Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Теория естественного происхождения права




Теологическая теория происхождения права

Теологические взгляды на право – это исторически первое объяснение сущности права, возникшее еще в древности.

Ярким представителем и одним из главных разработчиков теории был Фома Аквинский. Согласно его учению, миром управляет божественный разум. Право создано Богом для регулирования жизни людей, оно даруется человеку через посредство пророка или правителя.

Право есть развитие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.

Ф. Аквинский различал право и закон, который оценивался с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение.

В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходил из божественной природы права.

Жак Маритен: Право, как и государство, представляет собой результат развития духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке.

Авторы теологической теории впервые связали вместе такие понятия как право и справедливость.

Теория естественного происхождения права

Согласно естественноправовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения.

Представители данной теории (Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективные порядок.

Естественное право – передано человеку извне и имеет приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права.

Право наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качестве образца и критерия качества действующего позитивного права.

В содержательную характеристику естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно-содержательный и нравственно-правовой комплекс.

Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик ЕП в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должна соответствовать основным положениям естественного права.

В современных условиях нормы ЕП наиболее полно отражены в нормах международного права.

Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако, равенства между ними никогда не будет.

Идеи и основные причины ЕП в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных стран (РФ: «основы права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты