КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политическая идеология: сущность, характеристики, основные современные разновидности. Политико-идеологический спектр современной России.Французский философ эпохи позднего Просвещения Антуан Дестют де Трасси ввёл тер-мин “идеология” (“наука об идеях”).
Основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней “форму сознания, вызванную противоречиями общественного бытия”, в первую очередь производственных отношений. Также К. Ленк.
М. Вебер, К. Манхейм, Э. Дюркгейм: идеология – область субъективных ценностей, актуализированных группой, индивидом и выступающих в качестве мотивов их деятельности. Также - Э. Шилз, У. Матц и др. Т. Парсонс, Д. Истон: идеология система ценностей конкретного общества, выступающая в качестве универсально заданных ориентаций социальной деятельности.
По-разному оценивается роль политической идеологии в обществе: (1) как замкнутой на себя “служанки власти”, не имеющей связи с реальностью; (2) как открытой к изменениям идей-ной системы, пронизывающей всё политическое пространство.
Более дифференцированное представление об идеологии предложил Г. Лассуэл, который рассматривал её как разновидность коммуникации, направленной на поддержание политического сообщества.
Идеология– это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или её использование), которая добивается в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.
Как средство идейного обеспечения групповых интересов политическая идеология консо-лидирует граждан, выстраивает определенную последовательность действий в политическом про-странстве. Через идеологию канализируются массовые эмоции, чувства протеста или солидарности. Сопровождая процесс агрегирования и артикуляции, идеология концептуализирует представления людей о политической ситуации, встраивает эти оценки в их общую картину мира, стремится сде-лать понятными политические изменения.
Итак, функции: 1. выражения и защиты интересов социальной группы; 2. мобилизационная (мобилизует социальные группы на реализацию более со-вершенного общества); 3. ориентационная (задаёт систему смыслов и ориентаций человеческой дея-тельности); 4. амортизационная (ослабляет социальную напряжённость, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реаль-ными возможностями их удовлетворения).
Политическая идеология выполняет эти функции благодаря двум свойствам, отличающим её от других форм политического сознания: претензии на глобальность и нормативность.
Политические идеологии различаются по двум основаниям: (1) по социально-политической парадигме, т. е. по предлагаемой модели желаемого об-щества; разделяет идеологии на
- “правые” (связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах частной соб-ственности и свободной конкуренции), “центристские” и “левые” (видят смысл социального прог-ресса в постоянном преобразовании общества с целью достижения равенства и социальной спра-ведливости, создания условий для всестороннего развития личности).
(2) по отношению к прогрессу и технологии его осуществления
- “радикалы” (выступают за глубокие революционные преобразования), “центристы” (силы с умеренными политическими ориентациями, за постепенные реформы), “консерваторы” (стре-мятся к сохранению политического порядка).
а) идеология либерализма: Дж. Локк, Э. Кант, Б. Констан, Дж. Бентам, Дж. С. Милль, А. Смит и др.
Стала развиваться в конце XVII-XVIII вв., когда экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть.
Главным тезисом является положение о неотчуждаемости естественных прав и свобод лич-ности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Условия самореализации индивида – наличие зрелого гражданского общества: правовое равенство граждан, политический плюрализм, государство с ограниченными возможностями вме-шательства в сферы общественной жизни.
“Новый либерализм” (“социальный либерализм”): Т. Грин, Л. Хокхаус, Дж. Гобсон, Кейнс, Дьюи, Хабермас и др. С конца XIX в. (в основе – “утилитаризм” Бентама) – идеология активного государствен-ного вмешательства.
Кризис западного общества первой трети XX в. вскрыл неспособность либерализма сдер-живать процесс нарастания социального неравенства. Что привело к модернизации либеральной политической доктрины.
Неолиберализм (Ф. фон Хайек, Дж. Роулс, Ф. Фукуяма и др.)расширил социальные функ-ции государства и границы его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Положение о жёстком распределе-нии политических ролей управляющих и управляемых сменилось тезисом о консенсусе всех по-литических сил как сущности политики.
Либертаризм (Л. фон Мизес и др.) - любое экономическое планирование ведёт к политиической диктатуре, а главную дилемму общественного развития следует видеть в отношениях между планированием и конкуренцией (символом свободы). Кроме того, плюрализм способен сформировать механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это может поставить под угрозу основные принципы либерализма. По- этому выходом из ситуации является развитие индивидуализма, частной собственности и свобод-ного рынка.
б) идеология консерватизма: Т. Гоббс, Э. Берк, Ж. де Местр, Л. де Бональд, Ф. Гегель, А. де Токвиль, Х.-Д. Кортес, М. Оукшотт, Дизраэли, Макмиллан и др.
Консерватизм возник в к. XVIII в. не как идеология новых классов, а, наоборот, как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов, в частности аристократии.
Основные ценности консервативной политической доктрины – порядок (в основе - постепенный реформизм, который базируется на поиске компромисса), стабильность, традиционализм. Согласно социально-политической парадигмы, общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как в либерализме.
Политические идеалы консерватизма – сильное государство, чёткая политическая стратификация, в соответствии с которой власть принадлежит элите, а свободы трактуются как подчинение власти и лояльность ей.
Неоконсерватизм (Кристол, Бакли, Керк, Подгорец и др.) – “рейганизм”, “тетчеризм” – оказался способным предложить решение проблем, вызванных экономическим спадом 70-х гг. XX в., когда потребовалась перестройка экономики, отвечавшая запросам нового этапа технологической революции, и формирование новой системы стимулов взамен ориентированной на рост уровня жизни.
Приоритет прав и свобод личности, ограничение экономических и социальных функций государства (выразилось в приватизации государственной собственности и сокращении государственных программ). Что сделало неоконсерватизм идеологией “среднего класса”.
в) идеология коммунизма: Т. Мор, Т. Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Оуэн; Маркс, Эн-гельс, Ленин, Мао Цзэдун и др. В середине XIX в. в Западной Европе появился “марксизм”. Он стал идеологией пролетариата и представлял собой радикальную доктрину, которая акцентировала внимание на революционных методах построения бесклассового общества. Основы марксизма выводились из возможности познания окружающей действительности и формулирования законов общественного развития (их знание позволяет определить путь преобразования общества). Схема исторического прогресса сводилась к обусловленности общественных изменений уровнем материального производства (весь исторический прогресс был представлен как последовательная смена общественно-экономических формаций).
При этом если антагонистические формации зарождаются в предшествующей и на базе частной собственности, то коммунизм (и его первая фаза – социализм) создаётся на иной экономической основе – общественной собственности на средства производства. В качестве основных задач революционного перехода от капитализма к социализму выдвигалась экспроприация (изъятие) частной собственности у буржуазии и установление диктатуры пролетариата.
г) идеология социал-демократизма: Э. Бернштейн, “Предпосылки социализма и задачи социал-демократии” (обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию; отверг идею К. Маркса об абсолютном и относительном обнищании пролетариата: в конце XIX в. научно-техническая революция повысила уровень притязаний рабочих, вызвала стремление к большей сво-боде и самореализации – это создавало необходимые условия для развития производства и поощ-рялось предпринимателями; так происходила интеграция пролетариата в буржуазное общество; следовательно, оно может быть преобразовано только эволюционным способом, на основе демократии и самоопределения; социализм следует понимать как процесс, происходящий внутри капитализма и связанный с ограничением эксплуатации наёмного работника, расширением общественного контроля за государством).
Является политической доктриной “центристских” сил (выражает интересы рабочих, ин-теллегенции, предпринимателей).
д) идеология фашизма (национал-социализма): опирается на идею расового превосходст-ва (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), ценности национального возрождения и единства. Лозунги социального равенства и справедливости.
Б. Муссолини: его теория, основанная на элитарных идеях Платона, Гегеля и на концепции “органистского государства” (оправдывающей агрессивные действия властей во имя блага пре-данного ему населения), проповедовала “безграничную волю” государства и элитарность его по-литических правителей, прославляла войну и экспансию. А. Гитлер: немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррациона-лизма (“германский миф”), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровен-ным расизмом.
Неонацизм (принципы расовой чистоты и идеал сверхчеловека); национал-либерализм (терпимое отношение к индивидуализму и другим буржуазным ценностям); неофашизм (главное значение придаётся идеям “почвы”, народа, патриотизма). Политико-идеологический спектр современной России:
(1) “Левые”– РКРП, КПРФ,СДПР,Яблоко, Патриоты России, Справедливая Россия. “Правые”партии – НБП, Другая Россия, ЛДПР, Единая Россия, Правое дело.
(2) “Радикалы” – РКРП, НБП, Другая Россия. “Консерваторы” –ЛДПР, Единая Россия. “Центристы”– остальные. См. ранее. Такие политические идеологии, как, например, либерализм, консерватизм и социализм, являются идеальными типами (их не существует в реальности, однако к ним стремятся).
Современная политическая идеология (любая, например – с приставкой “нео”, из двух слов через дефис или названная по имени главного идеолога) представляет собой “мозаику” ценностей и направлений не одного идеального типа. Т. е. я уже написал об основных современных идеологиях (ссылаюсь на авторов учебников!).
Личное мнение: нельзя выделить “современные идеологии”. Во-первых, что понимается под словом “современность” - последние 15-20 лет? современными считаются и “коммунизм”, и “фашизм” в разных проявлениях. Во-вторых, “современные” идеологии ничего не изобрели, только заимствовали у трёх главных идеологий – либерализма, консерватизма и социализма.
Сегодня нео- либерализм, -консерватизм, -нацизм (кстати, национал-социализм); социал-демократическая; марксизм, маоизм и др.; из последних – либертаризм, христианско-демократи-ческая, экологизм и проч. идеология - это пирог из разных слоёв, с разными начинками.
Думаю, “современно” то, что актуально. Учёные полагали бы: либеральная, консервативная и социалистическая идеологии – актуальны, поэтому современны. Но они пока не востребованы в чистом виде (в силу ряда причин: социально-экономических, культурных, исторических) – из них “дёргают” различные принципы и формируют новые идеологии.
Поэтому есть “актуальные” идеологии (так я назвал “современные” – все, кроме трёх-четырёх классических) и “доноры” (собственно, классические). Если очень хочется, то можно назвать самые-самые последние (которые “на слуху” – либертаризм, христианско-демократическая, экологизм…).
|