КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система персонажей и конфликт в комедии Д.И.Фонвизина «Бригадир».Фонвизин с 1763 года служил при Елагине, всякого насмотрелся и, наконец, в 1769 году создал первую подлинно русскую комедию «Бригадир»: а) по форме она отвечает классицистическим требованиям: 5 действий с постепенным разворачиванием конфликта, построенного вокруг любовной линии, 3 единства (места, времени, действия), неожиданная счастливая развязка, «говорящие» именя (Добролюбов, Софья - мудрость); б) ее «русскость» внесена уже в заглавие: хотя Бригадир - не главный герой комедии, но зато это типично русская реалия; в) проблематика (выявляемая через характеры) в большей степени национальна, чем общечеловечна (галломания, которая в самом деле была очень распространена, - Сын, Советница), судейское взяточничество (Советник), военная тупость (Бригадир), хотя есть и более общие проблемы - скупость (Бригадирша), ханжество (Советник). Герои предстают как носители одной (максимум - двух) гипертрофированно выраженных пороков, которые и высмеиваются. Они вполне ходульны, но схематизм - общая черта классицистической драматургии; г) затрагивается тема воспитания и «скотоподобия» невоспитанного человека (Бригадир сравнивается с попугаем, медведем, псом, Сын - с щенком, Бригадирша - со свиньей, коровой, совой), развернутая в «Недоросле»; д) приемы комического - речевая манера персонажей, отражающая присущую им гипертрофированную черту, разговор глухих (иногда - там, где Сын говорит по-французски, реализованный), гротеск; е) отступление от канона - сцена, в которой Бригадирша плачет и рассказывает Софье и Добролюбову историю про жену капитана Гвоздилова: читатель испытывает жалость к комическому персонажу.
Уже с поднятия занавеса зритель оказывался погруженным в обстановку, поражавшую жизненной реальностью В мирной картине домашнего уюта все значимо и одновременно все натурально — и деревенское убранство комнаты, и одежда персонажей, и их занятия, и даже отдельные штрихи поведения Все это отвечало сценическим новациям театра Дидро. Центр тяжести идейной проблематики в комедии Фонвизина перемещался в сатирико-обличительную плоскость. Советник – бывший судья, покинувший службу, чтобы избежать наказания за взятки. Бригадир – тупой, невежественный служака, привыкший говорить воен яз, домашний тиран. Фонвизин наделяет перс «Стереоскопичностью» - в обоих видно их прошлое (судейское, военное) и настоящее. Бригадирша — задумана Фонвизиным как более сложный образ. Доминирующ черта характера - глупость. вместе с тем она простодушна, незлобива, терпелива и только изредка, когда ей приходится особенно трудно, жалуется на нелегкую жизнь с грубым, вспыльчивым Бригадиром, срывающим на ней все свои служебные неприятности. В ней есть что-то от простой русской женщины-крестьянки, обреченной на горькую жизнь с деспотом-мужем. Одновременно: яркое выражение отрицат начал + жертва отрицат среды. Галерею отрицательных персонажей завершают образы галломанов: Ивана, сына Бригадира и Бригадирши, и Советницы. Фонвизин применяет здесь прием удвоения отрицательных персонажей. Пренебрежение ко всему русскому, отечественному носит у Ивана откровенный и даже вызывающий характер. Он бравирует своим французолюбием.. Советница восхищается Иваном, его рассказами о Франции. Злонравным противопоставлены положительные герои: Софья, дочь Советника от первого брака, и ее «любовник» — Добролюбов. Автор наделяет Софью и Добролюбова умом, правильными взглядами на жизнь, постоянством в любви. Оба они хорошо видят недостатки окружающих их людей и часто делают в их адрес иронические замечания. Советник не хотел выдать Софью замуж за Добролюбова по причине его бедности. Но отвергнутый жених сумел честным путем, прибегнув к «вышнему правосудию», видимо, к помощи самой императрицы, выиграть судебный процесс. После этого он сделался обладателем 2000 душ, чем сразу же завоевал расположение Советника. Комедия противопост 2 типа русс дворян: 1 – слепо преданных старине (Бригадир, Б-ша, Советник) 2- зараженных модной франц болезнью (сын Бригадира, Иван, Советница). Между ними больше общего, чем различного – одинаковы грубы, одинаково закостенели в своих предрассудках. Новаторство Фонвиз: натуралистичность(реал обстановка). Обнажение интеллект кругозора героев. Карикатурность: в среде, где царствует умственная апатия и бездуховность, приобщение к европейской культуре. Несоответствие = комизм. Кальки с французского – сатира. Достоверность портретных харк перерастает в шаржированный гротеск. Переплетающиеся любовные эпизоды – комизм?
|