КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самое сокровенное знаниеГлава 9 озаглавлена «Самое сокровенное знание», так как она затрагивает сокровенные вопросы любовных взаимоотношений между Кришной и Его преданными.
Слушание о Кришне: качества, способствующие и препятствующие этому (9.1-3) Ответив на 8 вопросов Арджуны, Кришна возвращается к теме, затронутой в 7-й главе, начиная с важности слушания.
Основная тема: Самое сокровенное знание об Абсолютной Истине можно обрести посредством правильного слушания. Подпункты: А. Слушание рассказов о Господе в обществе преданных очищает человека и духовно возвышает его (9.1). Б. Сокровенность духовного знания зависит от того, насколько оно раскрывает истинное положение души в ее взаимоотношениях с Кришной (9.1-2). 1.Начальные главы Гиты представляют знание об отличии души от тела. Это сокровенное знание. 2. Главы 7 и 8 дают знание о преданном служении. Это знание более сокровенно, так как в этих главах обсуждаются взаимоотношения живого существа с Кришной. 3.Однако знание, данное в главе 9, самое сокровенное, потому что оно открывает природу близких, любовных взаимоотношений между Господом и Его преданными. В. Степень глубины знания о Кришне, которое человек может обрести, находится в прямой зависимости от степени его преданности (9.1,3). 1. Прежде всего, Господь объясняет, что Арджуна достоин постичь самое сокровенное знание о Кришне, потому что он анасуяве, независтлив.1Чтобы понять «Бхагавад-гиту», человек должен быть предан Кришне и не завидовать Ему, так как сутью послания «Гиты» является то, что человек должен предаться Кришне. 2. Вера не противопоставляется знанию, напротив, она является предпосылкой знания, и, в особенности, сокровенного знания. Вера - это врата, через которые человек может получить доступ к знанию. 3. Отношение Кришны к материальному миру в терминах ачинтья-бхедабхеды (9.4-10) Господь Кришна начинает описывать самое сокровенное знание с объяснения того, каковы Его взаимоотношения с материальным миром. Это - проявление Его милости к тем, кто материалистичен. Он дает необходимую веру людям, которые поглощены материальным, показывая, что Он - Верховный по отношению к космическому проявлению. Глава 9 устанавливает тот факт, что Кришна - высший объект поклонения. Он превыше полубогов, безличного Брахмана и космического проявления. Стихи 4-10 показывают, что Кришна - высший объект поклонения в материальном мире, а также утверждают философию ачинтья-бхедабхеда Господа Чайтаньи, которая провозглашает одновременное единство и различие между Господом, живыми существами и миром.
Основная тема: Благодаря Своему непревзойденному, высшему положению по отношению к материальному творению, Господь Кришна является высшим объектом поклонения. Подпункты: А. Господь поддерживает и пронизывает Своими энергиями всю вселенную (9.4-6). 1. Всепроникающий аспект Господа называют авьякта-мурти, Его непроявленной формой. 2. Господь непроявлен для материальных чувств, но Его могут воспринимать те, чьи чувства очищены практикой преданного служения (9.4). Б. Кришна говорит: «Все существа находятся во Мне, но Я не в них». Это утверждение еще раз доказывает, что хотя Господь пребывает повсюду, Он не утрачивает Своего личностного бытия (9.4). В. Объяснив, что все существа покоятся в Нем, Господь делает противоположное утверждение, говоря, что они не покоятся в Нем (9.5). Цель этого противоречивого утверждения - показать Его личностную непричастность к функционированию вселенной, т. к. эта работа выполняется Его энергиями. Всё находится в пределах Его энергий, но Он лично не связан с Творением. Так, без Его прямого участия исполняется Его воля. · Чтобы проиллюстрировать, как Кришна поддерживает всё Своими энергиями, оставаясь непричастным, приводится аналогия с ветром в небе (9.6). Г.Кроме того, что Шри Кришна поддерживает творение Своими энергиями, Он также является разумом, создавшим систему, с помощью которой функционирует вселенная. (9.7-10). · Вселенная проходит законченный цикл, состоящий из сотворения, существования и разрушения (см. 8.17, комм). Господь Кришна в воплощениях Пуруша-аватар контролирует этот процесс. Д. Маха Вишну - пристанище всех материальных энергий, ибо они входят в Него после разрушения (9.7). Е. Хотя космическое проявление управляется волей Господа, Сам Он не вовлечен в его функционирование (9.8-10). Ж.Осуществление всех функций материальной природы (циклы ее проявления, распределение подходящих тел живым существам и т.д.) происходит через посредство материальной природы, которая управляется волей Господа. Благодаря этому устройству, Господь всегда является высшим повелителем, но Он непривязан к происходящему в творении. З. «Будто бы нейтральный» (удасина-ват). 1. Поскольку Господь не имеет личной привязанности ко всему происходящему в творении, то Он - нейтрален. 2.Однако у Господа должна была быть причина для того, чтобы творить этот мир, так как Он - Тот, кто сотворил его, и кто, в конечном счете, управляет им. Поэтому Он не может быть полностью нейтральным. Он нейтрален в том смысле, что у Него нет корыстных интересов по отношению к происходящему в материальном мире. Те, кто поклоняется Кришне, и те, кто не поклоняется Ему (9.11-15) Выслушав, как Господь описал Себя в качестве высшего объекта поклонения в материальном творении, человек может задать вопрос: «Почему же тогда не все люди почитают Его?» Кришна отвечает на этот вопрос.
Основная тема: Разные люди оценивают Кришну по-разному в зависимости от уровня преданности в их сознании. Подпункты: А. Вне всякого сомнения, форма Шри Кришны полностью духовна (9.11). 1. Господь Кришна не может иметь материального тела. Материальное тело заключает чистый дух в ограничивающие его рамки. Тело - продукт трех гун материальной природы, которые влияют на поведение человека. Господь Кришна уже сказал (7.14), что три гуны природы являются Его энергией, и что человек может освободиться от них, приняв прибежище у Него. Следовательно, как Он может быть заключен в материальном теле, состоящем из гун природы? 2. Хотя Господь и появился на планете как обычный человек, Он не является человеком. Его трансцендентное тело обладает множеством форм, и некоторые из этих форм яснее показывают Его положение Бога. Но в своем человеческом облике Он может очень близко общаться со Своими преданными. Б. Тот, кто подвергает Господа Кришну осмеянию, во всем обречен на полное поражение (9.12). · Слово «могха-гьяна» указывает на тех, кто не принимает трансцендентную форму Кришны - они обречены на неудачу в своих попытках обрести знание. Это мощный аргумент против философии майавады. Он один опровергает всё их так называемое знание. В. Тот, кто принимает истинное положение Кришны и действует в соответствии с этим, зовется великой душой (9.13-14). 1. Не в пример завистливым имперсоналистам, великие души могут по достоинству оценить истину, касающуюся Кришны. Они предаются Ему, потому что понимают Его верховное положение. 2. Предавшись Господу, махатмы попадают под власть Его божественной природы. Эта дайви-пракрити есть Его внутренняя энергия, которая благоприятствует их служению Господу. 3. Махатмы устойчивы в своем преданном служении. Их обеты нерушимы. Г. Те, кто обращается ко Всевышнему, не обладая полным знанием о Нем, поклоняются Ему опосредованно (9.15). Кришна - высший объект поклонения (9.16-25) В конце предыдущего раздела Кришна упоминает о трех классах людей, которые предаются Ему косвенно. Это: 1) монисты, 2) поклоняющиеся полубогам и 3) поклоняющиеся вселенской форме. Господь начинает этот раздел с того, что утверждает Себя как Всевышнего для людей третьей категории. Увидев, что Кришна является личностью, стоящей за всеми материальными явлениями, тот, кто поклоняется вселенской форме, обратится к Нему. Основная тема: Если человек увидит абсолютное превосходство положения Господа Кришны по отношению к материальному миру и полубогам, это приведет его к прямому поклонению Господу. Подпункты: А. Господь Кришна - суть всех вещей в материальном мире (9.16-19). 1.Все состоит из Его энергий. Живые существа, например, являются пограничной энергией Кришны. 2.Все сущее создано для того, чтобы привести обусловленные души к Господу. Господа Кришну можно назвать сутью Ведических жертвоприношений и четырьмя Ведами, так как они постепенно подводят людей к поклонению Ему. Б. Поклонение Господу Кришне стоит выше, чем поклонение полубогам. 1. Поклонение полубогам, в конечном счете, бесполезно, так как результат этого поклонения - райские планеты - лишь временное убежище от страданий. Человек неизбежно снова падет на землю (9.20-22). 2. Бхакти выше поклонения полубогам, потому что Господь лично заинтересован в духовном возвышении преданного. Кришна лично заботится о нуждах преданного и защищает его, чтобы тот мог духовно развиваться. 3. Поклонение полубогам - это косвенное поклонение Кришне (9.23-24). а) Полубоги зависимы от Господа. Они - доверенные лица Верховного Господа, на которых возложены различные полномочия, чтобы оказывать Ему помощь в управлении материальным миром. Поклоняясь им, человек в конечном счете поклоняется Тому, кто является их источником, Кришне. Однако, такое поклонение называется неправильным (авидхи-пурвакам), так как оно не признает Кришну (9.23). б) Кришна объясняет, что те, кто не признают, что Его природа - это природа высшего трансцендентного наслаждающегося, снова падают в материальное сознание. Это происходит потому, что они остаются на материальном уровне, в круговороте рождений, более высоких или более низких, где никакое положение не является безопасным (9.24) В. Какой вид поклонения совершал человек, такое рождение он и получит (9.25).
Слава прямого поклонения Кришне (9.26-34) В тексте 22 вкратце был затронут вопрос, что поклонение Кришне отличается от поклонения полубогам, так как оно основывается на личностных, любовных взаимоотношениях между Господом и преданными. Поклонение полубогам - это просто сделка: человек поклоняется могущественной личности, чтобы получить материальные блага. В противовес этому, совершение деятельности в сознании Кришны побуждается бескорыстным желанием преданного доставить удовольствие Кришне. Господь, в Свою очередь, лично, с большим вниманием наблюдает за духовным развитием Своего преданного. На этом трансцендентном взаимообмене и сосредоточен последний раздел девятой главы, которая является «сутью сути самой сути» «Гиты». 2
Основная тема: Поклонение Господу Кришне выше всех остальных видов поклонения, потому что Всевышний Господь проявляет непосредственный интерес к жизни Своего преданного. Подпункты: А. Практика сознания Кришны не требует наличия каких-то особых материальных качеств (9.26). 1. Основной чертой поклонения полубогам является соблюдение строгих правил и ритуалов. Путь же бхакти отличается тем, что в основе бхакти не лежат подобные материалистические соображения. Этот путь универсален и открыт для всех. 2. Кришну не интересуют материальные соображения. Преданность - вот то, что доставляет Ему удовольствие. Поскольку преданность не зависит от положения человека в материальном мире, то поклоняться Господу может каждый, используя то, что имеет. Один из аспектов красоты бхакти состоит в ее простоте. Б. Текст 26 описывает чистую преданность, а текст 27 - нишкама карма-йогу, когда человек все еще привязан к своей деятельности, но выполняет ее для Кришны. · Основное отличие чистой бхакти от нишкама карма-йоги состоит в том, что действия человека, которым владеет чистая бхакти, вызваны преданностью. Действия человека, практикующего нишкама карма-йогу, в основном, вызваны тем или иным видом привязанности, от которой человек постепенно очищается благодаря предложению плодов деятельности Кришне. В. Освобождение приходит благодаря тому, что мы связываем нашу деятельность со служением Господу (9.27-28): 1. Господь Кришна объясняет, что, действуя таким образом, человек освободится от оков деятельности и ее последствий (мокшьясе карма бандханайх). 2. Более того, человек достигнет освобождения (вимукти). 3. Более того, человек придет к Кришне (мам упайшьяси). Г. Самое важное свойство бхакти состоит в том, что Господь лично отвечает на чувства Своих преданных, приближая их к Себе (9.29-34). Д. Кто-то может возразить, что любовь Кришны к Своему преданному является признаком того, что Господь не свободен от привязанностей и антипатий. 1.Господь объясняет, что Он не испытывает ни к кому ни ненависти, ни пристрастия, но поскольку Он - личность, Он отвечает на чувства тех, кто настроен благосклонно по отношению к Нему. Понять это помогает аналогия с дождем (9.29, комм). 2.Шрила Прабхупада подчеркивает: «Если нет взаимности между преданным и Господом, тогда не может быть и речи о философии персонализма» (9.29, комм) Е. Господь объясняет, что преданные, к которым Он благоволит, не подпадают под ту же категорию, что и обычные люди. Как правило, если человек совершает грех, то в обществе он считается падшим. Но преданные Господа считаются святыми, даже если по обычным меркам они падшие. 1.Иногда преданный может допустить ошибку и совершить грех. Даже если такое случилось, если он устойчив в преданном служении, то его следует считать святым, поскольку он скоро очистится благодаря могущественной практике бхакти-йоги, так как Сам Господь лично исправляет недостатки Своего преданного. 2. По милости Господа даже те, кто обычно считаются недостойными духовной жизни (по рождению), могут достичь высшей цели (9.32-33). Ж. Осознав истину о Кришне и Его преданных, человеку следует погрузиться в сознание Кришны (9.34). · Самое сокровенное знание состоит в том, что Господь проявляет личный интерес к жизни Своего преданного. Эти личные отношения и есть важнейшее откровение, которое дает «Гита». Оно естественным образом приводит человека к тому, что он встает на путь сознания Кришны, как это объяснялось в стихе 34.
|