Об общественном договоре, или принципы политического права».

Основы социально-политической доктрины Руссо – особая концепция общественного договора. По Руссо, общественный прогресс (цивилизация) поработил и погубил человечество, развратил души людей. А естественное (первобытное) состояние – это состояние счастья, безмятежного детства. В природном состоянии человек был здоров, свободен, добродетелен. Пороки развиваются по мере развития разума, утверждения собственности на землю. Тогда же возникает гражданское общество. Имущественное неравенство перерастает в политическое путем закрепления прав собственности в законах и учреждениях публичной власти. В результате развития человеческого разума и общества складывается государство. Деспотизм – предел развития в государстве политического неравенства.

Гражданское общество в концепции Руссо нужно для поддержания мира и обеспечения прав собственности, больше всего оно полезно для собственников. Необходимо заключить новый, подлинный общественный договор между всеми равными гражданами (а не между гражданами и правителями). В результате образуется ассоциация равных и свободных индивидов (республика). Общественный договор определяет и характер власти: государство основано на принципах свободы, равенства и народного суверенитета (прямого народовластия), который неотчуждаем, неразделим (потому Руссо критикует идею разделения властей) и не может быть представлен никем, кроме самого народа.

Чичерин Борис Николаевич(1828 – 1904) – русский философ, правовед, политический деятель.

Работы по политической науке: «О народном представительстве», «История политических учений», «Собственность и государство», «Вопросы политики».

Он внес значительный вклад в теорию государства. Государство служит прежде всего идее общего блага. Вместе с тем государство – это «союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага». Чтобы гарантировать безопасность общества и нравственный порядок, нельзя позволить отдельным группам узурпировать власть над социумом и подменить общественные интересы частными. Однако конечная цель государства, по Чичерину, заключается в обеспечении свободы личности, причем оптимальным способом для достижения этой цели является смешанная форма правления.

Чичерин был признанным теоретиком либерализма. Исходный пункт его взглядов заключался в утверждении того, что личность есть корень и определяющее начало всех общественных отношений, а формула политического идеала заключается в гармонии личности и государства, индивидуальной свободы и общего закона. Наиболее оптимальной формой, способной обеспечить гармонию, является конституционная монархия.

Шмитт Карл(1888 – 1985) – немецкий политический мыслитель и теоретик права.

Автор работ: «Политическая теология», «Диктатура», «Понятие политического», «Легальность и легитимность».

Политику Шмитт характеризует посредством различия «друг-враг», «свой-чужой». «Всякая противоположность – религиозная, моральная, экономическая или этническая – превращается в противоположность политическую, если она достаточно сильна для того, чтобы эффективно разделять людей на группы друзей и врагов». Те же, кто осуществляет политическое правление, обладают неограниченным правом определять как внутреннего, так и внешнего врага, бросать на борьбу с ним все имеющиеся в распоряжении государственной власти ресурсы. Это тотальное государство следует считать «наивысшей сущностью… потому, что оно принимает решения и, следовательно, может подавить все иные антагонистические группировки».

Представленная трактовка политики и государства как тотального института исключает либеральные идеи, оппозицию, парламентский суверенитет. Шмитт резко критикует либерализм. Предполагается, что посредством парламентаризма осуществляется обсуждение и согласование многообразия интересов в обществе. Однако это не так. Ввиду существенного роста полномочий государства борьба за демократию приводит к вырождению парламентаризма. В борьбе за преобладание в парламентах партии осуществляют электоральную пропаганду, обрабатывают массы и господствуют над общественным мнением. Сами парламенты становятся ареной борьбы за электорат. Парламенты XX века оказались во власти парализующей их деятельность партийной политики.

Шмитт разрабатывает концепцию «квалифицированной демократии», в которой определяющую роль играют специалисты: профессиональные политики, политические чиновники, военные.

Энгельс Фридрих(1820 – 1895) – немецкий философ, социолог и экономист; соратник Маркса и один из основоположников марксизма.

Основные работы: «Положение рабочего класса в Англии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», «Диалектика природы».

Он изложил основы диалектического и исторического материализма, изложил законы диалектики, оправдал приемлемость насилия в революциях, нарисовал картину будущего коммунистического общества (там государство отомрет само по себе, экономика станет плановой, будет уничтожена противоположность между умственным и физическим трудом, между городом и деревней).

Энгельс выступал последовательным сторонником революционного, насильственного переустройства мира, оказав этим особое влияние на русских революционеров.


КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Абсентеизм – форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в выборах в органы власти и референдумах.

Автономия– право какой-либо части государства на самостоятельное решение своих внутренних вопросов; самоуправление.

Авторитаризм – тип политического режима, при котором неограниченная власть одного лица или группы лиц не допускает политическую оппозицию, но сохраняет автономию личности и общества в неполитических сферах.

Анархизм– теория и политическое течение, ориентированные на безгосударственную организацию общества.

Антисемитизм –разновидность националистической идеологии, проповедующей нетерпимость и преследование людей еврейской национальности.

Бихевиоризм– ведущее направление американской экспериментальной психологии XX века. Для современных бихевиористских концепций политики характерен акцент на изучение различных механизмов индивидуального, межличностного и группового политического поведения.

Бюрократия – специфическая форма политической и иной организации, в которой фактическая власть принадлежит чиновникам.

Вето– отказ главы государства (монарха или президента) подписать и ввести в действие закон, принятый парламентом. Абсолютное вето означает окончательное отклонение закона; отлагательное (суспензивное) вето предполагает возможность повторного утверждения парламентом закона, при этом может быть преодолено противодействие со стороны главы государства.

Власть– способность и возможность проводить свою волю, реализовывать намеченные цели, заставлять других людей подчиняться.

Вотум– решение или мнение, выраженное путем голосования.

Геноцид– политика, направленная на истребление тех или иных групп населения по национальным, расовым или религиозным признакам.

Глобализация– охват экономическими, политическими, социальными и культурными взаимоотношениями всего человеческого сообщества.

Геополитика – теория и политическая практика, в основе которых лежит идея географической обусловленности отношений между государствами и другими субъектами международной политики (этносами, цивилизациями). Современная геополитика есть дисциплина, изучающая отношения между субъектами международной политики по поводу распределения и перераспределения мирового пространства.

Государство– главная политическая организация, обладающая верховной властью на определенной территории и имеющая ряд исключительных прав – на использование насилия, принятие законов, взимание налогов.

Государство правовое– государство, ограниченное в своих действиях правом, призванное охранять права человека; признаки правового государства: верховенство права (закона), разделение властей, гарантии соблюдения прав человека и гражданина.

Государство социальное – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий жизни, достижению всеобщего блага, утверждению в обществе социальной справедливости, смягчению имущественного и социального неравенства.

Государство унитарное – единое государство, целиком или в основе своей состоящее из административно-территориальных единиц.

Государство федеративное – сложное союзное государство, состоящее из государственных образований (субъектов), обладающих определенной самостоятельностью.

Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству, выступающая как система взаимных прав и обязанностей.

Группы давления – (разновидность групп интересов) внешние по отношению к власти организованные группы, которые стремятся поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.

Группы интересов – организованные объединения (ассоциации, союзы, фонды), возникающие с целью более эффективного удовлетворения многообразных запросов и потребностей людей. Среди них выделяются политические (группы давления) и неполитические группы интересов (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, организации ветеранов войны, ассоциации предпринимателей и фермеров и т.д.)

Демократия – народовластие в государстве или, по словам американского президента А. Линкольна, «правление народа, избранное народом и для народа». Тип политического режима, для которого характерны признание народа высшим источником власти, выборность важнейших органов государства, равноправие граждан, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, плюрализм, принятие решений большинством при уважении прав меньшинства.

Деспотия –неограниченная, самодержавная власть, отличающаяся беззаконием, произволом, самоуправством.

Диктатура – власть, не ограниченная правом или какими-то другими институтами и в своих действиях непосредственно опирающаяся на вооруженное насилие.

Дискриминация – лишение или ограничение прав определенных групп граждан по национальному, религиозному, расовому и другим признакам.

Догматизм – тип мышления, базирующийся на приверженности людей к однажды усвоенным и почитаемым неизменными и истинными целям, ценностям или средствам освоения мира.

Естественные права– права и свободы, присущие человеку от рождения, то есть данные природой. Будучи «досоциальными», эти права первичны по отношению ко всем нормам, установлениям общества и государства; они неотъемлемы. Либеральная концепция естественных прав была зафиксирована в американской Декларации независимости 1776 г., провозгласившей такие естественные права человека, как право на жизнь, свободу, стремление к счастью «самоочевидными истинами», для обеспечения которых «учреждаются правительства», и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., назвавшей основами естественных прав свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке и обладающий высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам.

Идеология– относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций, направленных на сохранение, преобразование или разрушение наличной политической действительности.

Импичмент– особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о нарушениях закона высшими должностными лицами государства.

Институт– совокупность фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или обычаями. В политологии – определенная организация деятельности и отношений в сфере политики, воплощающая общественные нормы и правила поведения людей.

Класс – социальная группа, отличающаяся от других групп доступом к богатству, власти и социальным престижем. В марксизме классы различаются по отношению к средствам производства (земля, природные ресурсы, заводы). Господствующие классы обладают средствами производства, эксплуатируемые классы лишены их.

Клика– группа людей, объединенная корпоративными (экономическими, социальными, политическими и другими) интересами, осуществляющая своекорыстные требования через институты и каналы государства.

Консенсус – согласие, основанное на наличии некоторых базисных ценностей и норм, разделяемых всеми основными социальными группами общества.

Консерватизм – политическая идеология, ставящая в качестве главного требования к власти сохранение морального порядка и естественно-правовых устоев на основе ценностей семьи, религии, собственности, а также сохранение стабильности и преемственности как факторов устойчивого развития общества. Главные принципы: преемственность, эволюционность, традиционные ценности и порядок.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты