Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


А) Примеры веры древних, до потопа (11,4-7)




Раскрыв сущность и значение веры, ап. Павел приводит ряд предков евреев, достигших праведности именно верой. Апостол начинает не с Адама и Евы, а с их сыновей, т.к. сами прародители жили не верой, а непосредственным видением сверхчувственных предметов, к-рого уже не имели их потомки. "Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин" (11,4); Авель уверовал в исполнение тех обетований, к-рые Бог объявил прародителям, заповедав им приносить жертвы, т.е. веровал в Искупителя мира, страдания К-рого изображались заколением агнца и пылающей жертвой. Сам Бог засвидетельствовал превосходство Авелевой жертвы, воспламеняв ее небесным огнем (Быт. 15,7). Верою "он и по смерти говорит еще" (11,4) - говорит своим подвигом веры, за к-рую и стал 1-ым мучеником и прообразом Христа, Агнца непорочного, закланного за грехи мира. "Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, т.к. Бог переселил его" (11,5). Енох так угодил Богу своей верой в обетования Его, так был крепок в вере, что и среди всеобщего развращения остался верен Богу, за что и взят живым на небо. Также и прор. Илия взят живым на небо (4 Цар. 2,5). Енох и Илия были взяты на небо, т.к. достигли предопределенной меры благодат. возраста и чистоты внутренней, так что смертное поглащено было жизнью (2 Кор.5,4). Свт. Иоанн Злат. говорит: "Такое событие, разумею переселение Еноха (и Илии), произошло для того, чтобы человечество питало надежду на прекращение смерти... Авелем устрашил, а Енохом внушил ревность о благоугождении Богу". Также и для Ноя вера была главным стимулом в его решимости строить ковчег. Она давала ему силу противостоять всеобщим насмешкам и строить ковчег в надежде на обетование о спасении в предстоящее грозное посещение Божие. Своей верой Ной "осудил весь мир", ибо доказал, что мир действительно заслужил наказания, т.к. мог бы тоже спастись, подобно праведному Ною.

б) Примеры веры Авраама и Сарры (11,8-19).О вере Авраама и Сарры апостол говорит особенно пространно, т.к. Авраам есть отец всех по вере, а евреев и по происхождению от него (Быт.12-22 гл). В чём же высота веры Авраама? В том, что он поверив и повинуясь призвавшему его Богу, оставил дом и последовал в совершенно неведомую страну. Да и пришедши в обетованную землю, он жил как пришелец, в палатках, как на чужбине; "ибо он ожидал города... к-рого художник и строитель Бог" (11,10). Авраам ожидал не настоящего жилища, а будущего, нерукотворенного, имеющего вечное основание на небесах. Авраам и Сарра показали себя достойными высших благ - и получили их, низшие же приложились сами собой; они стали обладать и всей землей Ханаанской, стали отцами потомства столь великого, "как много звезд на небе, и как бесчислен песок на берегу морском" (11,12). Но исполнение обетований они получили не при жизни, а "только издали видели оные и радовались" (11,13). Сам Иисус Христос сказал, что Авраам видел Его пришествие и, видя, возрадовался (Ин. 8,56). "Верой Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... почему и получил его в предзнаменование" (11,17-19), - в предзнаменование того, что в конце времен Сын Божий принесен будет Отцом Своим в жертву за грехи людей, умрет на кресте и в 3-й день воскреснет.

в) Примеры веры Исаака, Иакова и Иосифа (11,20-22).Эти праотцы в своих отцовских благословениях и завещаниях выразили веру в то, что Бог даст им обетованную землю, т.е. поверили в Божии обетования. Исаак, благословляя, поставляет первым Иакова за его добродетель, выражая этим веру в буд. торжество Правды Божией (Быт.25,27-30), Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифа, Ефрема и Манассию, предсказав тем самым, что они войдут в число 12 колен Израилевых (вместо Левия и Иосифа): "и поклонился на конец жезла своего", т.е. выразил веру в обетования Божии праотцам, а через них поклонился и Самому Мессии (Быт. 47,31). Так и Иосиф дал повеление о перенесении костей своих в землю ханаанскую, т.к. верил в обетования Божии (11,22; Быт.50,24-25).

г) Пример веры Моисея (11,23-29).Так же подробно, как веру Авраама, изображает апостол веру Моисея - столь же уважаемого вождя народа израильского (Исход, 2-14 гл). Верою Моисей чудесно спасся в детстве, ибо родители его не убоялись повеления фараона, но, видя красоту отрока, не отдали умертвить его. Здесь действовала не одна любовь родительская, но верой они чувствовали, что дитя предназначено Богом к чему-то необычайному. И сам Моисей верою перенес многие скорби и изгнания, ибо он, как и Христос, не за себя страдал, а для освобождения и славы угнетенного народа Божия, веруя в его особую миссию. Скорби Моисея апостол назвал "поношением Христовым", к-рое Моисей почитал "большим для себя богатством, нежели Египет.сокровища, ибо он взирал на воздаяние" (11,26). "Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их" (11,28). Вера Моисея была в том, что он уповал на буд. спасительное пролитие Крови Мессией, ибо откуда бы он знал, что кровь овчая остановит смерть? Апостол этим хочет сказать: если тогда кровь овчая сохранила сынов Израилевых невредимыми, то не тем ли более может спасти нас Кровь Христова, К-рой помазуем не косяки дверей, но души наши, ибо и сейчас губитель ходит для погубления душ. "Верою перешли они (т.е. евреи) Чермное море, как, по суше, на что покусившись, Египтяне потонули" (11,29). Такова сила веры. Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в положение по-человечески безвыходное. В таком положении оказались евреи: египтяне - сзади, море - впереди них. Казалось, никакого выхода: или погибнуть, или утонуть. Но тут-то и спасла вера: вода расступилась перед ними, как суша, а неверных потопила.

д) Примеры веры после Моисея (11,30-40)."Верою пали стены Иерихонские по 7дневном обхождении" (11,30, Нав. 6,19). Вера израильтян была в том, что они положились не на свое оружие, а на помощь Божию, ибо, кроме того, что за мощными стенами города укрылись хорошо вооруженные люди, евреи еще больше изнурили себя 7кратным обхождением вокруг города. Но вера их оправдалась: при звуках свящ. труб стены Иерихонские пали сами собой. "Трубные звуки никак не могут разрушить стены, хотя бы кто трубил и 1000 лет; а вера может делать это", замечает свт. Иоанн Злат. Апостол приводит в пример также веру Раав блудницы, к-рая уверовала и послужила славе Израиля (11,31; Нав.2,1; 6,24). "Обновление темной души ее не менее удивительно, чем падение стен Иерихона", - замечает один из рус. экзегетов. По мысли свт. Иоанна Злат., верой этой женщины апостол хотел особо усилить назидание евреям, ибо оказаться ниже веры знаменитых мужей не так прискорбно, как оказаться ниже лиц совсем неизвестных и незначительных. Апостол далее приводит целый ряд веры судей: Гедеона, низложившего мадианитян, Самсона - филистимлян, Варака - Сисару (Суд. 4,6,11,14); Давида - аммонитян, амаликитян и др. (1 Цар.7,9-11); Самуила - филистимлян (2 Цар.). Др. выражения силы веры: (11, 34 - 35): "заграждали уста львов" - как Даниил (Дан.6,16-23); "угашали силу огня" - Анания, Азария, Мисаил (Дан.3,23-24); "избегали острия меча" - побеждали в войнах (1 Мак.5,1-7); "жены получали умерших своих воскресшими" - это чудеса Илии и Елисея, из к-рых один воскресил сына сарептской вдовицы, а другой - сына соманитянки (3 Цар.17,23; 4 Цар.4,34). Но не победа и слава есть торжество веры, а терпение и мужество в испытаниях за веру. Примеры такого мужества в вере и приводит апостол: "иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение" - как напр, Елеазар, 7 Маккавеев и их мать. Их терпение апостол понимает, как проявление их веры, ибо только в надежде на буд. воздаяние и воскресение они мужественно терпели все страдания (2 Макав. 6, 18-7, 42); "были побиваемы камнями", как свящ-к Захария, как архидиак. Стефан (2 Пар.24,20,21; Деяния, 7 гл.); "перепиливаемы" - как прор. Исаия (по преданию). Трогательно само это перечисление злостраданий и подвигов великих мужей древности, сильных верою и духом, "к-рых весь мир не был достоин" (11,38), столько страдали они от мира за веру и правду Божию. Все они не получили при жизни обещанного, и до сих пор им еще не воздал Бог окончательно Своей полной награды (11,39). Этим апостол хочет укрепить евреев, к-рые тоже многое переносили за веру, а венцов за терпение здесь не получали, отчего нек-рые даже приходили в отчаяние. Древние верой получили оправдание, но не получили плодов оправдания, т.к. получат их в полноте с исполнением новозавет. времен: "Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (11,40), "дабы получить лучшее воскресение" (11,35), т.е. лучшую участь по воскресении. "Они предварили нас в подвигах, но не предварят в получении венцов. Это не несправедливость к ним, но честь нам, ибо и они ожидают своих братьев... Бог же определил увенчать всех в одно время" (свт. Иоанн Злат.).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты