КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и смысл диалектики. Структура диалектики, функциональное значение принципов, законов и категорий.
Содержание диал-ки формировалось в течение длительного периода дух. развития чел-ва. В Др. мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диал-ки. После зарождения развитие диал-ки надолго превратилось в конкретизацию ее идей. Лишь в XIX веке в ф-ой системе Гегеля (в открытых мыслителем законах) диал-ка получила новую (теор.) базу для своего развития. Диалектика как наука - сложная система, элементами которой явл. ее принципы, законы, категории, связанные между собой. Принципы диалектики - это ее центральные понятия, основополагающие идеи, они составляют основу системы диалектики. Такими основными принципами являются принцип всеобщей связи и принцип развития. Основные принципы диалектики: 1) Принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Связь - это такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в первом сопровождается изменениями в другом. Все в мире взаимосвязано между собой; Всеобщая мировая связь непрерывна и вечна. Каждому структурному уровню материи соответствуют свои органы связи. 2) Принцип развития: Мир рассматривается не из готовых законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов. Предметы, кажущиеся неизменяемыми находятся в непрерывном изменении, возникают и уничтожаются. Из всех процессов складывается движение как атрибут материи.Под законами диалектики, обычно, подразумевают три основных закона?: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количества и качества, закон отрицания отрицания. Каждый из законов объясняет определенную сторону, определенный момент развития. Поэтому ни один из законов диалектики, взятый в отдельности, не может дать целостного представления о процессе развития. Лишь взятые в единстве, они выполняют эту свою функцию. Глубокое понимание законов диалектики невозможно без анализа категорий диалектики, таких как, единичное особенное и общее, количество и качество, причина и следствие, содержание и форма, необходимость и случайность, сущность и явление и т.д. Категории - это понятия предельной общности. Они отражают наиболее общие свойства и связи, т.е. такие, которые присущи всем явлениям действительности и познания. Категории закрепляют в своем содержании результаты познания и преобразования этих общих свойств и связей, фиксируют переход познания с одних стадий развития на другие. Поэтому они имеют реальное "земное" происхождение и являются ступенями развития познания и преобразования действительности. В качестве элементов диалектики большинство ее категорий выступает не по одиночке, а парами: причина и следствие, сущность и явление и т.д. Такие категории называют соотносительными, парными. Поскольку в соотношении парных категорий фиксируются закономерные связи действительности, то парные соотносительные категории сами выступают в качестве не основных законов диалектики. Например, связь причины и следствия выступает в форме закона, а "случайность" есть форма проявления и дополнение необходимости. Следует подчеркнуть, что законы и категории очень тесно связаны: каждый закон есть определенная взаимосвязь категории; категории суть понятийная основа, форма выражения законов и принципов. Итак, принципы, законы и категории диалектики являются звеньями единой логической стройной системы. Поскольку мир представляет собой универсальную подвижную взаимосвязь, постольку и теория, отражающая этот мир - диалектика, является системой взаимопереходящих друг в друга логических элементов.
40. Диалектика и синергетика.
В контексте современного развития философского и научного знания нельзя не затронуть вопрос о соотношении диалектики и синергетики. В настоящее время существует несколько направлений, в рамках которых исследуются сложные системы и процессы самоорганизации, а именно: теория детерминированного хаоса, исследование фракталов, теория автопоэзиса, теория диссипативных структур, современная теория сложности, или так называемая теория самоорганизованной критичности. Теория детерминированного хаоса занимается исследованием хаотического поведения немногих переменных или степеней свободы. Теория автопоэзиса первоначально занималась вопросом о том, как поддерживаются биологические структуры. Теория диссипативных структур занимается изучением физических, химических или биологических систем, причем целью исследования является спонтанное формирование структур за пределами термического равновесия. Теория сложности находится на самой начальной стадии своего развития и хотя дано определение некоторым мерам сложности, но они выражаются чаще всего абстрактными понятиями, которые не могут быть пока представлены эффективным образом. Так называемая самоорганизованная критичность — это область, в которой речь идет о поведении систем, которые состоят из многих отдельных частей. В этой теории исследуются наиболее общие закономерности поведения такого рода систем (модели песчаных куч, к примеру). Может сложиться мнение, что все эти исследования осуществляются в рамках различных научных направлений. На самом деле все они находятся в общем русле синергетики. Когда первоначально родоначальник этого научного направления Г. Хакен применил термин "синергетика", то он добавил следующее пояснение - "синергетика - учение о взаимодействии", обозначив этим понятием все вышеперечисленные направления. Основные положения, раскрывающие сущность синергетики, по Г.Хакену. 1. "Исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом. 2. Эти системы называют нелинейными. 3. При рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия. 4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям. 5. Системы могут быть нестабильными. 6. Происходят качественные изменения. 7. В этих системах наблюдаются эмерджентные новые качества. 8. Возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры. 9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими. 10. Во многих случаях возможна математизация".29 Если сравнить содержательные элементы диалектики и синергетики, то следует заметить, что это не противоположные научные теории, объясняющие сущность взаимодействия и развития. Их можно считать дополняющими друг друга, но "весовые категории" при этом взаимодополнении существенно разнятся. Диалектика как по времени своего существования и охвату проблем развития, так и по степени проникновения в сущность движения и развития мира превышает мировоззренческие и методологические возможности синергетики.
41. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание мира становится центральной темой ф-ия в Новое время. Все споры ведутся не вокруг того, как создать теорию мира или теорию бытия, но о том, что из себя может представлять теория познания. Право теоретического описания мира ф-фы передают физикам, химикам и биологам, оставляя за собой темы объекта, субъекта, предмета и метода, истины и заблуждения. Центральными фигурами формирования новоевропейской теории познания считаются Декарт, Локк, Юм и Кант. Вопрос о познаваемости мира превращается в гл. предмет спора. Во многом интерес к построению ф-ой теории познания был обусловлен наступлением новой эпохи - эпохи научной и технической революции. Данная эпоха начинается с девиза «Знание –сила». Автор данного девиза англичанин Ф. Бэкон выступил против умозрительного хар-ра прежней ф-ии, заявив, что знание должно опираться на опыт и расширять чел-ое могущество в его использовании природы. В это же время итальянец Г. Галилей реализует программу Пифагора и Платона, создавая математическое естествознание. Сфера несовершенной и изменчивой материи описывается с помощью совершенных и неизменных чисел и фигур. В основе математического естествознания - экспериментальное исследование св-в природы с целью ее математизации. Последователи Галилея И. Ньютон, Г. Лейбниц и др. заложили основы новоевропейской науки, в основе к-ой лежит уподобление природных процессов механическим устройствам. 2ым существенным моментом модернистской ф-ии явилась так называемая картезианская парадигма. Ее создатель Р. Декарт провозгласил тезис "Cogito, ergo sum" (Мыслю, следовательно, существую). Для философии Нового времени характерна борьба 2х гносеологических концепций: рационализма и эмпиризма. Одно из направлений -рационализм (от лат. ratio-разум) - выдвигает на 1ый план логические основания науки. Гл.источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, к-ые якобы изначально присущи чел-ку или явл-ся его врожденными способностями. Но ответить на ?, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и ряд других мыслителей. Др. ф-ое направление - эмпиризм (от гр. empiria -опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Дж. Локк. Кант разрешил спор рационалистов и сенсуалистов, доказав, что источником чел-их утверждений о мире не явл-ся ни разум, ни чувства. По Канту, источником знаний явл-ся активный познающий субъект, синтезирующий чувственное содержание ощущений с рассудочными формами. Любая деятельность как форма активного отношения человека к миру - взаимодействие субъекта и объекта. Субъект - это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект противостоит субъекту. В последнее время возрос интерес к анализу новых тенденций в развитии теории познания, к приведению ее содержания в соответствие с новым этапом развития современной науки.
|