КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соотношение права с отдельными видами социальных регуляторов1) Соотношение права и корпоративных норм
Отличительная особенность корпоративных норм состоит в том, что они принимаются общественными объединениями (партиями, профсоюзами, акционерными обществами, компаниями, кооперативами и т.д.) и регулируют отношения между их членами. Ведя речь о связи корпоративных норм и права, следует прежде всего иметь в виду, что конституционные нормы, а также статьи Федерального закона “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 г. (ст. 4, 6, 17 и др.) корректируют нормы общественных объединений, “очерчивают” их рамки границами прав и свобод человека и гражданина. Корпоративные нормы со своей стороны оказывают определяющее содействие в регулировании отдельных видов общественных отношений. Так, в период выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации партиям и другим общественным объединениям принадлежит право выдвижения своих представителей в избирательные комиссии. Нормы уставов партий и других общественных объединений определяют, каким образом должно осуществляться это право, кто именно (съезд, конференция, центральный комитет) наделяется возможностью выдвигать кандидатов в депутаты, назначать членов избирательных комиссий. Все сказанное свидетельствует о многоаспектной связи права и корпоративных норм, которая выражается в двух основных направлениях – взаимоподдержки и конфликта. 2) Соотношение норм права и религиозных норм
Право и религия – это системные регуляторы общественной жизни в прошлом и настоящем. Они могут находиться в состоянии взаимоподдержки и конфликта. Взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем. Во-первых, и право, и религия воздействуют на один и тот же объект – поведение людей, основанное на их сознании и воле. Во-вторых, Российская Федерация согласно ст. 14 Конституции РФ является светским государством. Правовое положение церкви в современной России, ее взаимоотношения с государством наряду с конституционными положениями регулируются ГК РФ и Федеральным законом “О свободе совести и религиозных объединениях” от 26 сентября 1997 г.[11] В-третьих, в течение тысячелетий религия учит человека познавать религиозно-нравственные предписания – нормы, побуждающие повиноваться таким установкам, как “относись к другому как к самому себе”, “не лжесвидетельствуй”, “не укради” и другим. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к “переводу” их в индивидуальное сознание, создает предпосылку для правомерного поведения, отвечающего требованиям права и законности. В-четвертых, надо иметь в виду, что существуют легальные и нелегальные религиозные организации. Церковь – особый тип самоуправляемой религиозной организации. Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных религиозных направлений, отрицательно влияющих на личность, разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей. Такого рода деятельность также основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуется конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей.
|