КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Трансцендентное знание
Трансцендентное знание о Кришне (4.1-10) Как упоминалось в тексте 30 предыдущей главы, для того, чтобы действовать на высшем уровне карма-йоги, посвящая всю деятельность Кришне, человек должен знать, кто такой Кришна. В четвертой главе дается это знание.
Основная тема: Кришна – Абсолютная Истина, Верховная Личность Бога, которая нисходит в мир, чтобы защитить вечную дхарму. Тот, кто знает это, воистину освобожден. Подпункты: А. Откровению Кришны о Его трансцендентной природе предшествует обзор истории Гиты. 1. Узнав о традиции передачи этого знания, Арджуна обретет веру в то, что услышит. 2. Кришна также сообщит о том, что Он - изначальный защитник этого знания, которому (знанию) более двух миллионов лет, и это сделает беседу более оживленной, что позволит Кришне открыть Свое высшее трансцендентное положение (4.1-2, 4.4). Б. Трансцендентное знание не ограничено рамками времени. Оно передается по цепи ученической преемственности. Это знание доступно только тем, кто обладает должными качествами (4.1-4). 1. Знание, поведанное Шри Кришной, - апаурушея, оно лишено четырех недостатков, свойственных обусловленным живым существам. Тому, кто обучает науке «Бхагавад-гиты», не следует ничего добавлять к ней, необходимо просто чисто представить ее. Таким образом, Кришна установил, что «Бхагавад-гита» должна передаваться по цепи ученической преемственности (4.1-2). 2. Для того, чтобы понять «Бхагавад-гиту», необходимо испытывать дружеские чувства к Кришне и быть Его преданным. «Бхагавад-гита» являет нам истину о том, что Кришна – Верховная Личность Бога. Тот, кто в той или иной степени желает занять положение Кришны, будет завидовать Ему и не сможет воспринять учение «Бхагавад-гиты» таким, как оно есть. Шрила Прабхупада добавляет: такой человек не сможет также и правильно передать смысл «Бхагавад-гиты» (4.3). В. Форма Господа Кришны трансцендентна (4.5-6). 1. Господь не изменяет своего тела каждый раз, когда нисходит в это мир. Он всегда приходит в одной и той же верховной форме. Господь неотличен от Своего тела, которое является сач-чид-ананда виграхой. Тела живых существ - временные машины, которые меняются с каждым рождением. Поскольку с приходом смерти машина тела уничтожается, то, соответственно, теряются и характеристики, связанные с данным типом машины. Но Господь не таков. Он всегда помнит Свои деяния, ибо все, связанное с Ним, духовно и вечно. 2. Живое существо вынуждено принимать рождение в соответствии со своей кармой, в то время как Господь приходит по Своей собственной воле и по Своей милости (атма-маяя). Г. Объяснив природу Своего появления, Господь объясняет причину Своего пришествия: Он приходит, чтобы восстановить принципы дхармы. Затем Кришна объясняет как Он это делает: возвышая святых и уничтожая злодеев (4.7 и 8). 1. Дхарма предназначена для того, чтобы постепенно очистить живые существа от духа наслаждения. Когда цель дхармы забыта или методы ее достижения извращены, Господь приходит Сам или посылает Своего представителя, чтобы исправить положение. 2. Господь защищает дхарму, возвышая ее приверженцев, благочестивых людей (паритраная садхунам) и уничтожая ее разрушителей, нечестивцев (винашая ча душкритам). 3. Однако главной причиной личного явления Господа является то, что Он хочет доставить удовольствие Своим преданным (садху). Уничтожение злодеев второстепенно, ибо это не требует Его личных усилий, так как Кришна может с легкостью уничтожить их с помощью Своей материальной энергии. 1 Д. Освобождение достигается благодаря обретению трансцендентного знания (4.9-10). 1. Просто поняв трансцендентную природу явления Господа и Его деяний, человек достигает освобождения (4.9). а) В предыдущих стихах объяснялось явление Кришны и Его деяния. Размышляя над этим, человек может понять разницу между Господом и остальными живыми существами. б) Так человек постепенно осознаёт: «Кришна – Верховная Личность Бога, а я – Его слуга». в) Если человек осознаёт свое изначальное положение и действует, исходя из этого, он обретает освобождение. 2 2. Если в тексте 9 объясняется, что человек может достичь освобождения с помощью трансцендентного знания, то текст 10 идет дальше, объясняя, что конечным результатом этого знания является бхава, трансцендентная любовь к Кришне. 3. Трансцендентную любовь к Кришне можно обрести только освободившись от раги (привязанности), бхайи (страха) и кродхи (гнева). а) Рага означает привязанность к представлению о жизни как о жизни тела. «Обычно люди, привязанные к телесному пониманию жизни, настолько погрязли в материализме, что для них становится почти невозможным понять, как это Всевышний может быть личностью.» (4.10, комм). Такие люди полностью отождествляют себя с телом, и, услышав о существовании трансцендентной формы Господа, строят догадки о том, что она, должно быть, похожа на их неуклюжие материальные тела, и сразу же отвергают это. Существование трансцендентной личности кажется им противоречием, так как они, полагаясь на свой опыт мирской жизни, уравнивают все личности. б) Бхая: во многом похожа на привязанность. Страх – это концепция духовной жизни, основанная на опыте жизни в материальном мире. Но это наиболее развитая стадия, так как она порождена болью и отчаянием, которые ощущает человек, испытывающий материальные страдания. Люди, находящиеся под влиянием бхайи, приходят к заключению, что сознательное бытие ведет к страданию, а все взаимоотношения порождают боль. Таким образом, когда они слышат о духовных взаимоотношениях, «у них возникает страх снова стать личносттью, и поэтому они, естественно, предпочитают своего рода растворение в безличной пустоте» (4.10, комм.) Такие люди просто хотят уничтожить собственное бытие и положить конец страданиям, которые они отождествляют с индивидуальностью. в) Кродха: Когда человек начинает интересоваться целью жизни, он углубляется в различные философии и религии мира. Несметное количество измышлений о смысле жизни, противоречащих друг другу, сбивают с толку и разочаровывают его. Отчаявшись, он отворачивается от них и становится приверженцем войдизма, заняв нигилистичекую позицию. 4. Шрила Прабхупада объясняет, что эти три препятствия, не дающие полностью погрузиться в духовную жизнь, устраняются практикой сознания Кришны под руководством истинного духовного учителя[V1] [V2] .3
Применение трансцендентного знания на практике (4.11-15) Продолжая объяснять Свое высшее положение, Кришна подробно останавливается на том, что Он является конечной целью знания.
Основная тема: Действия человека трансцендентны, если они выполняются с полным знанием того, что Кришна – высшая цель, к которой ведут все пути, и Тот, кто награждает результатами за всякую деятельность. Подпункты: А. Кришна – конечная цель, к которой ведут все пути, и Он открывает Себя, или, наоборот, скрывается, в зависимости от нашего желания (4.11-12). 1. Господь уже объяснил, чего достигает тот, кто принимает у Него прибежище, обладая полным знанием. Теперь Он расскажет о судьбе тех, кто принимает прибежище в какой-либо духовной практике, не обладая полным знанием: а) Люди, идущие разными путями, в конечном счете осознают одно и то же: они осознают различные аспекты Кришны в разной степени. б) Господь отвечает взаимностью и открывает Себя в зависимости от состояния сознания тех, кто обращается к Нему. Он исполняет желания карми, удовлетворяя их стремление к результатам деятельности, а гьяни Он позволяет слиться с Его сиянием. Но полностью Он открывает Себя лишь тем, кто безраздельно предан Ему (4.11). 2. Если Кришна – Всевышний, как постоянно подчеркивается в этой главе, почему же тогда такое множество людей избегает непосредственного поклонения Кришне и вместо этого поклоняется полубогам? а) Те, кто стремится удовлетворить свои материальные желания, довольствуются поклонением могущественным личностям материального мира для того, чтобы получить сиюминутное благо. б) Согласно правилам, установленным Господом, они, совершая жертвоприношения полубогам, действительно получают такие блага. Как объяснялось во второй главе, такие люди не могут развить решимость, необходимую для прямого поклонения Господу (4.12). Б. Каков же процесс очищения для человека, чьи материальные желания препятствуют ему, не давая напрямую приблизиться к Кришне? Система варнашрамы (4.13-15). 1. Выполняя обязанности, предназначенные для человека, находящегося под влиянием определенного сочетания гун, можно, следуя системе варнашрамы, постепенно очиститься, вплотную. приблизившись к знанию о Кришне. Обретя знание о Кришне, такой человек становится трансцендентным по отношению к системе варнашрамы. 2. Кришна поясняет, что система варнашрамы установлена в соответствии с гунами и кармой, качествами и деятельностью (4.13). а) Предписанные обязанности даются человеку в соответствии с тем, под влиянием каких гун природы он находится, и какой вид деятельности его больше всего привлекает. б) Шрила Прабхупада часто цитировал это утверждение для того, чтобы опровергнуть современную идею «каст», состоящую в том, что единственным условием для того, чтобы занять определенное положение в социальной структуре, является происхождение человека из определенной семьи. 3. Хотя Кришна создал эту систему и кажется, что Он является ее частью, все же Кришна стоит выше варнашрамы, ибо Он выше уровня материальной деятельности и ее последствий. Он – «не-действующий». · Хотя Господь и создает материальный мир, Он не несет личной ответственности за то, что в нем происходит. Мир был сотворен из-за желаний живых существ. Господь лишь осуществляет их желания в соответствии с их качествами. Следовательно, живые существа в ответе за свое счастье и несчастье, которое они обретают в материальной жизни. 4 4. Понимание положения Господа приводит к тому, что человек предается Ему, занимается деятельностью на уровне души и таким образом получает освобождение.
Понимание кармы на уровне гьяны (трансцендентного знания) (4.16-24) Объяснив Свое трансцендентное положение, Господь описывает, как совершать деятельность на трансцендентном уровне. Это необходимо объяснить, так как многие придерживаются мнения, что любая деятельность материальна, а духовная жизнь ограничивается стереотипным отречением. Это неверное представление возникает из-за того, что практически любая деятельность в мире порождена эгоистическим желанием, которое является причиной кармических реакций. Представляя бхакти-йогу, Кришна описывает образ действий, свободный от эгоизма. Действуя методом бхакти-йоги, человек не подвергается кармическим реакциям.
Основная тема: Деятельность в чистом преданном служении является акармой, свободной от последствий, так как кармические реакции есть результат кармического сознания, а не деятельности как таковой. Подпункты: А. Для того, чтобы научиться искусству правильно действовать и отличать правильную деятельность от неправильной, человек должен следовать за тем, кто уже овладел этим искусством. Нельзя выдумать свой способ освобождения от кармы (4.16-17). Б. Понятия (1)бездействия в действии и (2)действия в бездействии (4.18). 1. Сознание Кришны представляет собой синтез действия и бездействия: хотя и присутствует деятельность (карма), но благодаря отсутствию кармического образа мыслей эта деятельность не влечет за собой последствий (акарма). 2. Арджуна полагал, что сможет освободиться от греховных реакций, воздерживаясь от деятельности. Но поскольку его желание отстраниться от деятельности основывалось на эгоистическом желании и материальной привязанности к семье, его бездействие (акарма) принесло бы кармические реакции (карму). В. Карма – это последствия материального сознания, а не последствия деятельности как таковой. Человек может действовать уверенно и жить спокойно, если он знает, что он – вечный слуга Господа. Это – путь к трансцендентной деятельности. Г. Трансцендентное знание подобно огню, который пронизывает деятельность человека и дотла сжигает ее последствия. Кришна описывает качества того, кто действует, обладая трансцендентным знанием. Основное его качество состоит в том, что его действия не вызваны желанием удовлетворять чувства. Другие признаки таковы (4.19-22): · непривязанность к плодам своего труда · самоудовлетворенность · самоконтроль · желание иметь только необходимое для поддержания жизни · свобода от обладания собственностью · свобода от двойственности · свобода от зависти · уравновешенность и в успехе, и в неудаче Д. Деятельность в умонастроении преданности, свободная от желания удовлетворять чувства, раскрывает духовную природу. Таким образом, деятельность, совершаемая как жертвоприношение, связывает человека с Трансцендентным (4.23 и 24). 1. Как жертвоприношение раскрывает духовную природу: а) майя (иллюзия) – это то, что покрывает дух. б) желание удовлетворять чувства призывает майю. в) непривязанность к удовлетворению чувств рассеивает майю и, таким образом, раскрывает дух (Брахман). 2. Изначально все и вся предназначено для удовлетворения и наслаждения Верховной Личности Бога, и потому невозможно осуществить желание наслаждаться самому, отдельно от Бога. Но чтобы живые существа, имеющие такое желание, почувствовали удовлетворение, Кришна позволяет им пребывать в иллюзии (майе), где все кажется не связанным с Господом и потому доступным для своего собственного наслаждения. 5 3. Когда человек жертвует чем-то, он уменьшает в себе дух наслаждения, который живет в нем, и таким образом открывает Брахман. Человек может осознать духовное бытие настолько, насколько он приносит в жертву Всевышнему свои собственные эгоистические интересы. 6
Жертвоприношения ведут к трансцендентному знанию (4.25-33) Объяснив, что совершение жертв открывает человеку Брахман, Кришна теперь перечисляет разные виды жертвоприношений.
Основная тема: В зависимости от уровня духовного осознания, человеку предписаны разные виды жертвоприношений, которые призваны возвысить сознание до трансцендентного уровня. Подпункты: А. Есть два вида жертвоприношений: принесение в жертву собственности и жертвоприношение, совершаемое в знании (4.25, 33). 1. Принесение в жертву материальной собственности есть воздержание от некоторых материальных удовольствий в попытке достичь большего или лучшего наслаждения в будущем (как в случае поклонения полубогам). 2. Совершение жертвоприношения в знании есть принесение в жертву удовлетворения чувств, имея целью трансцендентное знание. Конечная стадия этого вида жертвоприношения – чистое преданное служение. Б. Цель, общая для всех видов жертвоприношения, – это контроль чувств. Такой контроль очищает человека от греховных реакций и, благодаря духовному продвижению, приносит счастье. Только совершая жертвоприношение, человек может стать счастливым, ибо и материальные блага, и духовное возрождение исходит из жертвоприношений (4.30-32).
Заключение – краткое изложение трансцендентного знания (4.34-42) Кришна описал различные виды жертвоприношений. Человек должен принять прибежище духовного учителя, чтобы понять, какой вид жертвоприношений подходит именно ему в его положении. Задавая должные вопросы и с преданностью служа духовному учителю, человек становится достойным знания о Кришне, которое освобождает от материального рабства.
Основная тема: Постижение трансцендентного знания и, как результат этого, получение освобождения возможно только благодаря тому, что человек искренне задает вопросы и с верой служит стопам духовного учителя. Подпункты: А. Поскольку трансцендентное знание можно обрести лишь по милости тех, кто выше нас, то необходимо обратиться за наставлениями к духовному учителю. Человек должен смиренно вопрошать гуру и служить ему. Так ученик проявляет свою искренность, и духовный учитель благославляет его, раскрывая ему подлинное духовное знание (4.34). Б. Понимание, которое человек получает от гуру, таково: все люди и вещи – неотъемлемые частицы Всевышнего. Обладая таким видением мира, человек никогда не теряет из виду Кришну и, таким образом, никогда вновь не впадает в иллюзию, заключающуюся в том, что все отделено от Него (4.35). В. Несмотря на прошлую греховную деятельность, трансцендентное знание, полученное от гуру, сжигает карму человека и переправляет его через океан материальных страданий (4.36-38). 1. Трансцендентное знание разрушает греховные реакции, уничтожая их основную причину - невежество в отношении своего вечного положения слуги Кришны. 2. Преданное служение является и семенем, и плодом всего мистического знания.7 Г. Качества, необходимые для обретения трансцендентного знания, и признаки того, кто обладает ими (4.39-41). 1. Качества: вера и контроль чувств. 2. Признаки: человек должен быть совершенно непривязан к совершаемой им деятельности (деятельность не должна связывать его).
|