КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Совершенство отречения⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Отказ от привязанности к результатам деятельности есть истинное отречение, освобождающее от последствий всех грехов (18.1-12) Основная тема: Деятельность без привязанности есть истинное отречение, которое освобождает нас от последствий всех грехов. Первый раздел восемнадцатой главы подводит итог первым шести главам «Бхагавад-гиты» - разделу карма-йоги. Глава начинается со сравнительного анализа санньясы (отречения от деятельности) и тьяги (отречения от результатов деятельности). Нет необходимости отрекаться от деятельности, но следует оставить умонастроение привязанности к результатам деятельности. Подпункты: А. Трансценденталист всегда вдохновляет людей на следование той практике, которая окажет на них очищающее воздействие, независимо от того, на каком уровне духовного развития находится он сам. (18.5-6) 1. Шрила Прабхупада приводит пример санньяси. Сам санньяси отрекся от общения с противоположным полом. Однако, он не отговаривает от брака мужчин, находящихся на более низких стадиях жизни. Он понимает, что брак очистит молодого человека и подведет его к отречению. Поэтому он вдохновляет на следование очищающей практике, хотя сам он выше нее (18.5) 2. Человеку не стоит отрекаться от жертвоприношений, однако он должен отречься от привязанности к плодам этих жертвоприношений. Нужно совершать жертвоприношения для того, чтобы очиститься (18.6) Б. В зависимости от того, что является импульсом к отречению, оно классифицируется по гунам. (18.7-10)
Вывод Санкхьи и Веданты: деятельность, выполняемая под руководством Сверхдуши, освобождает от последствий грехов (18.13-18) Основная тема: Поняв, что живое существо является лишь одним из пяти факторов, необходимых для совершения деятельности, а Сверхдуша является важнейшим из них, человек будет следовать указаниям Сверхдуши. Такая деятельность освобождает. Подпункты: В предыдущем разделе Господь Кришна подвел итог первым шести главам «Бхагавад-гиты». В этом же разделе Он подводит итог последним шести главам - гьяна-йоге. Этот анализ состоит главным образом из описания пяти факторов деятельности. Это описание, в конечном счете, ведет к осознанию положения Сверхдуши и принятию Ее наставлений. Пять факторов деятельности. (18.13-17) Господь использует Веданту в качестве авторитетного источника для описания пяти факторов деятельности. Конечно, у Господа нет необходимости в том, чтобы ссылаться на какие-нибудь другие авторитеты, кроме Него Самого, но, будучи ачарьей, Господь показывает другим пример того, как нужно поступать. (18.13) 1. Место действия (адхиштханам) - материальное тело. 2. Совершающий действия (карта) - душа, чьи желания служат причиной деятельности тела. 3. Различные чувства (каранам) 4. Усилия (чешта) - попытки привести чувства в действие 5. Сверхдуша (дайвам) Пять факторов влияют на осуществление и исход деятельности. Поняв это, человек должен освободиться от иллюзии, заключающейся в том, что он - единственный деятель, и начать следовать наставлениям Сверхдуши, высшего фактора. Сверхдуша есть самый важный фактор, т.к. Она может контролировать и оказывать влияние на все остальные факторы. Когда человек приходит к сознанию Кришны, он принимает прибежище у наставлений, даваемых Сверхдушой в сердце. Поступая так, душа снимает с себя ответственность за свои действия, т.к. действует, исходя из повелений свыше. Запутанность в трех гунах (18.19-40) Основная тема: Три гуны обуславливают всю деятельность, происходящую в материальном мире.
Поклонение Господу посредством исполнения предписанных обязанностей является истинным отречением и приносит освобождение от последствий грехов (18.41-48) Основная тема: Используя свои кармические склонности в служении Господу (посредством системы варнашрамы), человек продвигается по пути к освобождению. Подпункты: А.В предыдущем разделе подробно описывалось, каким образом три гуны обуславливают деятельность. В заключение этого раздела, в тексте 40, Кришна объясняет: «Нет ни одного существа, даже среди полубогов на райских планетах, которое было бы свободно от влияния этих трех гун, порожденных материальной природой». Тогда возникает вопрос: «Если все существа в материальном мире обусловлены гунами, то как можно освободиться от их влияния?» Отвечая на этот вопрос, Господь описывает систему варнашрамы. В этой системе человек действует согласно тому, какие гуны влияют на него, но делает это как регулируемое служение Господу. Продвигаясь на пути деятельности без привязанности, из чувства долга, человек поднимается все выше и выше до тех пор, пока не будет готов оставить деятельность и заняться исключительно развитием знания. Б. Хотя любая деятельность имеет недостатки, этим не стоит пользоваться как предлогом для того, чтобы взяться за другой вид деятельности. (18.47-48) В каждой из четырех варн человек совершает деятельность, которая осквернена материальной природой. Это неизбежно. Но, если человек выполняет предписанные ему обязанности как служение Господу, то эти недостатки будут устранены. От гьяна-йоги к чистому преданному служению (18.49-55) Основная тема: Совершенство гьяна-йоги заключается в том, чтобы понять природу своего «я» и своих отношений с Кришной, т.е. бхакти - высшая точка гьяны.
Описав, каким образом система варнашрамы очищает человека от обусловленности, Господь Кришна говорит о той стадии, когда человек может прекратить выполнение предписанных обязанностей. Эта стадия называется гьяна-йогой. Когда гуны уже не заставляют человека действовать, он может приступить к практике гьяна-йоги и заняться пассивной медитацией. Гьяна-йога ведет к осознанию Брахмана, т.е. человек осознает свое качественное единство со Всевышним. Следуя практике гьяна-йоги (описанной в стихах 51-53), человек очищается, используя свой разум. Анализируя и сопоставляя, он освобождается от представлений о себе как о теле и уме. Таким образом он освобождается от влияния материальной природы. Господь Кришна описывает это состояние как состояние радости и отсутствия материальных желаний (18.54). И все же, как объясняет Господь Кришна, осознание Трансцендентного еще не заканчивается на этой точке. На стадии осознания Брахмана человек начинает практиковать чистое преданное служение. Это является важным свидетельством того, что бхакти-йога находится на более высоком уровне, чем гьяна-йога. Стих 55 еще сильнее подтверждает этот факт. Только благодаря преданному служению, человек может понять Кришну и вступить в царство Бога. Существует две стадии преданного служения: предшествующая освобождению и следующая за освобождением. На стадии, предшествующей освобождению, бхакти является средством очищения, с помощью которого человек избавляется от ложного эго. После освобождения бхакти - естественное качество души в ее вечных взаимоотношениях с Кришной.
Деятельность в чистом преданном служении (18.56-60) Основная тема: Следуя повелению Кришны, человек должен заниматься преданным служением. Если же он не будет делать этого, то он, несомненно, будет пребывать в иллюзии.
Кришна уже объяснил, как осознавшая себя душа может прийти к чистому преданному служению. Теперь Он опишет деятельность в преданном служении и покажет насущную необходимость такой деятельности в преданности, а также ее результат. 1 Подпункты: А. Преданный, действующий ради служения Кришне, находится под Его защитой и уверен в том, что достигнет совершенства благодаря милости Господа. (18.56-58) 1. Шрила Прабхупада объясняет, что человек должен следовать наставлениям представителя Кришны так же, как если бы он следовал наставлениям Самого Кришны. Так он дает практическое руководство тому, кто хочет получать наставления и защиту Кришны, даже если Сам Кришна не присутствует лично. 2. Здесь представлена та же самая тема, что и в стихах (8.14), (9.30-31) и (12.7) - тот, кто действует под руководством Господа, получает защиту Самого Господа. Следовательно, человек не нуждается ни в каком ином средстве очищения, кроме преданного служения Шри Кришне. Господь Кришна Сам позаботится о продвижении и спасении Своего преданного, т.к. Он лично проявляет непосредственный интерес к жизни Своего преданного. Б. Высшая свобода проявляется во внутреннем выборе служить Кришне или отвернуться от Него. (18.59-60) На протяжении всей «Бхагавад-гиты» перед Арджуной стоит дилемма: сражаться или отказаться от сражения. Но в этом разделе Кришна объясняет, что Арджуна в любом случае будет сражаться, т.к. гуны обусловили его быть кшатрием. Поэтому не совсем точно будет сказать, что Кришна поведал Арджуне «Бхагавад-гиту» лишь для того, чтобы убедить его сражаться. Из-за того, что Арджуна обусловлен определенными гунами, это все равно случилось бы. Кришна же хочет, чтобы Арджуна предался Ему. Для Арджуны сражаться в преданном служении, подчиняясь Кришне, и сражаться из-за влияния гун - вещи противоположные. Благодаря тому, что, выполняя предписанные обязанности, Арджуна предался Кришне, он действует в соответствии со своим изначальным положением и находится под защитой внутренней энергии Господа. Если бы Арджуна не предался Кришне и действовал в соответствии с тем, как на него влияют гуны, то он так бы и остался погрязшим в трясине материального существования.
Вручение себя Сверхдуше (18.61-63)
Основная тема: Совершенство достигается благодаря сосредоточению на указаниях Сверхдуши в сердце.
Кришна говорит, что живое существо находится в машине, сделанной из материальной энергии (т.е. в теле). Кришна также описывает Сверхдушу, которая милостиво сопровождает душу в ее странствиях (18.61). Это объяснение необходимо, чтобы углубить понимание того, что истинная сфера влияния души лежит вне материальной природы. Душа подобна пассажиру в машине, созданной материальной энергией и управляемой ею. В чем истинная сфера влияния души, становится понятно, когда Кришна дает Арджуне наставление вручить себя Сверхдуше (18.62). И вновь утверждается, что свободная воля души проявляется в выборе между прямым служением Кришне, следуя Его наставлениям, и опосредованным служением Ему через материальную энергию. В любом случае, живое существо находится в подчинении у Кришны. Служа Сверхдуше напрямую, человек обретает полное знание и становится достойным вступить в духовный мир. Если же человек отворачивается от Кришны, он пытается жить в иллюзии, думая, что он независим. Поэтому он вынужден оставаться в подчинении у майи. Кришна продолжает управлять этим человеком, но издалека, с помощью трех гун природы. Стих 63 является логическим завершением этого раздела. Кришна рекомендует Арджуне подумать над тем, что он услышал, и сделать свой выбор. Шрила Прабхупада объясняет, что этот стих указывает на то, что Бог не мешает живому существу распоряжаться своей крошечной независимостью по своему желанию. Самое сокровенное знание: стань чистым преданным Кришны (18.64-66)
Основная тема: Кульминацией развития трансцендентного знания является восстановление отношений с Верховной Личностью Бога. Подпункты: В известном смысле «Бхагавад-гита» могла бы закончиться на стихе (18.63), в котором Кришна ставит Арджуну перед выбором - принять Его наставления или пренебречь ими. И все же, из сострадания к Арджуне, Кришна продолжает говорить, еще сильнее побуждая его предаться. Господь Кришна ясно объясняет основной смысл «Бхагавад-гиты»: человек должен с глубоким убеждением служить Ему, не связывая себя больше ни с какими иными формами дхармы. Нужно просто служить Кришне, т.к. Он, несомненно, позаботится обо всех нуждах вручившего себя Ему преданного. А. Сокровенность духовного знания зависит от того, насколько оно раскрывает отношения между душой и Сверхдушой (18.64). Из всех различных по глубине видов духовного знания, представленных в «Бхагавад-гите», понимание своих взаимоотношений с Кришной является самым глубоким и сокровенным. Б. Тот, кто хочет практиковать чистую преданность, не нуждается ни в каком предварительном очищении; бхакти-йога сама по себе в высшей степени очищает. (18.66) 1. Стремящийся к совершенству трансценденталист может думать, что он не готов заняться прямым поклонением Господу. Он может почувствовать, что ему нужно практиковать какую-нибудь другую форму возвышения, и только затем прийти к непосредственному преданному служению. Но в этом нет необходимости. Когда человек искренне практикует бхакти-йогу, Господь Кришна Сам берет на себя ответственность за исправление недостатков в преданном. Таким образом, Кришна уверяет Арджуну: «мокшайишьями ма шучах». 2. Все формы религии, йоги и дхармы предназначены для постепенного возвышения человека до его вечного положения преданного слуги Господа. Следовательно, не следует избегать непосредственного служения Кришне под предлогом других религиозных и общественных обязанностей.
Проповедь и изучение «Бхагавад-гиты» (18.67-71)
Основная тема: Любого, кто столкнется со священным посланием «Бхагавад-гиты», будь то посредством проповеди, изучения или слушания, ожидает благо.
Закончив «Бхагавад-гиту», Кришна дает ориентиры, согласно которым можно распространять это послание. Главным образом, «Гиту» следует обсуждать в кругу преданных. Господь Кришна уже объяснил, что единственный способ познать Его - это преданность (11.53-54, 18.55 и т.д.), а те, кто непреданы Ему, могут совершить оскорбления, если попытаются искусственно представить себя знатоками «Гиты».
Твердая убежденность Арджуны (18.72-73)
Основная тема: Результатом правильного слушания «Бхагавад-гиты» является полное вручение себя Господу Кришне.
В контексте «Бхагавад-гиты» Арджуна является представителем всех живых существ, которые стоят перед высшим выбором - служить Кришне или отвернуться от Него. Правильно выслушав науку «Бхагавад-гиты» от Кришны или Его представителя, человек полностью осознает свое изначальное положение слуги Кришны, и поэтому служит Кришне с преданностью, свободный от всех опасений. Итак, Арджуна утвердился в знании и совершенно готов сражаться ради Кришны.
Предсказания Санджайи (18.74-78)
Основная тема: «Бхагавад-гита» - исполненное величия и славы возвышенное послание.
«Бхагавад-гита» - это не обычная книга мирского автора. Это энергия знания Самого Господа, с помощью которого Он просвещает падшие души. Поэтому тот, кто изучает «Гиту», вступает в прямое общение с Господом Кришной. Тот, кто правильно слушает это послание, становится сознающим Кришну: он видит Кришну во всем, и поэтому вся его жизнь становится волнующей и удивительной. Если человек обладает сознанием Кришны, он осознает положение Кришны как высшего прибежища всего. Воля Кришны - превыше всего. Поэтому бхакта, предавшись этой воле, всегда одерживает победу и никогда не знает поражений.
1 Эти 5 доводов и их месторасположение даны Бхуриджаном Прабху в «Обзоре Бхагавад-гиты». 2 Неспособность принять решение не является в прямом смысле причиной для того, чтобы не делать чего-то. Но, тем не менее, нерешительность иногда расценивают как пятый довод Арджуны против участия в сражении 1 В тексте 10 представлен интересный момент: Кришна слегка улыбается (прахасанн ива), когда Арджуна вручает Ему себя. Как друг, Кришна хотел улыбнуться, но так как Он сейчас выступает в роли гуру Арджуны, Он вынужден скрыть улыбку и стать серьезным.
2 Почему сразу после серьезных философских рассуждений на тему души Кришна восхваляет материальные наслаждения и славу? «Гита» содержит наставления для всех типов людей. Подчеркнув, что материальное счастье приходит как побочный продукт выполнения дхармы, Кришна вдохновляет карми делать это (выполнять дхарму).
3 Почему Кришна определяет грех как уклонение от своего долга? Религиозный долг очищает выполняющего его, позволяя следовать моральным нормам, а не эгоистическому диктату ума и чувств. Уклонение от исполнения долга является грехом, так как привязывает человека к материалистическому сознанию.
4 Пример с колодцем и океаном. См. также 7.28, 15.15. 5 Этот вопрос более подробно обсуждается в следующих главах.
1 Шрила Прабхупада в комментарии к (3.1) подчеркивает, что это намерение Арджуны есть результат его материального желания избежать неприятностей сражения. 2 Сравните концепцию жертвоприношения, упомянутую в этом разделе, с концепцией жертвоприношения, данной в 4.24. 1 Во многих случаях Кришна делает это одновременно (например, Прахлада/Хираньякашипу, Деваки/Камса, Сита/Равана). 2 В свете этого и предыдущих стихов можно понять, насколько важно иметь трансцендентное знание о Кришне, чтобы практиковать буддхи-йогу.
3 «Человек не сможет обрести сознание Кришны до тех пор, пока он не освободится от привязанности, страха и гнева.» «Человек не сможет освободиться от привязанности, страха и гнева, пока не будет практиковать сознание Кришны.» Подобные утверждения кажутся замкнутым кругом. Однако, сознание Кришны одновременно является и целью, и средством. Практика сознания Кришны очищает сердце от раги, двеши и кродхи, и затем приходит совершенство сознания Кришны - бхава.
4 Например, кажется, что дождь вызывает рост растительности, но истинной причиной этого являются семена, находящиеся в земле. Дождь обеспечивает потребность семени во влаге, но без семени не появилось бы ростка. Подобным образом, семя материальных желаний, а не дождь материального мира, является непосредственной причиной удовольствий и страданий живого существа.
5 Шрила Прабхупада описывает это так: «Абсолютная Истина, покрытая майей, называется материей.» (4.24, комм ,стр.245) 6 Вот почему чистый преданный может войти в духовный мир даже при этой жизни.
7 Преданное служение есть семя знания, поскольку оно искореняет основу невежества – представление о том, что реальность может существовать отдельно от Бога. Преданное служение есть плод знания, так как оно созревает, когда знание полностью уничтожает это невежественное представление.
1 Отречение и пассивное развитие знания. 2 Занятость в очистительной деятельности 3 текст 5.29 обобщает тему всей пятой главы.
1 Главы 7 и 9 говорят практически об одном и том же. Восьмую же главу можно рассматривать как отступление от основной темы разговора для выяснения некоторых важных моментов. 1 По этому вопросу см. также главу 4, первый раздел. 2 «Бхагавад-гита» является сутью всего ведического знания. Средние шесть глав (с 7-й по 12-ю) являются сутью «Бхагавад-гиты», а последний раздел 9-й главы и начало 10-й - суть средних глав «Гиты».
1 Можно задать вопрос: «Если Арджуна уже видит вечную двурукую форму Кришны, то зачем ему особые глаза, чтобы увидеть вселенскую форму?» . Дело в том, что глаза Арджуны могут видеть только двурукую форму Кришны, а чтобы увидеть вселенскую форму, ему нужны глаза полубогов. Арджуне, по сути дела, нужно было снизить качество своего зрения, чтобы увидеть вселенскую форму. 1 Шрила Прабхупада говорит, что преимущество поклонения Божествам - в том, что Господь в этой форме становится доступным для тех, кому еще мешают материальные чувства. 2 Для обозначения этой практики существует специальный термин, «карма-мишра-бхакти». Таким образом, тексты 8 и 9 относятся к сфере чистого преданного служения, тогда как тексты 10 и 12 - к смешанному преданному служению. При этом и 9-й, и 10-й тексты относятся к сфере вайдхи-бхакти, пути следования регулирующим принципам бхакти-йоги (прямой путь). Косвенный же путь представлен в стихах 11 (отречение от результатов деятельности, не связанное с бхакти) и 12 (медитация и развитие знания). Но во второй части стиха 12 (в отличие от 11-го) «отречение от результатов деятельности» связано со служением Кришне, т.к. только бхакти может принести истинное умиротворение (шанти, или «спокойствие ума»). Об этом говорилось в «формуле мира», (5.29). 1 См. пример с царем и гражданами 2 Чтобы показать, что разницу между двумя видами кшетра-гьи признает вся Ведическая литература, Шрила Прабхупада, следуя по стопам предыдущих ачарьев, приводит цитату из Тайттирья Упанишад. 3 Этот раздел отвечает на 5-й и 6-й вопросы. 4 Это подобно тому, как одно солнце отражается во множестве сосудов с водой. 5 Этот раздел отвечает на 1-й и 2-й вопросы. 6 Вспомните закон сохранения энергии. 7 Можно заметить, что подобное описание содержится и в главе 5. 1 Особенно текст 22. 2 Дословно: "Все врата тела освещены знанием". 1 Интересно отметить, что стихи 18.57-60 и 3.30-33 имеют практически одинаковое строение. В стихе 57 (или 3.30) Господь просит предаться Ему в полном знании. Затем Он объясняет, что игнорирование Его наставлений приводит лишь к неудаче, а следование им - к спасению (58 или 3.31-32). И заканчивает Он, говоря, что в конечном счете человек поступит согласно его склонностям. Поэтому следует исполнять свой долг в соответствии с указаниями Господа, иначе человек будет действовать под диктовку ложного эго (59-60 или 3. 33).
|