Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Основные формы и диалектика бытия




Читайте также:
  1. I. Основные положения
  2. I.Формы государственного управления
  3. II. Основные правила черной риторики
  4. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы
  5. II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  6. II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
  7. II.4.1) Исторические формы единоличной власти.
  8. III. Редкие формы
  9. III.1.1) Формы уголовного процесса.
  10. III.2.1) Понятие преступления, его основные характеристики.

Выделяются следующие различающиеся и взаимосвязанные формы бытия:

1.Бытие вещей (тел) и процессов, которое делится на бытие, процессов, состояний природы, состояний природы, произведенных человеком.

Начнем с уточнения понятия «окружающий мир». Исторически первой предпосылки, основой человеческой деятельности бытия были – и остаются сегодня – вещи, процессы, состояние природы, которые возникли, существовали да человека, существуют вне и независимо от сознания людей.

Потом человек стал мощно и широко воздействовать на природу Земли. Возник целый мир произведенных человечеством, ранее в природе не существовавших вещей, процессов и состояний. К. Маркс назвал их «второй природой».

Рассмотрим сначала основные формы бытия «первой природы».

Здесь философия сталкивается с такой вот трудностью, своего рода парадоксом: вещах и состояниях природы, о природе в целом мыслит и говорит человек; именно он устанавливает существование природы до, вне и независимо от своего сознания и действия – и устанавливает существование природы до, вне и независимо от своего сознания и действия – и устанавливает не иначе, как опираясь на свое сознание и действие.

О бытии «первой природы» можно, следовательно, утверждать, что ее вещи, процессы состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека и что в этом – коренное и постоянное отличие природы (ее вещей, процессов, состояний) как особой формы бытия.

Первая природа – объективная и первичная реальность. В том смысле, что человек и его дух рождаются благодаря непреходящей природе и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существовала без человека.

Огромные пространства Вселенной до возникновения человека, судя по всему, никем никогда не воспринимались, и человек не может охватить их не только восприятием, но даже воображением и мыслью. Это огромный универсум.

О бытии первой природы можно, прежде всего, утверждать, что оно существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека. Природа бесконечна в пространстве и времени. Бытие отдельных предметов сменяется их небытием. Этого сказать о «первой природе» нельзя. Особенность бытия «первой природы» – диалектика преходящего и непреходящего бытия.



Вторая природа строго зависит от первой – от природы как таковой, от ее вещей, процессов, закономерностей, существующих до, вне и независимо от человека. По типу, форме своего бытия «вторая природа» сходна с первой, из которой она рождается.

В чем же состоит отличие «второй природы» от первой? C одной стороны, воплощенный в ней материал первой природы есть объективная и первичная реальность, развивающаяся по законам, независимым от человека и человечества. С другой стороны, в предметах второй природы воплощены труди знания человека.

Все предметы второй природы предназначены выполнять определенные функции в жизни людей и удовлетворять определенные социальные человеческие потребности.

Однако специфика бытия предметов «второй природы» и ее как целого состоит в том, что бытие «второй природы» как целого состоит в том, что это совершенно новая по сравнению с первой природой комплексная (природно-духовно-социальная) реальность.

Главное отличие в том, что бытие «второй природы» по своему существу есть социально-историческое, или цивилизованное бытие. Вещи «второй природы», живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они обретают особое место в бытии человеческой цивилизации.



Первая природа в целом – безграничное, непреходящее бытие, где существование отдельного человека является преходящим моментом.

Вторая природа в целом – бытие, тесно связанное со временем и пространством человеческого существования, с бытием социального.

2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.

Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Тело человека – тело природы. Работа духа в известной мере зависит от здоровья тела («В здоровом теле – здоровый дух»). Но не всегда: нередко дух поддерживает больное тело. Для Декарта первое условие человеческого существования («Мыслю, значит – существую»).

Но тело человека тело природы. Поэтому диалектико-материалистическая концепция человеческого бытия не может обойти те предпосылки, которые общи для бытия всех без исключения природных тел. Наличие тела делает человека конечным, преходящим (смертным) существом, и любое возможное в будущем увеличение длительности жизни людей не отменит законов существования человеческого тела как тела природы. К бытию человеческого тела относится все то, что было сказано раньше о диалектике бытия небытия, возникновения становления гибели преходящих тел природы.

3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное и объективированное духовное.

Индивидуализированное духовное – это духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов. Оно включает в себя, прежде всего, сознание индивида. Оно «живет» в нас, это неотъемлемая часть нашего существа, нашего «Я». С помощью сознания мы ориентируемся в мире и способны повернуть к нему свое внимание, «изнутри» понаблюдать за ним. То есть сознание – одновременно и самосознание, осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, самого себя как уникальной, неповторимой личности.

Индивидуализированное духовное включает в себя и бессознательное. Первый уровень бессознательного – неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворение наиболее простых нужд и потребностей тела. Этот контроль осуществляется автоматически (бессознательно). Бессознательны (или частично бессознательны) некоторые желания и побуждения, сны, патологические душевные состояния (фобии, паранойя и т.д.).

Второй уровень бессознательного – это процессы и состояния, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до поры до времени остающиеся неосознанными. Когда мы говорим «созрела мысль», «мне подумалось», то, по существу, мы фиксируем рождение мысли в недрах бессознательного и последующее осознание их. Сюда относятся переживания, которые «вытеснены» из сознания во имя его защиты от слишком большого объема информации, от болезненных, тревожных впечатлений и т.д. Третий уровень бессознательного находит проявление в процессах художественной, научной, философской интуиции, в вызревающих в душе человека высших побуждениях духа.

Результаты деятельности сознания конкретного человека могут отделяться от него самого и как бы выходить «вовне». И тогда возникает духовное второго типа – объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

Бытие объективированного (интерсубъективное) духовного – это духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь людей. Объективированное духовное представляется в виде языка, идей, норм поведения, ценностей, нравов, мотивов и т.д., оторванных от индивидуального бытия человека.


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 12; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2020 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты