КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Применение интересовИгра по географии во втором классе. Задание как запуск коллекции. Детям дается атлас, бумага, бумажный рубль (как образец размера флага); на доске список класса, по которому дети должны вычислить, кто какой флаг делает. Так, если на уроке 10 детей, то каждый должен сделать 4 флага. Первое задание по Европе. Флаги Европы и Америки делают все. На третий урок коллекционер делает флаги всех остальных материков или все флаги очередного материка; старичок – то, что задали; новичок опаздывает, доделает на уроке (подгоняет присутствие учителя), игрок не делает домашнего задания (необходимо переключение информации). Задание для игрока. Игра «Географический покер»: 4 масти: страна, столица, флаг, контур. Если выпадает 4 карты по одной стране – максимальное число очков. Игрок включается моментально, быстро все запоминает через образы: Франция – «сидящий гоблин», Италия – «сапог», Австрия – «селедка». Новичок более или менее включается, пока играет учитель; старичок включается плохо, а коллекционер не играет. Почему деятельность по рисованию флага направлена на коллекционера? Ребенок рассчитывает, какой флаг надо делать, рисует. Автономная деятельность для коллекционера. Деятельность для старичка – оценка качества, скорости выполнения флага и т. д. Для новичка – лаборатория (перед уроком готовит пособие для урока, на уроке выступает как эксперт). В школе чаще ребенка-новичка оставляют после урока (учитель как гувернер). Биология в седьмом классе. Тема: «Моллюски». Урок для новичка: гипотеза – все произошло от гребенщиков. Игра на том, как конкурируют моллюски, членистоногие и хордовые, как шла эволюция, как хордовые победили. Это точка удивления, но из нее есть несколько выходов или онавидится как точка для разных типов в разных ситуациях. Похожим образом гипотеза астрогеобиосоциотехноэволюции. Точка удивления задается разными методами: иллюстрация борьбы хордовых и членистоногих (размах крыльев стрекозы 2 м, а термит до метра длиной, в то время как лягушка максимум полметра); варианты разумных цивилизаций; вариант игры с гравитацией (представим, что на Земле притяжение стало бы сильнее, тогда на сушу вышли бы существа с шестью ногами (комбинация насекомых и хордовых, т. е. с двойным скелетом), а моллюски изобрели бы газовые мешки, летали как воздушные шары; или слабее (тогда на сушу смогут выйти моллюски, а членистоногие получают преимущество в конкуренции с хордовыми). Использование элементов фантастики здесь имеет, во-первых, игровой момент, во-вторых, новизну. Только после набора вариантов возникает коллекционирование их. Итак, можно утверждать, что точка удивления для новичка строится на новой информации от учителя; для коллекционера на новом элементе его сериала; для старичка на новом задании или форме задания, а для игрока – на возможности фантазирования. Неожиданная додача информации, переворачивание того, что раньше говорилось, включает новичка и игрока, но длительное использование такого приема переключает всех: теперь коллекционер переходит на этот стиль, а игроку он приедается. Итак, включение новичка происходит до урока, после урока или на лекции с неожиданными фактами. Форма лекции для новичка – самое оптимальное, дополнительно к учебнику. Дня игрока лекция хороша как работа с телом игрока, т. е. после лекции для игрока нужна рефлексия (как он ведет себя), своеобразный психотренинг. Следовательно, для игрока нужен учитель-тренер, который постоянно поддерживает его навыки в рабочем состоянии, в состоянии стресса, а в нужный момент изобретает стимул для прорыва, импровизации, борьбы. Сам игрок может резко включиться, когда задето его честолюбие, когда кажется, что он проиграл. Для новичка нужен учитель-гувернер, который ведет его одного по стране знания; для старичка в этом походе нужен учитель-путеводитель, который дает четкие и понятные ориентиры и сразу отмечает сделанное. Такой учитель выполняет функцию снятия чрезмерной ответственности за выполнение задания, которая есть у старичка. Для коллекционера нужен учитель-каталог, набор предметов, которые входят в коллекцию, первоначальное количество этих предметов. Функционирование интереса. Мы рассмотрели включение моделей интересов. Продолжение деятельности в рамках конкретного интереса ведет к созданию механизма работы каждого из интересов. Коллекционер хорошо работает с текстами, т. е. учитель может быть опосредован инструкцией. У коллекционера деятельность отчуждается от предмета. Технология: минимальная коллекция (запускающая), предметы в ней должны быть отчасти разными, которые можно пополнять, а отчасти повторяющимися, которые можно поменять; человек, у которого можно менять; гид (человек, у которого больше марок), но он не конкурент, так и каталог – книга, в которой все марка нарисованы, но это не настоящие марки. Коллекция развивается по двум динамикам: «пружина» и «спираль». В первом случае коллекционер собирает варианты коллекций (его коллекции отражают изменение увлечений), во втором – он собирает одну и ту же коллекцию (в которой отражается все окружающее, но в более отчужденной форме). Вторая форма коллекции – действительно коллекция. Исходя из механизма работы интереса «Коллекция», можно рекомендовать работу учителя-хулигана с коллекционером в режиме помощи сбора вариантов уже встреченного хулиганом. Коллекционер может использоваться как средство рефлексии, ибо его коллекция способна запомнить все происходившее. Отметим, что для коллекционера важно, чтобы коллекция была у него и чтобы никто другой на нее не посягал, чтобы только по его желанию другие имели доступ к коллекции. Таким образом, необходимое условие существования этого интереса – обособление от мира. В этом смысле коллекция является отчужденным миром, в котором и происходит обособление. Отчужденная форма деятельности коллекционера может свидетельствовать об интересе, направленном за пределы коллекции. Коллекция одновременно формула самоуверенности коллекционера, «спрятанный под полой козырь». Старичок увлекается оценкой его поступка, но в динамике оценок нужна «интрига занижения». Вначале каждого нового предмета отличник должен почувствовать способность «быть отличником», этим обусловливается некоторый период включения; этим обосновывается и требование длительности курса, необходимого для отличника, – если курс будет коротким, отличник не успеет проявиться сам для себя. Для игрока, наоборот, блоки информации должны быть короткими, ибо, как только ему самому станет очевидно, что он понял суть, интерес к курсу пропадает, но это в случае, что его интерес уже запустился. Кратность курса позволяет игроку понять, оставаясь непонятым. Отличник, получая хорошие оценки, уделяет меньше внимания предмету, поэтому нужны и другие оценки и отметки, которые он начинает стремиться исправить. Это исправление оценки – одна из наиболее успешных динамик работы отличника. Для новичка, несмотря на испытания новым, должна оставаться уверенность в единении с учителем. Ученик-новичок может работать с учителем-хулиганом только в режиме очарования одного другим, ибо новичок растворяется во внимании к учителю и, как загадка, не интересен хулигану. Ученик-новичок может привлекать учителя чем-то выходящим за рамки собственно отношения «учитель – ученик». В этом случае хулиган начинает ломать самого себя и требует уважения к себе за этот подвиг, происходит приближение сценария «Интереса» к сценарию нормы опекуна. Следовательно, ученик-новичок (неофит) стремится занять около учителя-хулигана место «любимчика» (как для ученика комфортное), а его интерес к новому вырождается в интерес: «что сказал учитель». Аналогично, старичок требует внимания к динамике оценки, а сам по себе является чисто «формальной машинкой» для хулигана, который разочаровывается в отличнике, хотя тот всегда готов ответить. Учитель-хулиган может использовать старичка в качестве примера эффективности своего обучения. Ученик-коллекционер, наоборот, требует аккуратности в соблюдении границ его коллекции, он человек-табу. Для хулигана это неприемлемая граница, которую он случайно переступает, что ведет к замыканию коллекционера. Только с учеником-игроком учитель-хулиган может не сдерживаться, а охотиться в полную силу, так как и сам ученик ждет этого. Вспомним варианты переводов от нормы семьи к типу интереса (см. табл. 1): опекун тяготеет к интересу к новому, помощник – к интересу к старому, диктатор – к коллекции, хулиган – к игровому интересу. Усложнение сценария «Интерес» Ранее мы рассмотрели структуры интереса. Это простые интересы, т. е. четыре чистых типа. Реально же превращение интереса в обучении сказывается на том, что возникает сложный интерес. Превращение как интериоризация защиты интереса – главное приобретение ученика в сценарии «Интерес». Если у ребенка проявление интереса «испугано», то благодаря воздействию учителя-хулигана ученик преодолевает страх или стыд ребенка и начинает демонстрировать интерес. Учитель-хулиган своим примером показывает, как можно не пугаться своего интереса, а добиваться. Возникает новая динамика интереса, существенно отличающаяся от случая, когда ребенок боится показать интерес. Ребенок, пугающийся своего интереса, вырабатывает сокрытие его (диктатор) или вырабатывает многослойный интерес (опекаемый). Этот интерес, во-первых, не проявляется открыто, что препятствует его быстрой реализации, так что непосредственное действие и цепь скрытого интереса могут расходиться. Во-вторых, в этих условиях интерес приобретает черты сверхустойчивости, он словно сам по себе существует. В то время как интерес ребенка с открытым отношением после выполнения действия меняется. Ребенок, воспитанный в норме диктата, скрывает свой интерес, он учится делать действие со скрытым интересом, поэтому у него достаточно рано появляется помимо цели действия еще некая сверхцель, которая часто скрыта от него самого. Структура действия у такого ребенка сложная: с одной стороны, ребенок учится выполнять действие автоматически, независимо от интереса; с другой – интерес получает свою, параллельную динамику. Возникает подобие сублимации в самом действии. Однако при выполнении действия ребенок сталкивается с интересом, который не удовлетворен: ребенок не получает удовлетворения от выполнения действия. Такой ребенок, несмотря на успешность выполнения действия, считает свой поступок неудачным, он не понимает, почему его хвалят. Для ребенка болезненным оказывается любое (удачное или неудачное) действие, направленное вне его «Я». Ребенок, воспитанный в норме опеки, приобретает особое отношение к своему собственному интересу. Это проявляется в том, что ребенок ироничен по поводу достигаемого, что позволяет ему защититься от результата действия. Играя с партнером, такой ребенок стремится надеть на себя маску неопытного, который играет с более сильным партнером, играет для того, чтобы поучиться. Ребенок отделяет себя от своего действия, и в этом проявляется многослойный интерес. Интерес оказывается на внешнем уровне «вынужден» действием, на внутреннем – иной. Более того, ученик научается понимать, какой интерес необходимо демонстрировать сейчас, а какой демонстрировать нельзя. Усложнение интереса происходит по мере того, как ребенок учится прятать свой собственный интерес, демонстрируя другой. Личности ребенка и ученика расходятся по внутреннему и демонстрируемому интересу: внутри у человека, как у ребенка, один интерес, а демонстрируется им, как учеником, другой. В аналогичной ситуации и взрослый человек может неожиданно проявить детский, внутренний интерес. Воспитанный в норме диктата человек стремится так сделать действие, чтобы меньше бросаться в глаза, а воспитанный в норме опеки демонстрирует один интерес, имея на самом деле другой. Рассмотрим возможность быть отличником как разные варианты интереса, т. е. рассмотрим «интерес к старому» как демонстративный. Например, интерес ребенка коллекционный, но он стремится демонстрировать «интерес отличника». Такой ученик предельно мобилизует себя, чтобы четко и на «отлично» выполнять задание, так как он знает, что после этого у него будет максимум свободного времени на свою деятельность. Таким образом, он учатся на отлично, чтобы к нему не приставали и дали возможность уйти в себя, но при этом основным условием его учебы является формальное и четкое задание. Если такого нет и если задание превышает его способности, то он как «отличник» не складывается, так как в этом случае учеба занимает слишком много времени и не остается времени на свободу. То есть в случае большой нагрузки, требуемой для достижения состояния максимального спокойствия, ученик выбирает более простую тактику: приучает окружающих к одному типу оценки, и тогда все постепенно привыкают, что он троечник, и не трогают его. Итак, новичок может быть отличником через выполнение задания для учителя или же на основе действительно нового в обучении. Старичок – при четком задании и удовлетворяющей его проверке выполнения задания. Игрок может быть «отличником», если он выбирает игру-соревнование с другими учениками. Коллекционер может стать «отличником», только если учеба не отнимает его сил от коллекции и его коллекции отчасти перекрывают знания школьные. Так что адаптация под «интерес к старому» – адаптация к учебе. Выявленные мотивы интереса к старому показывают возможность глобальной подмены одного типа интереса другим. Коллекционер для включения в процесс должен соразмерить учебу с коллекцией. Игрок при демонстрации отличника не в состоянии удержаться от выплесков внутреннего игрового интереса. Новичок при демонстрации интереса к старому ориентирован на «любимого учителя», т. е. делает это для кого-то. Таким образом, разные ученики могут справляться с заданием на основе разных интересов, но при этом структуры их деятельности будут разными. Внутри у ребенка может быть один интерес, снаружи – другой, причем у ученика-хулигана внутренний и внешний интересы предельно автономны, именно у него встречается оборотничество в чистой форме, когда внутри одно, а демонстрируется другое. Очевидна связь типа интереса и типа связки между разными уровнями интереса. Эта связка определяет характер и тональность внутреннего диалога ученика. Однако это не захватывается стихийным формированием ученика и обычной шкалой. Практика метаморфоз интереса приводит к тому, что ученик начинает играть в интерес, у него возникает игровой интерес как всеобщий посредник, т. е. он начинает везде демонстрировать свойства «игрока», а не свой настоящий интерес. Содержание деятельности становится вторым планом, а первым отношения по поводу охоты и превращений. Ученик в сценарии «Интерес» имеет конкретный внутренний интерес, меняющийся и демонстрируемый, а между ними – игровой интерес как посредник. Для детей, которые не смогли адаптироваться к поведению учителя-хулигана, возможно расщепление интереса. То есть возникает комбинированный интерес, сами дети путаются. Например, внутри у ребенка был игровой интерес, а демонстрировался интерес к старому, но в этом случае игровой постоянно прорывается наружу: возникает «винегрет» интересов. Хулиган, стремящийся просчитывать интересы, невольно поддерживает этот феномен как нечто новое, и у ребенка появляется подкрепление неестественного состояния. Появляется псевдоинтерес типа «игрок». На него посмотришь: с одной стороны – игрок, с другой – старичок. Такая деятельность является разорванной, предельно раскрепощенной, и она на грани снятия типа интереса вообще. Здесь возможна непредсказуемая экзальтация, идущая на основе оценки учителя (оценки внешнего) или самооценки, но через опосредованное отношение к этому явлению. Насыщение разорванного интереса психической энергией у ученика, прошедшего сценарий «Интерес», настолько велико, что интерес (например, коллекционер-старичок – по форме) становится псевдоигровым интересом. Осознание своего интереса в такой ситуации идет тоже как игра. Ученик, как актер, готов играть ту конструкцию, которая родилась, и осознает комбинированный интерес как роль, а не как вынужденное приспособление. Важно отметить, что учитель-хулиган не становится режиссером ученического интереса, а сам ученик только после того, как он на себе опробует разные варианты интереса, должен прийти к режиссуре. Такой ученик даже при знакомстве пробует завести себя синхронно другому человеку. Он с увлечением пропитывается чужим интересом. Учитель-хулиган пытается научить ребенка освободить свой интерес, а затем использует этот интерес для совместного прохождения материала. Учителю-хулигану, да и человеку, воспитанному в норме фантазии, неинтересно использование человека в ключе манипулирования. Хулиган стремится к свободе, к открытости. Если его ученик воспитан в норме опеки или диктата, то учитель-хулиган достаточно быстро разочаруется. Суть отличия интереса хулигана состоит в том, что открытый интерес совпадает с непосредственным действием. Хулиган, как никто другой, знает, что по мере действия интерес может измениться. Он может начать действие, но затем расхотеть его делать. Интерес в момент совершения действия поменялся, и хулиган, начав одно действие, оканчивает уже совсем другое. Таким образом, учитель-хулиган творит по ходу самого действия. Такому учителю неинтересно заниматься с детьми, которые имеют сложный интерес, так как до их интереса надо докапываться. Такой интерес несовместим со школьным действием, что вынуждает хулигана превращаться в оборотня, приспосабливаться к требованиям. Следовательно, действие по интересу очень неустойчиво в рамках отношения «учитель – ученик». На место открытого интереса, например в ситуации свободного общения, приходит охота учителя за интересом ученика и поведение ученика в режиме оборотня. Факт же перемены интереса используется оборотнем в качестве аргумента против того, чтобы учитель открыл его интерес, ибо для учителя-хулигана перемена является нормой. Так и ученик, когда его интерес выявлен, демонстрирует, что у него уже интерес другой. А поведение такого человека в жизни всегда несет в себе заряд использования партнера через манипулирование его интересом. Это приводит к необходимости согласования сценария «Интерес» с условиями существования ребенка, ибо ребенок начинает применять описанное выше всюду. Особое место в стабилизации ситуации учителя-хулигана играет норма ученика. На стабилизацию влияют совместимость нормы улицы, семьи и учителя. Совместимость в исходном треугольнике: интерес ребенка – норма ребенка – тип ученика. Формально стабилизация проявляется в разных типах ученика: «дублер», «сателлит», «калька», «слуга» и т. д. – это в том случае, когда ученик подражает учителю (если придерживаться буддизма и восточных верований, где учитель – это гуру). То есть это варианты поведения ученика, подчиненного учителю. За рамками этих форм ученик считывает с учителя формулы работы с интересом другого. Вполне допустима такая ситуация, когда ученик приходит на урок в «маске» своего знакомого, и учитель пытается его просчитать и им манипулировать; ученик же, играя роль, одновременно следит за средствами манипуляции и в дальнейшем опробует их на своем знакомом. Этот вариант чистого оборотня не так уж редок. Итак, можно простроить вариант индивидуализации обучения в сценарии «Интерес». Учитель-хулиган в сценарии «Интерес» производит превращение интересов одного в другой. Отметим, что для этого учитель должен быть профессионалом, иначе он может замкнуть один интерес на другой, а потом не продолжить преобразование до возникновения устойчивого кольца интересов. В целом, учитель-хулиган производит превращение интереса к новому в игровой, игрового – в интерес к старому, интереса к старому – в коллекцию, коллекции – в интерес к новому... Учитель-хулиган работает с новичком в режиме гувернера, и его задача состоит в том, чтобы превратить личностный интерес ученика в интерес творческий, чтобы ученик искал сам нечто. То есть учитель-хулиган взращивает в интересе к новому игровой элемент. В отношении к игроку учитель должен выступать в форме тренера, он должен однозначно показать ребенку свое превосходство, чтобы тот понял, что у учителя надо учиться, а затем изредка подтверждать свое мастерство. Игрок может в мобилизованном состоянии совершить чудесную импровизацию, но затем – он словно и не делал этого. Поэтому тренер вынужден поддерживать игрока в рабочем состоянии и постоянно менять стимулы для активации. Вместе с тем учитель-тренер должен превращать интерес игрока в интерес к старому, т. е. учить игрока анализировать свои поступки, без чего игрок утрачивает возможность стабильного развития. В отношении к отличнику учитель должен ставить оценки и отметки, ибо страдает сверхответственностью, а оценка освобождает его от заданного вопроса, очищает. Однако на пути превращения режима отметки в режим коллекции лежит проблема сценария (ученик получает задание, его делает и готов ответить; его напряжение идет только до этого момента, после ответа ученик срывается на детское поведение). Ученик должен постепенно производить свои собственные отметки ипереходить к самодвижению. Такая самостоятельность постепенно снижает напряжение ответственности, превращает ответственность в самодеятельность в основном за счет того, что ребенок отвечает перед собой, а перед другими стремится сделать нечто, что от него могут попросить заранее. В отношении коллекционера форма учителя усложняется. Учитель должен включаться эпизодически, но по-разному. Он может быть партнером, в котором коллекционер не видит конкурента, конкурентом, с которым ученик может меняться, дарителем, который дарит коллекционеру вещь в коллекцию, не претендуя на нее в дальнейшем, наконец, каталогом, который может осветить уровень качества и полноты коллекции. Основная тенденция развития коллекции должна идти в направлении от каталога к мастеру. Вварианте коллекции-мастерской ученик переходит от собирания предметов, сделанных другими, к коллекционированию предметов, сделанных собой. Это своеобразный вариант творчества. Отметим, что «Богатство» (в форме доступности чужих предметов, относящихся к коллекции) становится непреодолимой преградой на пути такого превращения. Итак, технология учителя-хулигана состоит в погружении учителя в интерес ученика и преобразование интереса в направлении универсализации. В итоге у ученика-хулигана сразу, а у других учеников позже возникает «кольцо интереса», интерес замыкается у ученика на самого себя, и он становится способным к творчеству. В зависимости от того, какой интерес остается доминирующим, сам характер творчества на первых этапах специфичен.
3. Третичные сценарии Возникновение сценариев «Коллектив» и «Интерес» знаменует интериоризацию оснований, существенно отличных от семейных норм поведения. Интериоризация, начавшись с внешнего проявления нормы, завершается приобретением ребенком иного типа психического основания поведения как ученика. Собственно интериоризация определенного основания и есть формирование ученика. Так что можно сказать, что сценарии суть типы формирования ученика. Изменения, связанные с интериоризацией, становятся необратимыми в направлении переработки мира и самого себя учеником на новом основании. Ученик «поглощает» ребенка с его нормой. Поэтому можно сказать, что в первичных сценариях по нормам семьи ученик возникает из ребенка, ориентированного на определенную норму учителя. Дело в том, что если мы говорим про норму ребенка, то, значит, и взрослый рядом с таким ребенком имеет аналогичную норму. Ребенок, пришедший в школу в качестве ученика, не умеет относиться ко взрослому иначе, нежели как к родителю, и ситуация урока провоцирует его на проявление нормы семьи. В этой ситуации дети на уроке проявляют нормы, адекватные тем, которые имеют учителя, превращая, таким образом, и учителя в родителя. В целом можно сказать, что первичные сценарии свидетельствуют о подмене ученика ребенком. Вторичные сценарии («Коллектив» и »Интерес») ставят на новом пространстве мир ученика как бы рядом с миром ребенка. Третичные сценарии («Карьера» и «Богатство») превращают ребенка в ученика. В этих сценариях ребенок подчиняет свое поведение и эмоции формирующемуся в нем ученику. Отметим, что в третичных сценариях происходит редукция технологии и методики, так как, независимо от поведения учителя, ребенок, включенный на него как ученик, будет подчиняться. Таким образом, ребенок не сопротивляется и способ работы взрослого с ним упрощается, в итоге неизбежно происходит упрощение механизма общения и интериоризации.
3.1. Сценарий «Карьера» Норма опекуна ставит ученика в зависимость от учителя. Это оказывает огромное воздействие на ребенка и формирует его личность; формирует личность в направлении, которое мы могли бы назвать сценарий «Карьера». Здесь учитель-опекун действует в учащемся на ребенка так, что он подчиняется ученику. В этом сценарии ребенок искренне стремится стать отличным учеником, угодить учителю. Обучение как карьера становится целью ребенка. Поэтому можно говорить о подавлении ребенка, да и человека, в сценарии «Карьера». Сценарий «Карьера» имеет несколько источников существования. Наиболее распространенным источником, исходной причиной является преобладание нормы опеки и отклонения «вампир». Формирование сценария возможно непосредственно в переходе от сценария первичного к третичному, т. е. от опеки к карьере, а возможно через вторичные сценарии. Таким образом, сценарий «Карьера» может формироваться тремя путями: от опеки, от коллектива и от интереса. Первый путь – формирование ученика «маменькина сынка» – есть деградация ученика. Второй и третий путь могут соединяться воедино. В этом случае сценарий «Карьера» имеет сложное строение, включая в себя и коллективные, и интересовые компоненты. Вариант перехода от опеки к карьере чаще всего возникает при существенном совпадении нормы поведения матери и стиля обучения учительницы. В этом случае происходит непосредственный переход по эстафете от мамы к учительнице. Ученик, формирующийся по этому варианту, достаточно ограничен, он имеет мало инициативы, его механизм поведения примитивен и сводится к усложнению семейной нормы. Такой ученик чаще всего стремится занять нишу исполнителя, при этом не проявлять инициативы. Выше описывалось, как идет переход от сценария «Коллектив» к «Карьере». Здесь ключевым становятся формирование рядом с коллективом особого ментального пространства отклонений, которые постепенно начинают проникать в коллектив и заражают его своими правилами. Первоначально отклонения существуют помимо коллектива, но питаются коллективом. На этой стадии отклонения становятся по поводу коллектива сплетнями. Другой вариант, «Карьера», проистекает из сценария «Интерес». Для анализа этой траектории развития ученика следует рассмотреть модели интересовых пространств, а потом анализировать варианты. Вариант перехода от интереса к карьере пролегает через формирование многослойного интереса. Свои глубинные интересы такой ребенок не осознает. Психическая характеристика этого сценария отличается существенной зависимостью развития ребенка от личностей, на которые он ориентирован. Причем в отношениях с такими личностями опекаемый ведет себя как вампир, который умеет вызвать увлеченность собой. Соответственно, то, чем карьерист чувствует свою способность подкупить «главного», то он и развивает, оттачивает. Стержень личности тут определен внешними к ней факторами, той обстановкой, которая царит в среде, выбранной учеником в норме опеки. Обстановка эта корпоративного типа. Поэтому для психологического анализа сценария необходим анализ корпоративных отношений. И вновь тут мы встречаемся со статичной ситуацией, когда за кадром жесткие, «неписаные» правила. Отметим характерные черты группы-корпорации. Слух играет здесь существенную роль. Так как сама по себе такая группа замкнута, то и от других групп она ждет аналогичной тактики. Поэтому случайные факты необходимо проанализировать, чтобы разобраться с тем, что же за стеной другого происходит. Представим теперь, что человек, привыкший к такому общению, попадает в открытое сообщество. Он привык к конфиденциальности, он может домысливать при одном партнере про другого, а не думает, что его домыслы будут переданы партнерами друг другу. Эти домыслы человек делает вопреки возможности прямо спросить, что имелось в виду. Домыслы как способ общения корпоративного человека делают его неприятным в открытом коллективе. Между тем именно домыслы, шепот за спиной «главного» (или одного лица, стоящего на пути карцеры) – необходимый атрибут корпоративных или закрытых сообществ, ибо только через эти домыслы может передаваться железное, неписаное правило внутригрупповой жизни: «не упусти момент». Часто сам «главный» не представляет, что о нем шепчут; но лидеры в шепоте (опекуны) очень чутко отражают его потаенные потребности, отгадывают его непроговоренные желания. Таким образом, шлейф слухов, которые «не при главном», – необходимая сфера существования корпоративной группы. Особое место занимает реакция на действие главного или действие группы. Это действие должно внутри группы быть так переинтерпретировано, чтобы группа и главный стали им довольны. Таким образом, в сценарии «Карьера» происходит перевоплощение коллектива в превращенный коллектив, основанный на отклонениях. Стабильность такая система получает в случае, если коллектив возглавляет победитель третьей стадии развития коллектива, т. е. лидер, зацикленный на определенной стадии и типе лидерства.
|