Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Индивидуальное и общественное сознание

Читайте также:
  1. V. Первичное восприятие и осознание материала.
  2. А15. Сознание идеально, а это значит, что
  3. В законе выделяются различные формы предпринима­тельства. Наиболее распространенные — индивидуальное, партнерское и корпоративное предпринимательство.
  4. В№27 Философия и национальное самосознание
  5. Г. Осознание себя и других в отношениях с другими
  6. Г. Фихте: право и самосознание.
  7. Глава 1. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 5
  8. Глава 15. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
  9. Глава 16. Правительственная реакция 1880 -1890-х годов. Общественное и рабочее движение. Распространение марксизма в России
  10. Глава 18. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Индивидуальное сознаниепредполагает наличие самосознания - это всегда самооценка и самоконтроль, которая предполагает сопоставление себя с идеалом. Декарт говорил, что самосознание- это единственное в чем нельзя усомниться. Предмет может восприниматься как некая иллюзия, а то, что я существую и существует процесс моего восприятия, в этом сомневаться не приходится.

Чтобы осознавать себя, надо видеть себя как бы со стороны (необходимо зеркало, осознать, что в зеркале именно он, затем образ запоминается). Животные не узнают себя в зеркале. Чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен уже обладать определенными формами самосознания, которые не даны ему изначально. Человек их усваивает и конструирует.

Он усваивает их и с помощью другого зеркала не реального, а метафорического. Это зеркало – общество других людей (в котором человек начинает видеть самого себя и начинает относиться к себе как к человеку, т.е. вырабатывает формы самосознания). Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку.

Самосознаниерождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Человек не только себя воспринимает по аналогии с другими, но и другого – по аналогии с собой (сознание себя и осознание другого в качестве похожего на меня и вместе с тем отличного от меня возникают одновременно и предполагают друг друга).

Общественное сознание представляет собой не простую сумму, механическую совокупность индивидуальных сознаний, а качественно своеобразное новое, целостное, духовное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее различные уровни и формы. Главное в соотношении общественного и индивидуального сознания – их тесная связь, взаимодействие и – в определенных условиях – взаимопереход. Каждый индивид вносит определенный вклад в «копилку» общественного сознания, которое в свою очередь в той или иной форме воздействует на наше индивидуальное сознание, впитывается им.

Диалектика общественного и индивидуального сознания – проявление и выражение диалектики общего и единичного (индивидуального), этого тождества (единства) противоположностей. Из этого, в частности, следует, что, во-первых, недопустимо эклектическое смешение этих качественно различных противоположностей, во-вторых, является ошибочной абсолютизация, возвеличивание одной и них – либо общественного сознания (догматизм, отождествляющий последнее с непререкаемой истиной), либо индивидуального (волюнтаризм с его гипертрофией своего сознания).



Общественное сознание как органическая целостность индивидуальных сознаний есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. И то и другое сознание в их взаимосвязи не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, а они развиваются, меняют свое содержание в зависимости от развития социальной реальности, т.е. всегда носят конкретно-исторический характер.

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносится сознание и мозг?

2. Какова характеристика идеального?

3. В чем особенности структуры сознания?

 

План семинарского занятия


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 14; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мышление и язык | Дополнительный. Аредаков, А.А. Сознание в онтологиях антропного принципа / А.А
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты