КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
План-график самостоятельной работы студентов
Тематика проверочных работ и методические рекомендации по их выполнению Контрольная работав течение семестра проводится дважды: после освоения разделов по литературе XVII века и литературе Просвещения. Контрольная работа предполагает письменный ответ на вопросы, которые проверяют степень освоения лекционного материала, тем практических занятий, содержание художественных текстов по данным разделам. Раздел I. Литература XVII века
Задание 1. Тема: Барокко 1. Прочтите стихотворения Луиса де Гонгоры, выберите одно из них и проанализируйте, обращая внимание в первую очередь на художественные средства, характерные для эстетики барокко: метафоры, антитезы, эмблемно - аллегорическая образность, культизмы, парадоксы и т.п. 2. Сравните несколько отрывков из стихотворений Гонгоры и попытайтесь объяснить специфику его метафорических портретов возлюбленной. « О влага светоносного ручья,/Бегущего текучим блеском в травы!/Там, где в узорчатой тени дубравы / Звенит струной серебряной струя,// В ней отразилась ты, любовь моя:/ Рубины губ твоих в снегу оправы…/ Лик исцеленья - лик моей отравы/ Стремит родник в безвестные края»… «Зовущих уст, которых слаще нет,/ их влаги, обрамленной жемчугами,/ пьянящей, как нектар, что за пирами/ Юпитеру подносит Ганимед,// страшитесь, если мил вам белый свет: / точно змея меж яркими цветами/ таится между алыми губами/ любовь, чей яд — источник многих бед»… «Я пал к рукам хрустальным; я склонился/ К ее линейной шее; я прирос/ Губами к золоту ее волос,/ Чей блеск на приисках любви родился;// Я слышал: в жемчугах ручей струился/ И мне признанья радостные нес;/ Я обрывал бутоны алых роз/ С прекрасных уст и терний не страшился"… 3. Приведите примеры известных вам барочных метафор. 4. Прочтите песни и сонеты Джона Донна. Попытайтесь увидеть и осмыслить сложное сочетание неподдельной радости жизни и глубокого трагизма. Какими художественными средствами Донн передает эту сложность и противоречивость? Сравните сонеты Донна с сонетами Петрарки и Шекспира. Обратитесь к статье А.Н. Горбунова «Поэзия Джона Донна. 5. Прочтите Эпистолы (Послания) Донна. Каким вы видите философское и поэтическое представление Донна о мире? Сформулируйте основные темы этого диптиха («Шторм» и «Штиль»). 6. Прочтите Священные сонеты Джона Донна, сравните их с ранними сонетами и песнями. Какой представляется вам барочная эволюция Донна. 7. В чем специфика поэтического воплощения темы сна в поэзии барокко? Гонгора писал: «Сон - лучшее спасение от бедствий:/ И смерть, и воскрешенье в этом средстве./ Проснувшись, я узрел, что мир незрим,/ День от полуночи неотличим,/ Ни севера, ни юга нет в помине,/ кругом потоп, и мы - в его пучине!» Приведите аналогичные примеры из произведений других барочных авторов. 8. Каковы этимология и современное значение термина "барокко"? 9. Проследите, в чем сходство и отличие художественных принципов маньеризма и барокко. 10. Объясните, в чем состоят и как проявляются в поэтике барокко философские основы барочного мироощущения. 11. Охарактеризуйте национальное своеобразие испанской, итальянской, французской, английской и немецкой барочной литературы. Задание 2. Тема: Классицизм 1. Прочтите «Поэтическое искусство» Н. Буало, сделайте выписки. Объясните, используя примеры из текста, суть эстетической системы Буало. 2.Как характеризуют историю становления французской поэзии и почему слова Буало: «Но вот пришел Малерб и показал французам/ Простой и ясный стих, во всем угодный музам»? 3.«Учите мудрости в стихе живом и внятном,/ Умея сочетать полезное с приятным».Как вы понимаете это высказывание Буало? Кто из известных вам авторов 17 века разделял точку зрения Буало? 4. Сопоставьте высказывания персонажей "Сида" Корнеля и объясните, какое из них больше отвечает духу абсолютизма и почему: Граф. «При всем величии монархи с нами схожи:/ В ошибку иногда они впадают тоже…» Дон Диего. «…Но верноподданный - а им всегда был я - / Не смеет обсуждать приказы короля». 5. Объясните специфику страсти корнелевских героев, опираясь на анализ слов Родриго: «Нет, нераздельна честь: предать любовь свою -/ Не лучше, чем сробеть пред недругом в бою». 6. Как бы вы интерпретировали высказывание Вольтера: «Корнель, древний римлянин среди французов, основал школу душевного величия». 7. Сравните концепцию любви/страсти Корнеля и Расина, в чем сходство и различия. Вспомните высказывания Родриго в «Сиде» Корнеля: «Я предан внутренней войне;/ Любовь моя и честь в борьбе непримиримой:/ Вступиться: за отца, отречься от любимой!/ Тот к мужеству зовет, та держит руку мне./ Но что б я ни избрал - сменить любовь на горе/ Иль прозябать в позоре, -/ И там и здесь терзаньям нет конца». И слова Ореста из «Андромахи» Расина: «Всевластная любовь повелевает нами / И разжигает в нас и гасит страсти пламя. / Кого хотим любить, тот нам - увы - не мил; / А тот, кого клянем, нам сердце полонил». 8. Как вы понимаете определение «высокая комедия» Мольера, учитывая тот факт, что согласно эстетике классицизма комедия – жанр низкий. 9. Борясь за постановку «Тартюфа» Мольер заявил: «Оригиналы запретили копию». Как вы понимаете эти слова? 10. Сравните высказывания персонажей «Мизантропа»: Альцест. «Все то, что вижу я, глаза мне раздражает / Впадаю в мрачность я и ощущаю гнет, / Лишь посмотрю кругом, как род людской живет! / Везде - предательство, измена, плутни, льстивость, / Повсюду гнусная царит несправедливость; /Я в бешенстве, нет сил мне справиться с собой, / И вызвать я б хотел весь род людской на бой!» Филинт. «И добродетельным быть надо осторожно; / Излишней строгостью испортить дело можно: Благоразумие от крайности бежит / И даже мудрым быть умеренно – велит». Какая позиция, по вашему мнению, ближе Мольеру? Подтвердите вашу точку зрения анализом сюжета комедии? 11. Раскройте происхождение и значение термина "классицизм". 12. Расскажите о связи классицизма с рационалистической философией. Раздел II. Литература XVIII века Задание 1. Тема: Литература эпохи Просвещения 1. Какие политические, социальные, культурные события английской истории предопределили развитие просветительских идей, их характер и национальные особенности? 2. Как вы прокомментируете высказывание Г.Филдинга: «Я – творец новой области литературы и, следовательно, волен дать ей какие угодно законы». 3. Раскройте важнейшие для идеологии Просвещения понятия: «естественный человек», «естественное состояние», «цивилизация», «общественный договор». 4. Назовите типы (разновидности) французского философского романа, приведите примеры. 5. Поясните поэтику и функцию заглавий романов Вольтера «Задиг, или Судьба», «Кандид, или Оптимизм». 6. Как сопрягаются в «Монахине» Дидро подлинный факт, жизненность фабулы с художественным обобщением и тенденциозностью автора. 7. Назовите героев, из писем которых взяты следующие фрагменты: - «Как заблуждался я, сударыня, когда писал Вам первое свое письмо. Нет умиротворения моим печалям,- напротив, я умножил их, подвергнув себя вашей немилости; да, чувствую, что случилось самое худшее,- я Вас разгневал. Ваше молчание, холодность, замкнутость, - слишком ясные знаки моего несчастья». -«Вот мне и приходится в конце концов признаться в роковой тайне, которую я так неловко скрывала. Сколько раз я клялась себе, что она покинет мое сердце лишь вместе с жизнью! Но твоя жизнь в опасности, и это заставляет меня открыться, я выдаю тайну и утрачиваю честь. Увы!» Охарактеризуйте этих героев как выразителей идей Просвещения. 8. Почему писатели 18 века так любили мемуары, письма, документальную запись? Какова функция эпистолярного способа повествования? Приведите примеры. 9. В каких известных вам произведениях просветителей представлены утопические модели общественного устройства (идеальное общество, идеальная личность). Примеры. 10. Опишите, опираясь на тексты, характерные для штюрмерской литературы два типа героев. 11. В чем причины сильного дидактического начала, свойственного литературе 18 века.
|