КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие сущности государстваСущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование. При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1. 1. то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); 2. то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике. В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. Основные подходы к понятию государства В современном мире накоплено достаточно много подходов к пониманию государства. Это обусловливается: 1. 1. сложностью проблемы; 2. наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству. Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в древности. Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. Но ни одно из множества известных определений государства не является исчерпывающим, они лишь позволяют сделать следующие методологически значимые выводы: 1. 1. государство - это продукт общественных отношений; 2. государство - это форма существования общества; 3. государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая структура всех сфер жизни общества (экономической, политической, социальной и духовной); 4. при любом определении государства речь идет и о системе властных государственных органов; 5. потребности общества определяют назначение, функции, цели и задачи государства. Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства. Так, В.Е.Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства: · · теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата); · классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения); · юридический (государство - юридическая персонификация нации); · социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении); · кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями) . Точка зрения А.Б. Венгерова Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, ради достижения конкретных целей организующая общество в границах определенной территории и координирующая главные стороны его жизни.
19. Марксистско-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический анализ. Марксистско-ленинское учение о государстве является классовой (материалистической) теорией происхождения государства. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (земледелие - скотоводство - ремесло; обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру - государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих. Государство по своему внутреннему содержанию - продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классовой борьбы, орудие в руках господствующего класса для того, чтобы подавлять классовых противников. Господствующий в экономике класс овладевает государством как механизмом управления обществом и использует этот механизм в своих классовых интересах. В.И. Ленин "О государстве": "Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим". Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.
|