КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 6. Основные потребности человека6. Воздух — потребность в безопасности. 7. Потребность в уважении окружающих — второй уро 8. Поиск места в жизни — это реализация своих потен 9. Социальная поддержка — третий уровень пирами
10. Самовыражение — высший уровень пирамиды 11. Стремление к материальной надежности — соци 12. Семья, друзья, любовь, одобрение, общение — 13. В основе теории В. Хендерсон лежит иерархия ос 14. Потребности В. Хендерсон — фундаментальные по 15. Цель сестринского дела по модели В. Хендерсон — 16. Модель Д. Орем основана на принципе недостаточ 17. Полностью компенсирующая система помощи по мо 18. Равновесие между возможностями и потребностями 19. Цели по уходу должны быть сосредоточены на паци 20. Осознание своих потребностей — признак интеллек
Глава 7. Модели сестринского дела • Глава?. МОЛЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ЛЕЛА Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. Европейское региональное бюро ВОЗ по сестринскому делу Студент должен знать: 4- значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности; ♦ основные положения модели сестринского дела (В. Хендер ♦ взаимосвязь основных потребностей человека по А. Маслоу и Щ| БЛОК ИНФОРМАЦИИ На сегодняшний день в мире не существует единой модели сестринского дела, а принципы, на которых они основаны, различны. Модель (франц. — образец, стандарт) — абстрактное понятие эталона, образца. Но в основе многих предложенных моделей лежат потребности человека. Во многих странах сестры используют одновременно несколько моделей, и зависит это исключительно от невозможности пациента удовлетворить свои те или иные потребности. Значит, ядро каждой модели — различия в понимании потребностей пациента, роли сестры на различных этапах сестринского процесса. Модель Вирджинии Хендерсон (1966 г.)Основные положения Одной из первых медицинских сестёр после Ф. Найтин-гейл, сумевшей четко сформулировать собственную теорию сестринского дела, была американская медсестра В. Хендерсон. В 1958 году она изложила её в виде основных принципов ухода за больными. Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жизненных потребностей человека.Осознание этих потребностей и помощь в их удовлетворении являются предпосылками для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть. Согласно концепции В. Хендерсон человек— это независимый, активно действующий индивид с определёнными потребностями,которые связаны с его социальной и культурной принадлежностью. Согласно утверждению В. Хендерсон каждый человек создает такой образ жизни для себя, чтобы удовлетворить свои жизненные потребности и сохранить здоровье. В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей. Но в период болезни, детства, старости, при приближении смерти человек зачастую не может удовлетворить их самостоятельно. В таком случае он прибегает к сестринскому уходу. И задача сестры — оказание помощи пациенту в осуществлении тех действий, которые он мог бы осуществить сам, будучи здоровым. Для этого сестра должна постараться встать на место пациента и приложить все усилия, чтобы понять, в чём именно нуждается человек, вникая в проблемы пациента. В. Хендерсон, разрабатывая свою модель, основывалась на теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей. Эта модель — одна из самых известных в настоящее время среди практикующих сестёр. Она предусматривает непременное участие пациента на всех этапах сестринского процесса. S
• Основы сестринского дела: теория и практика На этапе обследования сестра вместе с пациентом устанавливает, какие из 14 фундаментальных потребностей следует удовлетворить в первую очередь. Сестра принимает решение за пациента только в том случае, когда он не в состоянии это сделать. В соответствии с теорией В. Хендерсон, высшая цель сестринского дела — удовлетворение жизненных потребностей пациента для достижения его выздоровления, улучшения состояния здоровья и обретения самостоятельности. Для неизлечимо больных — создание условий достойного ухода из жизни. Цель сестринского дела состоит в помощи пациенту вести образ жизни, способствующий восстановлению или сохранению здоровья. По данным модели роль сестры представлена двояко: с одной стороны, сестра — самостоятельный независимый специалист, поскольку она выполняет те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя достаточно независимым, а с другой — это помощник врача, выполняющий его назначения. Вслед за теорией Хендерсон последовали десятки других моделей СД. Модели определяют потребности пациента, роль сестры, понимание и значимость СП в различных условиях здравоохранения конкретной страны.
|