Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Историческая теория происхождения права




Обосновывает происхождение права объективными условиями жизнедеятельности людей, существующими в рамках национального государства.

Развивалась представителями исторической школы права, находившейся в яростной оппозиции к школе естественного права (Г. Гуго, К. Д. Савиньи, Г. Пухта).

Право вырастает из национального духа, «народного духа». Законодатель же должен уловить «общее убеждение нации» и точно выразить его в позитивном праве. Произвола в установлении права нет. Законодатель не изобретает право, а в лучшем случае выбирает наиболее приемлемое для него, «подсказанное».

Главный принцип существования права – саморазвитие. Индивиды могут быть пассивными носителями юридических установок, но не их создателями.

Право существует всегда, оно присуще народу, но не государству.

Право есть одно из проявлений духа народа, законодатель – это выразитель духа народа, законы и обычаи есть ничто иное, как формы для распознавания права, таящегося в глубине народного духа.

Классовая теория происхождения права

Опирается на историко-материалистическое учение об общественном развитии, а также на классовую трактовку государства и права (Ф. Энгельс, К. Маркс, В.И.Ленин).

Право и возникающие на его основе правовые отношения отражают характер экономических связей между людьми.

Марксистская концепция выделяет его классово-волевой характер.

В обобщенном виде право – выведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни господствующего класса. Он изменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы.

 

14. Естественно-правовая (договорная) теория происхождения государства и права.

Договорная теория (теория общественного договора) объясняет происхождение государства посредством общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которой произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.

Поэтому, государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.

Ее отдельные положения разрабатывались еще в 5-6 веках до нашей эры софистами в Древней Греции.

Согласно этой теории в процессе развития человечества:

права одних людей входят в противоречие с правами других людей - нарушается порядок - возникает насилие - для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Основой теории общественного договора является положение о том, что этапу возникновения государства предшествовал период естественного состояния человека.

Два вида права:

1.

1. естественное – предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения);

2. позитивное – возникает с государством, формируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях.

Теория общественного договора критикуется по нескольким положениям:

М. Коркунов: договорные начала приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни, общественный порядок является всецело определяемым произволом отдельных личностей (а не наоборот).

Г. Шершеневич: сторонники механического представления редко становились на точку зрения исторической действительности.

Основные положения учения Д. Локка:

Основные положения учения Ж.-Ж. Руссо:

Основные положения теории Т. Гоббса:

 

15. Причины, пути (формы) возникновения государства.

Причины возникновения государства:

1.

1. переход от присваивающей экономики к производящей;

2. усложнение внутренней организации семейно-клановых групп;

3. рост прибавочного продукта, возникновение имущественного неравенства;

4. развитие межродовых связей, образование надобщинных структур;

5. формирование управленческой верхушки;

6. зарождение классовой структуры общества;

7. развитие права.

Формы возникновения государства:

1.

· эволюция (естественная форма развития государственно-правовой материи);

· революция (несет в себе значительный субъективный заряд).

Макиавели: государства могут быть "либо унаследованными - если род государя правил долгое время, либо новыми" (присоединены вследствие завоевания).

"Восточные и западные" направления формирования государства

"Западные" направления формирования государства

1) афинская - форма, которой был свойственен классический путь возникновения государства. Проявилась в следующих последовательных реформах:

·

· реформа Тезея (разделение населения на классы по роду трудов деятельности: земледельцы, ремесленники, благородные лица;

· реформа Соломона (разделение общества по имущественному признаку на 4 класса, из которых первые 3 могут занимать управленческие должности в государственном аппарате. 4-й класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании);

· реформа Клисфена (разделение территории государства на 100 общин - округов, каждая из которых бала построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты