Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Карма-канда : Сражаясь и исполняя свой долг, ты обретешь победу.




Отказавшись от участия в битве, ты навлечешь на себя поражение (2.31-38)

Кришна низводит приводимые Им доводы до материалистического уровня. Успешно разбив доводы, основанные на сострадании, теперь Он разобьет доводы Арджуны, основанные на наслаждении, и разъяснит, что счастливым можно стать, только следуя своему долгу. 2

Основная тема:

Материальное счастье есть результат должного выполнения своей дхармы. Пренебрежение дхармой ведет к материальному падению.

Подпункты:

А. В этой части подробно разрабатывается текст (2.2), в котором Кришна говорит, что пренебрежение долгом ведет не к высшим планетам, а к бесчестью.

Б. У слова «сва-дхарма» два основных значения:

1. Во-первых, есть сва-дхарма для тех, кто не достиг самоосознания. В системе варнашрамы человек, выполняя свои обязанности, осуществляет свои материальные желания регулируемым образом, и это постепенно сводит на нет представление о жизни как о жизни тела и побуждает к отречению. Большинство доводов Кришны в этой части проистекают из этого объяснения понятия «сва-дхарма».

2. Во-вторых, существует сва-дхарма для уже достигших освобождения. Это чисто духовные обязанности, не основанные на личном желании человека или типе его обусловленности (2.31).

В. Обязанности кшатрия.

1. Основной обязанностью кшатрия является защита граждан. Поэтому кшатрии проходят специальную подготовку, чтобы стать искусными воинами, всегда готовыми сражаться, не уклоняясь от битвы, которая может быть необходима для защиты общества (2.31).

2. Победа в праведном бою приносит мирскую славу, а в случае смерти человек переносится на высшие планеты. Любой исход благоприятен для кшатрия, и поэтому он с рвением стремится на поле битвы (2.31-32).

а) Эти доводы справедливы и для Арджуны, опасающегося последствий греха (2.33).

б) Арджуна говорил, что убивать в сражении будет грехом. Однако Кришна определяет грех как пренебрежение своим долгом. И поскольку долг Арджуны как кшатрия состоит в том, чтобы сражаться, то грехом будет не убивать. 3

Г. Тот, кто уклоняется от исполнения своего долга, никогда не заслужит уважения. В своем нежелании сражаться Арджуна возомнил себя святым. Однако Кришна указал на то, что Арджуна хочет избежать участия в сражении из-за своей привязанности к телу. Подобная слабость не будет высоко оценена теми великими кшатриями, чье мнение уважал Арджуна (2.33-37).

Д. Разбив доводы Арджуны о наслаждении, Кришна быстро возвращает разговор в прежнее русло и поднимает его на трансцендентный уровень. В стихе 38 Он говорит, что истинная причина того, почему Арджуна должен сражаться, не в том, что это принесет ему материальное счастье, а в том, что это – его долг. Кришна говорит, что не стоит беспокоиться, если приходит счастье или несчастье, нужно просто неуклонно выполнять свой долг. Такое отношение, исполненное сознания долга и преданности, освобождает человека от всех видов зависимости.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты