КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Знание АбсолютаОбретение полного знания о Кришне посредством слушания о Нем (7.1-3) Первые шесть глав в основном касались карма-йоги, деятельности без привязанности. Середина Гиты (главы с 7 по 12) будет посвящена бхакти-йоге, преданному служению Верховному Господу. Кришна заканчивает шестую главу, объясняя, что высший йог - это тот, кто с полной верой сосредоточивается на Нем. Однако вера требует знания. Не имея знания, человек может ставить под сомнение положение Кришны. Поэтому в главах с 7 по 12 Кришна дает знание о Себе как о Верховной Личности Бога, для того чтобы вдохновить людей и усилить бхакти. Подчеркивается необходимость слушания, так как знание об Абсолюте нисходит на нас по милости тех, кто выше нас.
Основная тема: Осознание Кришны и Его энергий встречается очень редко, и обрести его можно лишь посредством слушания. Подпункты: А. Чтобы познать истинную природу чего-либо, недостаточно одного лишь эмпирического знания об этом объекте; необходимо осознать связь этой вещи с Абсолютом, Шри Кришной. Следовательно, человек может узнать все о феноменальном (материальном) и ноуменальном (духовном), просто слушая о Кришне и Его энергиях (7.2). Б. Бхакти - очень «легкий» путь, так как не требует каких-то особых материальных качеств. С другой стороны, в бхакти очень трудно достичь совершенства, так как его можно обрести только через бескорыстную преданность, а не с помощью какой-либо материальной умственной доктрины или проведения обрядов (7.3).
Познание Кришны как источника всех материальных и духовных энергий (7.4-12)
Теперь Арджуна услышит о том, что Кришна является источником всего сущего, которое имеет две составляющие: пуруша (источник энергии) и пракрити (энергия). Тот, кто порождает энергию, является её источником и властителем. Кришна является и источником, и самой энергией. Сам Он - Пуруша, источник и господин всего, а Его пракрити - это энергия, составляющая основу всего сущего. Таким образом, Кришна - высший объект поклонения. Тексты 4-7 характеризуют Господа как источник Творения, а тексты 8-11 - как суть Творения.
Основная тема: Кришна - источник всех энергий. Подпункты: А. Три экспансии Вишну служат для того, чтобы проявлять материальную природу и управлять ею. 1. Каранодакашайи Вишну создает махат-таттву для того, чтобы приступить к проявлению материального мира. 2. Гарбходакашайи Вишну входит в каждую вселенную, чтобы создать в ней разнообразие. 3. Кширодакашайи Вишну входит в каждый атом вселенной в качестве Сверхдуши. Б. Пребывающее в иллюзии, пойманное в ловушку майи, живое существо считает себя пурушей, тем, кто имеет полное право наслаждаться материальной природой, пракрити. Оно не признает истинным пурушей Шри Вишну (7.4). В. Будучи порождением энергии Господа, живое существо извечно подчиняется Ему. Поэтому достичь освобождения - это не значит стать Богом, это значит обрести полное осознание своего истинного положения духовной пракрити, слуги Господа (7.5). Г. Все сущее состоит из энергий Кришны. Все творение представляет из себя слияние пара- и апара-пракрити (материи и духа) (7.6). Д. Хотя три гуны, заключающие в себя весь мир, исходят из Кришны, Он всегда независим от их влияния (7.12).
Кришна - повелитель трех гун, поэтому предайся Ему (7.13-14)
Если Кришна - источник и суть всего, как это объясняется в текстах 4-12, почему же тогда не все люди признают Его Верховной Личностью Бога? Они введены в заблуждение тремя гунами природы. Однако Кришна всегда трансцендентен к гунам материальной природы.
Основная тема: Три гуны природы - это энергии Кришны, которые держат обусловленные души в иллюзии. Чтобы освободиться от влияния гун, человек должен принять прибежище Кришны. Подпункты: А. Три гуны природы действуют таким образом, чтобы заставить обусловленную душу пребывать в забвении относительно Кришны. Тот, кто погружен в гуны, не может по достоинству оценить Шри Кришну в Его личностной форме, в лучшем случае он может принять имперсональное представление о лежащем в основе всего сущего духовном единстве (7.13). Б. Освобождение от влияния гун находится в прямой зависимости от вручения себя Кришне (7.14). 1. Действия гун способствуют осуществлению желания быть независимым от Бога. Насколько человек предается Кришне, настолько и гуны прекращают свое воздействие на него. 2. Свобода от влияния гун может прийти по милости того, кто уже свободен. Поэтому человек должен приблизиться к Господу и Его чистым преданным.
Неблагочестивым людям недостает знания, поэтому они никогда не предаются Кришне; благочестивые же развивают знание и предаются Господу (7.15-19) В предыдущем разделе Господь объяснил, что освобождает тех, кто предается Ему, от влияния гун. В этом разделе Он опишет различные типы людей, которые предаются и не предаются Ему.
Основная тема: Способность человека предаться Кришне зависит от его благочестия и знания. Подпункты: А. Те, кто не предаются Кришне: (7.15) 4 типа нечестивцев (душкрити): 1. Мудхи - «тяжко работающие ослы». Они в высшей степени привязаны к своей работе и к результатам, которые она дает, и поэтому не склонны отдавать их Верховному Господу. Они полностью поглощены своими мирскими привязанностями, и у них нет времени для Кришны. 2. Нарадхамы - «нецивилизованные люди». Цивилизация предназначена для того, чтобы человек мог развить в себе высшее, что в нем заложено - сознание Бога. Так называемые цивилизованные люди, которые не следуют принципам религии, называются нарадхамами, нецивилизованными варварами. Из-за своего безверия они не склонны предаваться Верховному Господу. 3. Маяяпахрита-гьянах - «заблуждающиеся интеллектуалы». Это люди, которые обладают разумом, но одурачены иллюзией майи, и потому вкладывают свой разум во временные вещи и не применяют его в служении Верховной Личности Бога. Материальная энергия направляет их в неверном направлении, заставляя неповиноваться Господу. 4. Асурам бхавам ашритах - «демоны», откровенные атеисты. Б. Те, кто предаются Кришне: (7.16) 4 типа благочестивых людей (сукритинах) 1. Артах - «страждущие» - обращаются к Кришне за тем, чтобы получить облегчение от страданий. 2.Артхартхи - «желающие богатства» - обращаются к Кришне, чтобы обрести успех в бизнесе, семейных делах и т.д. 3.Джигьяасух - «любознательные» - обращаются к Кришне за знанием. 4.Гьяни - «мудрые» - стремятся к осознанию Абсолюта или уже обладают им, и поэтому обращаются к Верховной Личности Бога, Шри Кришне. В. Дальнейшие рассуждения о тех, кто благочестивы и предаются Кришне (7.16-19) 1. Поскольку 4 типа благочестивых людей обращаются к Богу, имея каждый свои мотивы, они еще не находятся на уровне чистого преданного служения. Они могут стать чистыми преданными, общаясь с теми, кто чист. 2. Мудрец (гьяни) считается лучшим из этих четырех типов людей, ибо у него есть понимание того, что он - не тело, и, таким образом, он более отрешен от корыстных мотивов. 3. После многих рождений знание человека становится полным, и он способен понять, что Шри Кришна - реальность, лежащая в основе всего сущего. Это указывает на то, что гьяни в конечном счете может предаться Кришне, не имея какого-либо постороннего мотива (7.19) Другие типы людей, не обладающих знанием (7.20-25) Кришна описал 4 типа людей, которые не имеют знания и поэтому не предаются Ему. Теперь Он описывает другие типы людей, которые предаются Ему, но поскольку у них очень мало знания, они делают это несовершенным образом.
Основная тема: Атеисты не имеют знания о Кришне и не совершают никакого поклонения. Другие же заняты поклонением, но не имеют знания о Кришне. Поэтому их поклонение опосредовано и несовершенно по сравнению с чистым преданным служением. Подпункты: А. Поклоняющиеся полубогам считаются неразумными, так как они поклоняются второстепенным существам ради временных результатов. Причиной того, что у них недостаточно разума, являются вожделенные желания (7.20,23) Господь предоставляет живым существам свободу искать материальных удовольствий. Будучи Сверхдушой, Он воспринимает их желания и способствует их выполнению, действуя через полубогов. Таким образом, поклонение полубогам приносит результат только благодаря милостивому дозволению Кришны (7.21-22) Б. Имперсоналисты также неразумны, потому что считают, что личность Кришны ниже безличного аспекта. Почему они не понимают того, что Кришна - Всевышний? Потому что способ познания Кришны - преданное служение. Удовлетворенный этим служением, Кришна открывает Себя. Имперсоналисты же пытаются постичь Абсолютную Истину при помощи изучения писаний, рассчитывая только на силу своих материальных умственных способностей. Поэтому они не могут подняться выше знания о брахмаджьоти, покрывающем трансцендентную форму Господа. (7.24-25) Запутанность и освобождение живого существа (7.26-30) Основная тема: Живые существа пойманы в ловушку материального мира из-за своих корыстных желаний. Развивая преданность и вручая себя Кришне в полном знании, они смогут освободиться. Подпункты: А. Шри Кришна трансцендентен по отношению к материальной природе. Это проявляется в том, что Он свободен от невежества и обладает полным знанием прошлого, настоящего и будущего. (7.26) Б. Редко кому выпадает удача познать Кришну, так как понять Его могут только те, кто пребывает в сознании Кришны (7.26) В. Если у человека есть корыстные желания, то он видит всё отделенным от Кришны и, стремясь наслаждаться, запутывается в двойственности притягательного и отталкивающего, желания и ненависти. Когда человек смотрит на мир, имея намерение самому наслаждаться им, он должен видеть хорошее и дурное, в зависимости от того, как это будет удовлетворять его чувства. (7.27) 1. Изначальное греховное желание живого существа - желание занять положение Кришны, Верховного наслаждающегося. 2. Ненависть живого существа к Кришне проистекает из его зависти.
|