КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Если бы не…»: пример единства макро- и микроисторииРеспондент Близнецова Ольга Игоревна родилась в 1970 г. в Красноярске в рабочем районе на окраине города в семье интеллигентов. Ольга Игоревна считает, что на её воспитание большое влияние оказал её отец - выходец из дворянской семьи, человек умственного труда, родившийся в 1938 г. в селе Селемужинск в Амурской области. На неё своё влияние также оказывала мать, родившаяся в 1936 г. в крестьянской семье в г. Канске в трудные годы ссылки её матери, брата матери и её двух сестёр и родителей прабабушки и прадедушки. Респондент говорит, что революция смешала и перемолола все роды и семьи разных слоёв общества, в итоге получались смешанные семьи. Она считает, что если бы не было революции, то не было бы нас - ни её самой, ни её матери, ни всех остальных. До революции браки между разными сословиями были почти невозможными. Революция сначала уравняла всех в правах, но впоследствии многих людей прав лишила. По политико-идеологическим причинам предки респондента оказались сосланными в Сибирь. Например, родстенники матери респондента была сосланы с Украины. Началось всё с того, что, когда революция 1917 года свершилась, прапрадедушка матери респондента Чернюк Павел встретил её даже восторженно, несмотря на то, что он был старостой села и бывшим офицером царской армии. Но всё произошло очень быстро: его, как кулака и сельского старосту (из-за того, что у его семьи было 2-е коровы, лошадь, свой дом с хорошей библиотекой и свои земли), арестовали и сослали в Сибирь - сначала его одного, а потом и всю его семью. Поначалу семья даже не знала, куда точно его сослали, а через 2-3 недели арестовали прапрабабушку матери Р.а и посадили на телегу вместе с её дочерью Марией. Так как она была дома, а оставшихся детей 10-12 лет, девочек, которые были на улице в это время, как щенков собрали и усадили на телегу, в чём мать их родила, одна из них даже была босиком. Увезли их всех на вокзал, не дав даже взять с собой еду и одежду. Благо, нашлись добрые соседи, привезшие на вокзал продукты, одежду и обувь. На вокзале они просидели сутки и к уходу поезда подвезли старшего брата сестёр, которому было 18 лет. Так всю семью насильно повезли в Сибирь. Довезли сначала до Иркутска, где почему-то подержали их в тюрьме, как и всех других ссыльных, затем, по решению правительства, их повезли дальше до Еланска, где семья жила с другими ссыльными в специальном поселении, в котором они жили в убогих землянках. Именно после таких событий появился термин "спецпереселенцы", которым обозначали всех вынуждённых переселенцев, включая семью матери респондента. Царили холод и голод. К зиме их перевели в бараки, дали каждой семье по комнате. По рассказам прабабушки матери респондента, свободные сибиряки жалели переселенцев, приносили им одежду и продукты. Постепенно семья Чернюка завела огород, купила куров, и жить стало легче. Прабабушка матери респондента закончила техникум и устроилась на работу мастером в леспромхозе. Про прадедушку так и ничего не было слышно. Скоро семью освободили и разрешили вольно жить, и она переехала сначала в посёлок Большой Унгут и лишь через некоторое время окончательно обосновалась в Красноярске. Только в 1991 году из газет семья узнала, что прадедушка был расстрелян в Канске и реабилитирован посмертно. Дедушка же отца и по совместительству второго мужа матери респондента был офицером дворянином по имени Константин Бахвалов, но он погиб ещё до революции. Его дочь Зоя продолжила его род. Таким образом, следуя из всего рассказанного, могу согласиться с мнением репондента о том, что именно революция создала новую социальную среду и все условия жизни, благодаря которым на свет появились мы, именно такими, какие мы есть, и именно в данном историческом пространстве. Да, революция уравняла всех, но в то же время несправедливо обошлась как со многими нашими предками, со многими согражданами нашей огромной страны. Именно революция стала поворотной точкой в судьбах наших семей и противоречивым образом соединила до тех пор жёстко обособленные классы российского общества.
Ирина Панасова, студентка 3 курса социально-гуманитарного факультета РГСУ (культурология)
|