Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Три гуны материальной природы




В главе 131 была указана причина, по которой живое существо (пуруша) запуталось во внешней энергии (пракрити). Эта причина - желание живого существа наслаждаться. Глава 14 объясняет, как материальная энергия связывает душу гунами природы.

 

Освобождение и обусловленность живого существа (14.1-4)

Кришна восхваляет знание, которое Он собирается поведать, объясняя, что оно освободит душу. Затем Он объясняет, как полное желаний живое существо впервые приходит в контакт с материальной природой.

 

Основная тема:

Понимание того, как три гуны обуславливают живое существо, является очень мощным оружием, которое помогает на пути самоосознания.

Подпункты:

А. Когда человек утверждается в понимании гун материальной природы, он достигает трансцендентной природы, подобной природе Господа. (14.2)

В своем комментарии Шрила Прабхупада ясно показывает, что это не означает слияния с безличным Брахманом. Напротив, тот, кто получает освобождение и достигает духовного неба, обретает индивидуальную духовную форму, качественно одинаковую с формой Господа. Духовное тело необходимо для того, чтобы вступить в любовные взаимоотношения с Господом.

Б. В момент творения Господь взглядом помещает живые существа в материальную природу.

Господь подобен отцу, дающему семя, а материальная природа подобна матери. (14.3-4)

Как три гуны природы связывают чистую душу (14.5-9)

Признание того, что одна гуна преобладает в человеке (14.10-13)

Деятельность и смерть в разных гунах (14.14-18)

 

Основная тема:

Три гуны природы привязывают обусловленную душу к материи, вызывая у нее различные эмоции и переживания.

Подпункты:

А. Шрила Прабхупада обобщает описание того, как три гуны обуславливают нас: «Живые существа, обусловленные материальной природой, бывают разных видов. Одни - счастливы (в благости), другие - активны (в страсти), а третьи - беспомощны (в невежестве).»

Б. Гуна благости (саттвам):

· Обуславливая человека, дает ему знание и ощущение счастья (14.6)

· Признаки: способность видеть вещи в истинном свете и чистота внутренняя и внешняя2 (14.11)

· Результат: после смерти - райские планеты (14.14), деятельность - ведет к очищению (14.16)

В. Гуна страсти (раджах)

· Обуславливая человека, порождает в нем страстные желания и привязанности (14.7)

· Признаки: жадность, накопительство, неконтролируемые желания, постоянное построение новых планов (14.12)

· Результат: после смерти вновь рождается среди тех, кто трудится ради результата (14.15); деятельность - ведет к страданиям (14.16).

Г. Гуна невежества (тамах):

· Обуславливая человека, порождает безумие, леность и сонливость (14.8)

· Признаки: угрюмость, пассивность, безумие, иллюзия (14.13)

· Результаты: после смерти рождается в животном царстве (14.15); деятельность ведет к глупости (14.16)

Д. Гуны природы соревнуются за преобладание в человеке (14.10)

· Находясь под влиянием низших гун, человек может предпочесть развивать высшие гуны, и таким образом помочь им одержать верх над низшими. Так человек может подняться в высшие гуны.

Е.Сознание Кришны естественным образом освобождает человека от влияния гун материальной природы (14.10).

Возвышение над гунами природы (14.19-27)

 

В предыдущем разделе Господь Кришна разъяснил, что гуна благости сама по себе не освобождает душу. Напротив, она привязывает ее к высшему виду материального удовольствия. Чтобы достичь освобождения, человек должен полностью выйти за пределы гун природы. В этом разделе описывается, как это сделать.

 

Основная тема:

Выйти за пределы гун можно благодаря практике чистого преданного служения.

Подпункты:

А.Посредством бхакти-йоги человек может выйти из-под влияния гун природы и осознать свое изначальное положение. Глава 14 и раздел гьяны восхваляют бхакти в целом, делая это очень интересным образом.

· Гьяна делает упор на умении различать. Умение видеть различия ведет, в конечном счете, к пониманию трех вещей: 1) того, что живое существо отлично от тела; 2) того, что Кришна - Всевышний, и 3) необходимости принять прибежище у Кришны, чтобы освободиться от влияния гун,

Итак, кульминацией пути гьяны является бхакти.

Б. Человек сможет увидеть вещи такими, какие они есть, только получив знание из авторитетного источника (14.19)

1. Шри Кришна является наивысшим авторитетом, ибо Он не ограничен никакими рамками и неподвластен иллюзии материального мира.

2. Тот, кто принял прибежище Шри Кришны, также свободен от влияния гун (7.14) и поэтому может передавать другим это знание, несущее освобождение от гун природы.

В. Когда у человека пропадает желание получать удовольствия или избегать боли, то это значит, что он возвысился над гунами материальной природы (14.22-26)

· Воплощенная в теле душа всегда будет испытывать двойственность в виде потерь и приобретений, но освобожденную душу это не затрагивает, потому что она обращена внутрь себя и сосредоточена на своем истинном «я».

Г. Гуны материальной природы можно превзойти с помощью практики неуклонного преданного служения (14.26)

1. В тринадцатой главе была указана изначальная причина, по которой живое существо приходит в соприкосновение с гунами природы. Эта причина - желание живого существа наслаждаться отдельно от Кришны. Но как только живое существо оставляет это желание и начинает практиковать преданное служение, пропадает всякая необходимость в том влиянии, которое гуны оказывали на него. Так человек достигает полной свободы от влияния гун.

2. Живое существо есть Брахман - дух, частица, качественно равная Господу. Практикуя бхакти-йогу, человек возвращает себе свой изначальный статус Брахмана, и таким образом может вступить в непосредственные взаимоотношения с Верховным Брахманом, Кришной.

3. Качественное единство является существенным фактором для установления отношений между личностями. Без сходства не может быть близости. Таким образом, живое существо обретает качественное единство с Господом, чтобы с любовью служить Ему.

Д. Господь Шри Кришна - источник Брахмана (14.27)

Объяснив, что тот, кто совершает чистое преданное служение, достигает уровня Брахмана, Господь говорит, что Он является источником этого Брахмана. Это служит доказательством того, что Шри Кришна вечно превосходит живые существа, хотя и Он, и живое существо являются Брахманом.

1. Это высказывание Кришны также говорит о том, что Кришна находится выше безличной концепции Абсолютной Истины. Бхакти - это не просто средство достижения имперсонального освобождения. Напротив, это вершина всего трансцендентного знания. Чтобы подтвердить это, Шрила Прабхупада приводит пример четырех Кумаров, которые были полностью осознавшими себя имперсоналистами и оставили этот путь, чтобы встать на путь бхакти.

2. В этом стихе Брахман описывается как «изначальное положение высшего счастья». Шрила Прабхупада объясняет, что осознание Брахмана - основа всего духовного знания. Не зная того, что ты - Брахман, дух, невозможно приблизиться к осознанию Параматмы или Бхагавана, которое несет высочайшее блаженство.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты