КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На поле битвы КурукшетраСтр 1 из 21Следующая ⇒ Глава 1 Введение: подготовка к военным действиям (1.1-27) Основная тема: А. Используя литературный прием повторения, глава 1 представляет следующую тему: Тому, кто предается Господу, надеясь на Его защиту, обеспечена победа, независимо от наличия или отсутствия материальных преимуществ. Б. «Бхагавад-гита» представляет Кришну, Верховную Личность Бога, в качестве близкого слуги Его преданного (1.21-22, 24-25). Подпункты: А. В первой главе мы находим некоторые признаки, которые предвещают несомненную победу предавшейся душе: 1. Текст 1: Первое слово «Гиты» – дхарма-кшетре. Поскольку битва происходит в святом месте (Курукшетре), те, кто религиозен (Пандавы), несомненно, одержат победу. 2. Текст 9: Слова Дурьодханы «они готовы отдать свои жизни» предвещают гибель всех его воинов. 3. Текст 12: В ответ на слова Дурьодханы, Бхишма трубит в раковину, символ Вишну. 4. Текст 14: а) Кришна, Верховная Личность Бога, на стороне Пандавов. б) Следовательно и Лакшми, Богиня удачи, тоже на стороне Пандавов. в) Раковины Пандавов трансцендентны. 5. Текст 15: Верховная Личность Бога (Хришикеша) будет лично управлять чувствами Арджуны. 6. Текст 19: Убежденность преданного в том, что Кришна предоставит ему защиту, заставляет трепетать сердца врагов. 7. Текст 20: На колеснице Арджуны присутствует Хануман. Б. Чтобы правильно понять «Бхагавад-гиту», следует изучать ее под руководством истинного духовного учителя, принадлежащего к цепи ученической преемственности, без намерения истолковать ее по-своему (1.1, комм). В. Глава 1 представляет истории семей, личностей и событий, повлекших за собой битву. (См. «От издателей»; 1.2-13, 23, 26). Искушенность Дурьодханы в политике. а) Текст 3: «Друпада-путра» (сын Друпады) - «Дроначарья, этот враг родился только для того, чтобы убить тебя, так не будь же снисходителен!» б) Текст 7: Порядок, в котором перечисляются имена героев в его армии. в) Текст 10: Дурьодхана вдохновляет Дроначарью, говоря, что его помощь очень важна для Бхишмы. г) Текст 11: Он вдохновляет всех воинов, уверяя их в том, что их поддержка необходима Бхишме.
Сомнения Арджуны (1.28-46) Основная тема: Отождествление себя с телом и привязанность к нему делают человека неспособным выполнять свои религиозные обязанности, которые, в конечном счете, направлены на исполнение воли Кришны. Подпункты: А. Арджуна рассуждает на уровне ума, что является неизбежным следствием материальных привязанностей, и в результате выдвигает пять аргументов, оправдывающих его отказ сражаться. 1. Можно извлечь хороший урок, проанализировав причины и последствия растерянности Арджуны: а) Она вызвана тем, что происходящее видится в свете собственного корыстного интереса. б) Результаты такого видения – страх, потеря самообладания, нерешительность и заблуждение относительно принципов морали (1.28-32, 36). 2. Доводы Арджуны1: а) Сострадание (1.27 и 28). б) Наслаждение: ни победа, ни поражение не принесут Арджуне счастья, лучше уж вовсе прекратить сражаться (1.31-35, а также 2.7 и 8). в) Святость и отвращение к греху (1.44-45, 2.5). г) Разрушение династии (1.37-43). д) Нерешительность2. Б. Когда живое существо ищет счастья вне служения Богу, то все его планы терпят полный крах. Пример Арджуны наглядно иллюстрирует это. Перед лицом предстоящей битвы все его надежды терпят крах (1.30-35). В. Сострадание Арджуны показывает, насколько добр и мягкосердечен преданный. (1.28, 32-35, 44-46). Г. Важность семьи в Ведической культуре. (1.39-43) 1. В семье старшие дают наставления младшим, поддерживая таким образом религиозные традиции. 2. Залогом этого является целомудрие женщин. 3. Таким образом, нежелательное население не подрывает устоев общества.
|