КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Права человека. Субъективное право.Применительно к физическим лицам сложились 2 категории прав: права человека и права гражданина. Права человека- преимущественно международно-правовой термин, употребляемый в международно-правовых документах. Права человека распространяются на любого человека независимо от его гражданства. Права гражданина распространяются не на всех. Они обусловлены гражданством лица. Основные права гражданин - закрепленные в конституциях и конституционных актах права личности, составляющие основу ее правового статуса в обществе. Гражданство – политико-правовая принадлежность лица к государству, предоставляющая ему определенные права и налагающая опр обязанности. 2 подхода к пониманию прав человека и основ прав граждан: 1) эти права – естественные, прирожденные свойства, не зависящие от их признания государством; 2) права человека и основные права гражданина производны от гос-ва, котор по своему усмотрению определяет из объем и «дарует» их человеку. Современным межд общ мнением, актами межд права права человека и гражданина рассматриваются как неотъемлемые, присущие человеку от рождения, а на все гос-ва возлагается моральная (и не только) обязанность гарантировать их. Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутр делом гос-ва. Наряду с термином «право» используется термин «свобода». Между ними нет принципиальной разницы. Вместе с тем термин «право» призван подчеркнуть, что речь идет главным образом о праве человека и гражданина получить от общества и гос-ва то или иное матер, культурное или духовное благо. Термин «свобода» говорит о праве человека и гражданина совершить тот или иной поступок, о свободе от внешней, принудительной силы в опр сфере чел дея-ти. Концепция естеств и неотчуждаемых прав человека, выдвинутая идеологами буржуазн революций, впервые получила законодат воплощение в англ Билле о правах (1689), Декларации независимости США (1776), Билле о правах (1789-1791, США), франц Декларации прав чел и гражданина (1789). Билль о правах 1689 – свобода слова и прений в парламенте, свобода выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Придал больш значение парламенту, запрещал без его согласия приостанавливать действие з-в, взыскивать налоги и сборы в пользу короны. В Декларац нез-ти США 1776 – все люди созданы равными и все они одарены своим создателем некотор неотъемлемыми правами – право на жизнь, свободу, стремление к счастью. Билль о правах 1789-1791 (перв 10 поправок к Конст США 1787) – свобода вероисповеданий, свобода слова и печати, право народа на мирные собрания и обращение к прав-ву с петициями об исправлении злоупотреблений, неприко-ть личности, жилища, бумаг и имущества, уголовно-процесс гарантии права граждан, запрет на жестокие наказания. Декларац прав чел и гражданина 1789 – люди рожд-ся и остаются свободными и равными в правах; цель кажд гос союза – обеспечение естеств и неотъемлемых прав и свобод чел (свобода, соб-ть, без-ть и сопротивление угнетению). Устав ООН и межд пакты и конвенции – новый этап в обеспечении прав человека. Принцип уважения основ прав и свобод чел утвердился в отнош между гос-ми после 2 мир войны и принятия в 1945 г. Устава ООН. Но и до него были известны межд договоры, регулирующ отд стороны этого вопроса. Поколения прав человека. Динамику представлений о содержании прав человека принято описывать в терминах "поколений" прав человека. К первому поколению относятся права личные и политические, а также часть экономических (право на частную собственность, которое в раннелиберальной теории рассматривалось не только как естественная возможность распоряжаться плодами своего труда и предприимчивости, но и как гарантия личной свободы; свободы экономической деятельности и свободы контракта). Признание этих прав началось с эпохи буржуазных революций в Европе и Америке. Однако даже в тех странах, где революции оказались успешными, потребовалось немало времени, чтобы права первого поколения стали рассматриваться как действительно всеобщие, ибо различные группы населения подвергались дискриминации (бедняки, рабочие, женщины) или вообще не рассматривались в качестве субъектов прав человека (рабы, темнокожие). На формирование представлений о первом поколении прав определяющее влияние оказала философия либерализма. Отличительной особенностью прав первого поколения считается то, что все они опираются на негативную концепцию свободы, в рамках которой свобода понимается как отсутствие принуждения, возможность действовать по собственному выбору, не подвергаясь вмешательству со стороны других. С точки зрения негативной концепции свобода прямо пропорциональна объему тех сфер деятельности, в которых человек может правомерно рассчитывать, что не станет объектом чужого вмешательства и сможет действовать по собственному усмотрению. В роли главного "агента принуждения" выступает государство. И в этом смысле права первого поколения - это права, защищающие свободу человека от необоснованного вмешательства государства (в процессе как административной, так и законодательной деятельности). Функции государства, связанные с защитой и обеспечением прав первого поколения, заключаются, во-первых, в регулировании границ их реализации, а во-вторых - в рассуживании споров о правах. Важной особенностью механизма обеспечения прав первого поколения является то, что все носители этих прав рассматриваются как равные; действия государства по обеспечению этих прав в равной мере относятся ко всем людям (что находило воплощение в идее равенства перед законом). Считается, что права первого поколения - это основа института прав человека. Они интерпретируются международными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению. Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно "прав человека", полагая, что права второго и третьего поколения являются всего лишь "социальными притязаниями". Ко второму поколению относят часть экономических прав (право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на отдых и др.), а также социальные и культурные права. Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы, сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Главными "идейными вдохновителями" этого поколения прав стали социалисты; вместе с тем, важную роль сыграли и "новые либералы" (Т. Х. Грин, Л. Т. Хобхауз, Дж. А. Хобсон, в России - П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы. Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР, который - не в последнюю очередь из идеологических и политических соображений - неизменно настаивал на включении прав второго поколения в международно-правовые документы. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Признание прав второго поколения означало существенные изменения в концепции прав человека. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли (to do something worth doing) наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов - в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом. Права второго поколения предполагают совершенно иной механизм реализации и возлагают на государство новые задачи. Согласно "классическим" либеральным представлениям, государственное правовое регулирование следует определенным принципам: общие "правила игры" касаются преимущественно публичной сферы и с формальной точки зрения равно относятся ко всем категориям граждан. Требование возложить на государство обязанности по обеспечению "права на достойную жизнь" коренным образом меняло эту схему. С одной стороны, методы правового регулирования, характерные для публичной сферы, в определенной мере переносились на сферу частных договорных отношений (например, обеспечение справедливых и благоприятных условий труда), что само по себе воспринималось как ущемление личной свободы. С другой стороны, распределительные функции, которые государство приобретало в рамках обеспечения прав второго поколения, означали необходимость разного отношения к различным категориям граждан (что представлялось нарушением принципа юридического равенства). Неудивительно, что это вызывало сопротивление "старых либералов". Как писал русский государствовед Б. Н. Чичерин, "право одно для всех; человеколюбие же имеет в виду только известную часть общества, нуждающуюся в помощи". Государство не должно изменять право, ущемляя свободу богатых ради бедных. Сторонники "новой" точки зрения настаивали на необходимости "позитивного" понимания свободы. "Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, - писал П. И. Новгородцев, - но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком". В конечном итоге права второго поколения получили признание, в частности, в международных документах, в качестве прав человека. Вместе с тем, эти права носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-то жестких критериев к осуществлению этих прав. В частности, статья 2 "Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах" указывает, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер". Осуществление прав второго поколения зависит, с одной стороны, от наличия материальных ресурсов, с другой - от изменчивого баланса разных точек зрения относительно приемлемых масштабов перераспределения. В настоящее время ведутся дискуссии о признании третьего поколения прав человека. Права этой новой группы довольно разнородны, в силу чего в литературе по-разному объясняется их специфика, а дискуссии, связанные с их признанием, ведутся в разных плоскостях. Предметами этих дискуссий, в частности, являются следующие вопросы: В литературе можно встретить разные точки зрения относительно специфики третьего поколения прав. Иногда их определяют как "права солидарности", т. е. права, которыми индивиды обладают коллективно, в силу своей принадлежности к определенной группе. Иногда права третьего поколения рассматривают как коллективные права, т. е. такие, которые могут осуществляться не отдельным человеком, а коллективом, общностью, нацией. В действительности права, относимые к третьему поколению, весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые "неотчуждаемые" коллективные "права народов", к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права (Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., международных пактах 1966 г. и др.). С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав, относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др. Носителями таких прав являются индивиды, но лишь постольку, поскольку они принадлежат к определенным социальным группам. Главные возражения против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью размывания заложенной в этом институте исходной идеи - идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей. Объективное право-это общие правила поведения, признаваемые гос-вом и обеспечиваемые им в случае необходимости принудительно. Возможность принуждения со стороны государства – свойство всякогг права, в том числе и субъективного, общий характер правил представляет собой принципиальное отличие объективного от субъективного права.Норма права (объективное право) представляет собой схему дозволительного,должного или запрещенного поведения.Чтобы реализоваться,эта схема должна обрести конкретных носителей(субъектов)права,объектов (предметы,отношения).Когда на стадии осуществления, абстрактная схема переходит в реальное общественное отношения, правоотношения и возникает субъектное право.В отличии от нормы (объект.права) субъективное право всегда конкретно- субъекту(лицу, организации, объединению лиц) и так же на объекты(предметы и отношения). Субъективное право-это признаваемая объективным правом и следовательно, юридически защищенная способность конкретного лица совершать или не совершать какие-то действия, а также требовать от других лиц совершения или несовершения определенного действия.
|