КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государство и общество. Гражданское общество.Общество – исторические формы совместной жизни людей, продукт их взаимодействия на той или иной степени развития. Государство возникло как результат определенных общественных отношений, воздействует на общество через свои властные веления. Оно выступает субъектом власти, а общество объектом. При этом гос власть может осуществляться вопреки принципам демократии, в интересах большинства или меньшинства, в направлении прогресса или регресса общества. Неодинакова и степень воздействия общества на государство. Оно зависит от того в какой мере общество (его члены) защищены от произвола и беззакония со стороны гос-ва, есть ли у общества механизмы удержания гос.власти в рамках закона. В любом случае власт. деятельность гос-ва затрагивает интересы общества и отдельных лиц. Развитие и взаимодействие гос. и общества можно проследить в их историческом развитии. Выделяют две стадии:1 стадия традиционного общества, 2. стадия техногенного общества. Так же можно выделить стадию глобализации, перехода к новой цивилизации универсального типа. Традиционное общество: Специфика состоит в том, что оно сохраняет слитность индивида с традиционной общностью (родовой, племенной и т.д.), а так же восприятие мира. Природного и социального, естественного и сверх естественного. Религия является универсальной формой общественного сознания, во многом определяющей характер соотношения и взаимодействия власти и общества. Государство по началу использует традиционные институты власти- советы, собрания и т.д. потом они исчезают. В обществе распространяется религиозный взгляд на природу власти. Иерархическая структура традиционного общества, разделявшегося по кастовому, сословному или религиозному принципу, предполагала открытое закрепление неравенства. Техногенное общество: На место права привилегий и иерархического принципа построения общества приходит право, отражающее формальное равенство субъектов как в сфере частных интересов, так и в отношениях с властью, утверждается единая для всех законность. Религия вытесняется из публично- правовой сферы и становится частным делом. Государство больше не воля божья. Буржуазный переворот внес изменения во взглядах на гос-во и его соотношение с обществом. Общество нуждалось в механизме, который оградил бы его от узурпации власти, должен включать: 1.правовое закрепление границ свободы индивида с целью недопущения ограничения гос-вом его естественных прав. 2. определенную «конструкцию» государства призванную гарантировать выражение в законе народной воли. 3. способы предотвращения возможной узурпации власти, а так же недопущения ее функционирования в случае, если это произошло. Государство построенное по такой модели – правовое, а общество, в этих условиях - гражданское. Гражданское общество и правовое гос-во- категории парные, одно предполагает другое. Впервые понятие близкое к «гражданскому обществу» возникает у Аристотеля, у него речь шла о политической общности и полит-ком сообществе. Приближаем к нему был Полис, то есть город-государство. В эпоху абсолютизма, формирования гос. системы, вытеснения элементов самоуправления, гос-во окончательно противопоставило себя обществу, и общество стало рассматриваться как противовес гос-ву. Заслуга разграничения понятий гос. и общество приписывается Гегелю. Гегель обобщая взгляды предшественников, ввел разграничение понятий гражданского общества и гос-ва, выявил противоположность. Человек выступает как часть какого-либо общественного объединения, Гегель выделяет три типа объединений: семью, гражданское общество и государство. Гражданское общество включает в себя институты, как правосудие и полиция, которые обеспечивают частные интересы, прежде всего собственность. Для гражданского общества характерны разобщенность и преследование сугубо частных интересов. Каждый думает только о себе, относясь к другим только как к средству для достижения своих целей. Такое общество само по себе не способно служить общему благу, в нем царит экономический и не этический закон. Есть две оценки Гегеля. Марксиситы рассматривают гр. Общество как буржуазное, как организацию производства и общественных связей, сферу частных интересов, эгоизма. По Марксу в отличии от Гегеля гос-во основано на эксплуатации труда. Радикальные и либерально-демократические взгляды – общество - сфера социальной интеграции определенной автономии. Его способность - самоорганизация посредством создания общественных организаций и движений, сдерживающих вмешательство бюрократического государства, которое отстаивает бюрократические интересы. Тут общество рассматривается как носитель высших интересов, призванный предъявлять гос-ву свои требования, оно выражает желания народа. Эти представления легли в основу современного подхода к пониманию ГР. Общества. Сейчас: Гр. Общество отделяется от гос-ва по принципу автономии, т.е. определенной самостоятельности. Это сфера в которой гос-во призвано обеспечить соблюдение порядка путем введения общих правил и полицейских мероприятий. Но гос-во не управляет гр.обществом. как своими средствами, ресурсами или аппаратом. Широко распространено мнение, что гр.общество охватывает все негосударственные структуры и отношения, т.е. экономику, культуру, образование, религию, спорт и т.д. вкладывающиеся на основе объединения людей. Гр. Общество призвано постоянно воздействовать на гос-во посредством активного выдвижения своих позиций.
|