КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нарративное интервью о семейной истории как материал для культурологической концептуализации
Метод нарративного интервью, несмотря на свои ограничения (связанные с трудностью получения статистически значимых данных) все же дает материал для рационального восхождения от частного к общему при анализе культурно-исторической реальности, что продемонстрировано в анализе интервью по теме «История моей семьи в XX веке». Интервью проводилось с Натальей Николаевной, моей мамой, во время беседы в скайпе в непринужденной обстановке. Р. чувствовал себя уверенно, вел диалог открыто и участливо. Р. владеет информацией об истории моей семьи наиболее полно, однако неточности в повествовании все же имеются: сомнения в датах рождения и смерти далеких родственников, незнание о некоторых «корнях» генеалогического древа. К сожалению, возможность проверить или дополнить данные отсутствует. Транскрипт интервью «Сначала я расскажу со стороны своей бабули. Начнем с истории этого рода (я сейчас тебе говорю о своей прабабушке и прадедушке). Я, правда, не знаю, каких звали. Моя прабабушка была из рода Никитиных. Род Никитиных был знатного происхождения на те времена. Мой прадедушка – его звали Александр, он был дворянин из рода Фетисовых. У нас (в Липецке – прим. Авт.) на улице Неделина у него был свой магазин. Вот. И у этих людей родилась дочка – Маша, Мария Александровна Фетисова. Получается, прабабушка из рода Никитиных, а прадедушка – Фетисов. У них в семье родилась она в 1912 году. У них родилось пятеро детей. Маша, которая моя прабабушка, она училась на секретаря. А одна из сестер умерла еще до революции от туберкулеза. Вторая сестра, ее звали Клавдия Александровна, во времена НЭПа вышла замуж по расчету за денежного человека, купца. Вот. Михаил Александрович был самым младшим ребенком в их в семье, и в 20-е годы был еще совсем маленьким. Еще у них был сын Алексей. Во время второй мировой войны он пропал без вести. Ну. Вот и все. Потом Мария Александровна где-то в 30-е годы вышла замуж за Григория Кирилловича – это мой дедушка. И теперь я рассказываю о его родителях, Григория Кирилловича. Мама Григория Кирилловича – ее звали Мария Никаноровна. Она была из потомственного рода врачей. Может быть, поэтому у нашей Лианы (моя сестра – прим. Авт.) интерес к биотехнологиям. Червяков там расчленять в детстве. Ага, вот. Папа Григория Кирилловича – Кирилл, он был царским генералом в те давние времена. И во время гражданской войны, когда началась заварушка 1917 года, его семья бежала за границу. И в те времена жены царских генералов, они во время войны – первой мировой - служили медсестрами в солдатских больницах – это было дело чести. И вот моя прабабушка Мария Никаноровна работала медсестрой в военном госпитале. Когда началась революция, семья царского генерала уехала за границу, а Мария Никоноровна не захотела бросать и убегать вместе с ними, а так как было опасно носить их фамилию, а царский генерал проживал на улице Ленина, где дом пионеров бывший, а сейчас – ЗАГС, взяла просто так фамилию из головы - Жеребцова. И те люди, которые могли бы рассказать о настоящей фамилии семьи ее мужа, давно умерли. Но когда я была маленькая, об этом говорить было не модно и не принято – потому что советская власть, все должны были быть детьми и внуками рабочих, и я не узнала настоящей ее фамилии. Не знает эту фамилию и моя мама. Взяла фамилию наобум, чтобы никто не знал ее связь, родство с генеральской семьей. Так вот, во время революции, бабушка Маша так и осталась работать в госпитале. Сначала в госпитале была красная армия, после чего красноармейцы стали город сдавать и прискакала белая армия, а раненых солдат нельзя было увозить, и бабушка солдат красной армии спрятала. И когда белогвардейцы в город вошли, они пришли в госпиталь и солдатиков не нашли. А потом власть опять сменилась обратно, и прискакал Буденный, и за то, что она спасла красноармейцев, он подарил ей кусок хорошего материала, который долго хранился в нашей семье. Рождается Григорий Кириллович в 1910 году, а Мария Александровна – в 1912. Вот. В 1917 году они были еще маленькими детьми, то есть в событиях того времени не принимали участия. Семья Марии Александровны Фетисовой осталась жить и работать в России, а семья Григория Кирилловича бежала за границу. А Мария Никаноровна осталась в России и продолжала работать в госпитале, леча солдат. В 30-е годы Мария Александровна и Григорий Кириллович поженились. Мария Александровна, выучившись, работала секретарем в какой-то конторе. Григорий Кириллович работал на Липецком тракторном заводе начальником цеха, ходил в инженерах – они были с образованием. В 39 году у них родилась твоя бабушка, Эмма Григорьевна, а в 41 началась война, и дедушку – Григория Кирилловича, как специалиста, эвакуировали в Москву вместе с бабушкой, Марией Александровной. Там он работал, делал снаряды все для фронта, все для победы, а Мария Никаноровна осталась в Липецке, работая все в том же госпитале. Он находился на Площади героев, где сейчас церковь. Она как работала там с дореволюционных времен, так и продолжала там работать. Бабушку твою оставляют в Липецке, она еще маленькая была и ее побоялись везти, и они с бабушкой, Марией Никаноровной, жили в госпитале, лечили солдатиков уже советской армии. А дедушка Григорий Кириллович работал в Москве, а там были такие тяжелые времена – им выдавали паек, а Мария Александровна не работала, и паек выдавался только Григорию Кирилловичу. А в 1942 году родилась Лилия Григорьевна. И чтобы как-то прожить, в те времена был развит дух взаимопомощи, и его товарищи, работавшие на заводе, чтобы ему помочь, они понимали что у него родилась дочь, и они отдавали часть своего пайка Григорию Кирилловичу, и он нес его домой и кормил дочку- таким образом они и выживали. Немцы в Липецк не пришли, Советская армия стала отгонять все дальше и дальше немцев, и завод вернулся в Липецк. Григорий Кириллович продолжал работать, но жили уже все вместе. Бабуля ваша после войны училась в 12 школе в городе Липецке. По окончанию школы она училась в техникуме на инженера-строителя в Москве. А выучившись, работала в Домостроительном комбинате в Липецке. Вот, а еще был такой момент – уже тетя Лиля мне рассказывала – когда еще была жива Мария Никаноровна, и Лиля с Эммой были еще совсем маленькими детьми, они помнят такую ситуацию: к ним приехала старая женщина, и то что они запомнили – это была высокая и очень опрятная женщина, строгая и старая, и она приехала к ним в частный дом на улице Щерса, и она пришла к их дому, молча вошла в калитку, взяла тетю Лилю и повела с собой. Мария Никаноровна ее прогнала. Это была бабушка Григория Кирилловича, которая эмигрировала за границу. С того момента связь с генеральскими родственниками Григория Кирилловича пропала навсегда. Естественно, прошло уже столько поколений и люди, которые могли что-то помнить, уже умерли. Где-то в 1969 году Эмма Григорьевна выходит замуж за Николая Павловича. Семья Николая Павловича это черное пятно в нашей биографии – они глубоко деревенские люди из небогатой семьи, скорее всего даже батраки были до революции, которые работали в колхозе в деревне Красивая Неча Липецкой области. Всю жизнь они прожили в деревне, древняя семья батраков, которая работала на колхоз за трудодни, и единственные их воспоминания о тех днях – это сенокосы, работа и нехватка еды. Впоследствии Николай Павлович приехал в город и работал на Новолипецком комбинате кузнецом. А в 2011 году он умер. Больше я ничего не могу сказать, так как Эмма Григорьевна разошлась с Николаем Павловичем. Мама твоя, Наталья Николаевна, родилась в 1970 году. В 1987 году закончила школу, училась на бухгалтера. И в 1992 году выходит замуж за Джемала Анзоровича. А теперь давай поговорим о семье Джемала Анзоровича. Семья Джемала Анзоровича у нас со стороны его мамы – семья кулаков. Они где-то в Октябрьском районе, город Усмань, были кулаками. И в 1917 – 1918 году эту семью раскулачили и сослали в Сибирь. Имен я не помню, но говорю образно: там они работали на рудниках и вагонетки толкали с углем. Очень были злые, особенно дед Анны Ивановны, матери Джемала Анзоровича, очень был зол на советскую власть, и его озлобленность осталась в крови – я помню все разговоры о том, что это был очень злой человек. Его жену звали Лукерья, а его звали – Михаил. Во времена НЭПа, во время голода, он был очень сильный и здоровый, приходя домой, мог согнуть кочергу со злости, какой-то там инструмент. И он садился за стол, и его семья не начинала есть, пока он не поест, что совсем не похоже на семью моего дедушки, который сам нес с завода еду для своих детей. Среди интеллигенции, откуда вышла твоя бабушка, это было не принято. У них родилось несколько детей, у Лукерьи и Михаила, и среди них был сын Ваня. В один прекрасный момент они возвращаются в Усмань. И вот этот Ваня женится на женщине, имя которой я не знаю. И у них рождается дочка Анна Ивановна – твоя бабушка, и еще несколько детей. У них было человек 6 или 8, из которых в живых остались только трое: Анна Ивановна, Александр Иванович и Виктор Иванович. Остальные в голодное время умерли от болезней и хронического недоедания. Они сохранили ненависть к советской власти, и мальчик Иван был очень злым и жестоким – мне кажется, это сохранялось у них в крови. А дальше - Анна Ивановна, вечная нехватка еды, холод и грязь дорог, очень она завидовала жителям города. Она не захотела учиться и работать на колхоз, поэтому она подрядилась торговать наркотиками. Это были как раз 50-е годы, и ее снимают с поезда Москва-Батуми за продажу наркотиков и сажают в тюрьму. Пока Эмма Григорьевна служила в техникуме, Анна Ивановна сидела в тюрьме, она встречает там Анзора Джемаловича, который эту тюрьму охранял – это было в счет служения в армии. Анзор Джемалович из старого грузинского рода Гваришвили (Гваришвили передводится как сын своего отца). Они из княжеского рода – но такого далекого, что я не помню и мне никто не рассказывал. Я помню лишь о его деде, у них в 30-е годы он работал директором ликеро-водочного завода и имел бронь, чтобы не ходить на фронт. Но он отказался от этой брони и погиб на войне. Твой отец со своим отцом ездили к нему как-то под Курск на братскую могилу. И у него родился отец Анзора Джемаловича – Джемал Анзорович (у грузинов принято чередовать по поколениям мужские имена). Джемал Анзорович встречает на курорте в Батуми москвичку Шкитину – это девушка из семьи писателей, у нее не то мама, ни то папа были писателями – у нас есть даже их книжечка, подписанная на память. Он влюбляется в нее, а она просто так за него замуж выйти не хотела – были другие нравы у людей, нравы были строже. После отдыха в Батуми она уезжает в Москву, и нет никакой речи о грузинских женихах. Он садится однажды на поезд, приезжает в Москву, приходит в семью Шикитиных и красиво, как это умеют грузины, с кавказской улыбкой делает предложение этой девушки Шкитиной, получает согласие и увозит ее в Батуми. У них рождается сын – Анзор Джемалович, человек широкой кавказской натуры, очень любвеобильный, который по молодости отправляется в Сочи – молодой, красивый, двухметровый. Встречает там женщину Соню, у них закручивается роман, он уезжает и у Сони рождается девочка Ирина. И она – эта Соня, оставляет ее в детдоме, бросает. Их контакт продолжался по переписке, Анзор Джемалович узнает, что Соня находится в детдоме, и недолго думая забирает ее оттуда и привозит в Батуми – к своей семье. Так вот, этот Анзор Джемалович встретил Анну Ивановну в тюрьме. Через некоторое время она освобождается, он приводит ее в семью свою – к маме и дочке Ирине, которую ту приняла как свою в годовалом возрасте. После освбождения Анне Ивановной было запрещено жить в столичных городах, поэтому они едут в Магадан – там она работает, живет в достатке. Там в 1968 году рождается Джемал Анзорович. Оканчивает магаданскую школу и в 1985 году служит в армии в морской пехоте на дальнем Востоке. Год из двух лет службы он охраняет во Вьетнаме Американскую базу. Придя с армии, в 1987 году его семья перебирается в город Липецк. Поженились мы с ним в 1992 году. Через год родился ты, а еще через три – твоя сестра Лиана» После интервью респонденту был задан вопрос о годах жизни родственников, на этом интервью окончилось.
Анализ интервью Р. обладает информацией о семье мужа со слов свекрови. Налицо явное осмысление социального неравенства респондентом в образах классовой борьбы. Ощущается советское воспитание. Однако, простодушно и с долей иронии Р. отзывается о предках крестьянского происхождения и с явной гордостью рассказывает о родственниках происхождения благородного, дворянского. Идеалом в семье считает порядочность, интеллигентность, честность, трудолюбие. Культурный контекст социальной обстановки в России начала и середины XX века располагает к социальной мобильности населения, описанной на примере семей Натальи Николаевны и Джемала Анзоровича, моих отца и матери, что возможно может служить подтверждением разного рода социологических гипотез о социальной мобильности. Умственный труд и благородное поведение, возможно, ассоциируется у респондента с залогом благополучия в семейной жизни и жизни общественной. Возможно, классификация отрывков транскрипта может послужить формированию статистик для социологических исследований по следующим параметрам: исследование социальной мобильности населения России в XX веке; исследование стратегий поведения представителей различных классов общества; влияние образования и характера деятельности на уровень жизни населения.
Анастасия Ежова, студентка 3 курса социально-гуманитарного факультета РГСУ (культурология)
|