КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Создание первых национальных школ праваКаждая правовая система уникальна, однако, сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Наиболее известной является классификация правовых систем французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются: романо-германская правовая семья, англосаксонская правовая семья, религиозная правовая семья, социалистическая правовая семья, некоторые другие правовые семьи[46]. Романо-германская правовая семья Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права в правовых системах этой семьи — нормативный акт[47]. Англо-саксонская правовая семья К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основах этой правовой системы — принцип stare decisis (лат. стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту[48]. Религиозные правовые семьи Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) ииудейское право (галаха). Традиционная правовая семья Традиционная правовая семья характеризуется тем, что правовой обычай занимает здесь доминирующее место среди остальных источников права. Многочисленные обычаи и традиции, сложившиеся веками, вошли в привычку людей в силу многократности их применения и являются неписанными правилами поведения.
ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО (НАЦИОНАЛЬНОГО) ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА (ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА) — учение, обосновывавшее происхождение права объективными условиями жизнедеятельности людей, существующими в рамках национального государства. Развивалась представителями исторической школы права, находившейся в яростной оппозиции к школе естественного права. С позиции сторонников исторической школы (Г. Гуго, К. Д. Савиньи, Г. Пухта) право вырастает из национального духа, «народного сознания». Законодатель же должен уловить «общее убеждение нации» и точно выразить его в позитивном праве. Право подобно «зерну, брошенному в почву». Произвола в установлении права нет. Законодатель не изобретает право, а «записывает подсказанное ему право», в лучшем случае выбирает наиболее приемлемое для него. Главный принцип существования права — саморазвитие. Юридические формы не меняются согласно человеческой воле, индивиды могут быть пассивными носителями юридических установок, но не их создателями. Право существует всегда, оно присуще народу, а не государству; оно не представляет собой продукт мировой истории, а есть результат органического национального развития. В этом проявился консерватизм даже реакционный характер исторической школы. Наиболее точно суть данной теории выразил основатель исторической школы Ф. К. Савиньи в следующих положениях: каждый народ или нация обладает специфической, только ему присущей ментальностью — совокупностью духовных и душевных черт. Эту ментальность в исторической школе назвали «духом народа; каждый народ имеет свою историю, которая органична и в которой нет места случайности и произволу. История имеет место в силу внутренне необходимых законов; «дух народа» также подвержен истории, в ходе которой в нем раскрывается все его содержание, появляются различные его формы. Право есть одно из проявлений «духа народа»; законодатель — это выразитель «духа народа», а законы и обычаи есть ничто иное, как формы для распознавания права, тающегося в глубине народного духа.
|