КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теории гражданского общества. Проблемы становления и функционирования гражданского общества в современной РоссииГражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Описываемое понятием «гражданское общество» состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере. Чарльз Тейлор предлагает рассматривать развитие концепции гражданского общества с точки зрения двух направлений. Первое направление, по мнению Тэйлора, связано с именем Джона Локка и предполагает, что общество до появления политики и государства живёт по естественным законам. В этом обществе уже есть и право, и мораль. Государство возникает лишь для того, чтобы гарантировать порядок, то есть выполнять минимальные функции, а гражданское общество в этой связи приравнивается к политическому обществу. Дж. Локком используется даже специальный термин 'политическое общество', который шире понятия 'государство', поскольку английский политический мыслитель' включает в него все виды добровольных союзов и соглашений людей при выборе своих способов и форм правления К L-традиции Тэйлор отнес кроме Локка многих других авторов англо-американской либеральной мысли. Сюда попали такие теоретики, как Адам Фергюсон - автор первого специального исследования "Опыт истории гражданского общества" (1767), Адам Смит - автор фундаментальной "Теории нравственных чувств" (1759), заложившей основы более позднего и лучше нам известного исследования "О богатстве народов", радикальный мыслитель американской революции Томас Пейн с его теорией минимального государства и другие Для L-традиции важна концепция естественного состояния, в которой уже заложены все основные черты той совокупности разнообразнейших форм жизни, которую более поздние англо-американские теоретики будут называть "гражданским обществом". То есть, по сути, гражданское или политическое общество является своеобразной предпосылкой образования государства, а, следовательно, они не находятся в вечном конфликте. С другой стороны, существует так называемая M-традиция, берущая своё начало в трудах Шарля Монтескьё. Основное отличие М-традиции от L-традиции заключается в том, что в М-традиции присутствует сильное централизованное государство. Общество в этом случае подвержено угрозе развития государственного деспотизма, вмешательства государства в их частную жизнь, поэтому проект гражданского общества сводится к построению переходных органов, структур, опосредующих отношения между индивидом и государством.
|