КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Преданное служениеГосподь Кришна закончил предыдущую главу объяснением того, что постижение двурукой формы Шьямасундары - самое сокровенное постижение Бога. Затем Он призвал Арджуну к совершению чистого преданного служения (11.55) и обещал ему ответить взаимностью на такое служение, приведя Арджуну обратно к Себе. Некоторые могут ошибочно подумать, что вселяющая страх Вселенская форма, описанная в главе 11, более значительна, чем двурукая форма Кришны. Предвидя это, Арджуна в начале двенадцатой главы просит Кришну раз и навсегда прояснить вопрос о том, какой из способов поклонения наилучший - поклонение Самому Кришне или безличное поклонение Вселенской форме?
Бхакти выше, чем имперсонализм (12.1-7) Основная тема: Чистое преданное служение выше безличной медитации. Подпункты: А. В сознании Кришны много разного рода деятельности, но она нематериальна, потому что совершается ради удовлетворения Кришны (12.2) (См. также 4.16-21). Б. Конечным пунктом безличной йогической медитации является стадия осознания того, что Шри Кришна есть высший аспект Абсолютной Истины. (12.3) (См. также 7.19) В. Эта глава - заключительная среди шести средних глав, в центре которых находится бхакти - утверждает, что чистое преданное служение - высший религиозный путь, потому что он самый легкий и следование по нему гарантирует успех. а) Безличная медитация чрезвычайно трудна. Сосредоточить свой ум на чем-то непроявленном практически невозможно. Но легко и приятно сосредоточивать свой ум на разнообразных атрибутах Шри Кришны (12.3-5). 1 б) Занимаясь безличной медитацией, человек должен полностью прекратить деятельность чувств, что является чрезвычайно трудной задачей. Преданный же занимает свои чувства служением, доставляющим удовольствие Кришне (11.4-5). в) Основная причина, по которой чистое преданное служение является наилучшим путем, состоит в том, что Кришна лично освобождает Своих преданных. Последователи других видов йоги должны полагаться на ограниченную силу своего собственного ума и воли; однако предавшийся бхакта получает безграничную силу и защиту непосредственно от своего возлюбленного Господа. Следовательно, бхакти - самый надежней и безопасный путь самоосознания.
Ступени духовного развития (приведены в порядке убывания) (12.8-12) После того, как было установлено превосходство бхакти, возникает вопрос: «Как совершать преданное служение?» Кришна прямо отвечает на этот вопрос и, принимая во внимание то, что не все люди готовы сразу же приступить к практике высшей формы чистого преданного служения, Он предлагает пути постепенного возвышения, ведущие к этой цели.
Основная тема: Бхакти-йога - это постепенный процесс развития привязанности к Господу Шри Кришне, идущий одновременно с отречением от материального мира. Подпункты: А. Как достичь чистого преданного служения: 1. Совершенная ступень - практика чистой бхакти… Преданный всегда спонтанно думает о Кришне и живет, осознавая реальность своих непосредственных и близких отношений с Ним (12.8). 2. Если ты не можешь делать это… Следуй регулирующим принципам бхакти-йоги. Занимайся практическим преданным служением, во время которого ум сосредоточен непосредственно на Кришне. Это усилит спонтанное желание и в конечном итоге возвысит тебя до стадии, описанной в восьмом тексте (12.9). 3. Если ты не можешь делать это… «Работай для Меня». Если ты не можешь сосредоточить свои внутренние чувства (ум и разум) на Кришне, сосредоточь свои внешние чувства на Кришне и займи их физическим служением Кришне (сакама или нишкама карма-йога). Это очистит тебя и, в конечном итоге, ты возвысишься до стадии, описанной в девятом тексте (12.10 и 12).2 4. Если ты не можешь делать этого (того, что описано в тексте 10)... Тогда ты можешь встать на другой, косвенный путь йоги, развивая знание о Брахмане и затем приступив к медитации на Сверхдушу (12.12) 5. Если ты не можешь делать этого... Отрекайся от результатов своей деятельности, отдавая их на какое-либо благое дело. Это (согласно главе 5) приведет тебя на уровень брахма-гьяны (знания о Брахмане) (12.11) Б. Хотя карма-йога и считается самой низшей ступенью в лестнице йоги, Кришна говорит, что она лучше медитации, т.к. она более практична, поскольку не беспокоит ум суровыми и трудновыполнимыми требованиями, направленными на отречение.
Качества, которые помогают человеку обрести любовь к Кришне (12.13-20) Описав стадии преданности, Кришна перечисляет трансцендентные качества, которые автоматически приобретает бхакти-йог. То, что Кришна обращает наше внимание на эти качества, еще раз подтверждает основную тему 12-й главы - то, что бхакти - самый эффективный путь духовного развития. Основная тема: Тот, кто практикует бхакти-йогу, проявляет трансцендентные качества, которые являются неотъемлемыми чертами преданного. Господь очень доволен таким преданным. Подпункты: А. Качества, упомянутые здесь, зависят от бхакти. Они самопроизвольно проявляются в человеке, если он предается Кришне. 1. Эти качества делятся на 2 категории: а) основные - сварупа-лакшанам б) вспомогательные - татастха-лакшанам 2. Все качества, упомянутые в текстах 13-20, - вспомогательные, кроме последнего, бхактиман, указывающего на преданное служение Господу. 3. Итак, преданность Кришне - это основное качество, из которого автоматически проявляются все остальные. Б. Человек может чувствовать умиротворение даже среди материальных страданий, если он воспринимает все трудности как милость Кришны. 1. Когда приходят материальные страдания, преданный понимает, что за свои прошлые грехи он заслуживает гораздо больших страданий, но по милости Кришны последствия его греховных поступков смягчены. Поэтому такой преданный всегда остается спокойным и умиротворенным. (12.13-14) 2. Более того, когда преданный утверждается в преданном служении Господу и духовному учителю, его перестают терзать проявления двойственности материального мира, такие, как жара и холод, счастье и несчастье, честь и бесчестье. Шрила Прабхупада говорит: «Поскольку преданный всегда поглощен сознанием Кришны и занят преданным служением, никакие обстоятельства материального мира не могут поколебать его» (12.15, комм) (12.14-19) В. Безличная концепция Абсолютной Истины может быть полезна тому, кто не находится на уровне преданного служения. (12.20) 1. Если человек неспособен совершать чистое преданное служение из-за материальных привязанностей, безличная концепция Абсолюта может помочь ему отречься от результатов кармической деятельности и понять разницу между духом и материей. Однако в этом нет необходимости для тех, кто готов предаться Господу, общаясь с чистым преданным (См. также 12.2 и 12.12) 2. Шрила Прабхупада предупреждает, что продвижение по пути имперсонализма может быть опасно, потому что склонности к имперсонализму могут помешать человеку, когда он попытается встать на путь бхакти.
|