Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПИОНЕРДВИЖЕНИЕ В ДЕРЕВНЕ




 

Пионердвижение, зародившееся на фабриках и заводах, перекинулось и в деревню и быстро растет. Главная помеха в том, что нет достаточного количества подготовленных руководителей движения.

Пионердвижение будет и дальше расти. Оно неотразимо тянет к себе ребят. Ребята 11–14 лет – народ общительный, любят все делать гуртом – ив бабки играть, и в лес за грибами ходить. В пионеротряде ребята поэтому чувствуют себя как нельзя лучше – и маршируют, и поют, и купаются, и работают дружным ребячьим коллективом. Красные платочки, барабан, маршировка тоже влекут неотразимо ребят – они говорят о новой, радостной, светлой жизни.

Неорганизованные ребята часто не знают, куда время девать, – хулиганят, безобразничают. Поступят в пионеротряд – сразу заполняется время разными интересными делами: пионеры вечно заняты, как мураши, вечно что-то устраивают, организуют. Куда занятнее становится им жить.

Пионер – не лодырь, в школе он усердно учится, дома матери помогает, ни от какой работы не отлынивает. Но что самое поразительное – это пионерская дисциплина. Мать, отец показывают: раньше – в одно ухо впустят, в другое – выпустят, а что вожатый скажет – беспрекословно выполняют. Что сами постановят – выполняют. Пионер не пьет, не курит, не ругается, бережет чужой труд, помогает малышам. Строго, строго выполняют все свои законы. Постановил, например, отряд – деревьев не ломать. Праздник День леса устраивали, деревья сажали, оберегать их постановили, подробно обсудили, почему так делать надо. Весной пошли на экскурсию в парк. Душистая сирень кругом цветет. Не удержались ребята – несколько ребят наломали себе сирени. Увидел вожак. Стой, ребята! Постанавливали ведь деревья оберегать, а вы ветки ломаете. Ладно ли? Обсудили ребята и порешили ни одной веточки больше не рвать, те, которые сорвали, пусть снесут все ветки вожатому, сирень с собой не брать, а в ближайшей деревне в школу или в избу-читальню отдать. Так и сделали.

Или постановили ребята, перед тем как ехать в лагерь, драк с деревенскими ребятами не заводить. Смычка нужна, а не драка. Вначале смотрят деревенские ребята на раскинувший палатки лагерь, начали задирать, дразнить красношеек, ругать их, грязью в палатки кидать. Ни один пионер на вызов не отвечает. Пропал интерес к задираныо у деревенских ребят. Потом подружились, стали в пионерский лагерь ходить, с пионерами во всем заодно быть, потом зимой и свой отряд завели.

Разложили ребята костер. Вечер, сыро, комарье кругом. Подходит к костру прохожий крестьянин и папироску крутит, закуривает. Подходит к нему пионер. «Товарищ, – говорит, – пионеры не только сами не курят, но и других просят в своем присутствии не курить. Если хотите курить, отойдите в сторонку». Подивился крестьянин и папироску притушил.

Как какое общественное дело – пожар тушить, общественный огород убрать, – пионеры в первых рядах.

Многое не нравится крестьянам в пионерах – безбожники они, свои законы для них выше приказа отцовского и материнского.

Нередко бьют крестьяне ребят, чтобы в пионеры не ходили, особенно кто из крестьян потемнее или побогаче, но еще больше загораются их сыновья и дочери желанием примкнуть к отряду, готовы лучше и ругань перенести.

Теперь уж большинство крестьян вступлению своих ребят в отряды не мешает. Видят, что ребята толковее, дельнее, развитее становятся, «видно, время такое уж настало!» – говорят они.

Но есть и такие родители, которые поддерживают ребят, которые сами через своих ребят-пионеров многое узнали и поняли, и радостно им, когда они видят, как их сынишка или дочечка в рядах пионеров счастливым себя чувствует.

Товарищи, крестьяне и крестьянки, не мешайте вашим детям становиться пионерами. Это растут новые люди, которые во всем .будут действовать дружно, коллективом и сумеют построить новую, светлую жизнь. Пионеры уже теперь об этом думают, своими неокрепшими еще силенками стараются сделать все что могут, чтобы жилось кругом их лучше.

К борьбе за светлую жизнь они всегда готовы!

1925 г.

 

К ОЧЕРЕДНЫМ ЗАДАЧАМ ПИОНЕРДВИЖЕНИЯ (ДОКЛАД НА II ВСЕСОЮЗНОМ СЪЕЗДЕ ПИОНЕРРАБОТНИКОВ)

 

Начну со старой школы, с буржуазной школы. Массовая буржуазная школа стала зарождаться тогда, когда стал широко развиваться капитализм. При старом, натуральном хозяйстве можно было, чтобы рабочие и крестьяне были неграмотны, потому что производство было так элементарно, так просто, было замкнуто в определенные рамки, что тут не требовалось ни грамотности, ни какого бы то ни было развития. Но, когда в начале XIX века широко стал развиваться в Европе капитализм, тогда перед буржуазией стал вопрос, как этих многочисленных рабочих, которые скоплялись на фабриках и заводах, несколько подготовить к тому, чтобы можно было их наиболее производительно использовать. И вот тогда мы видим, что буржуазия начинает придумывать всевозможные способы массового обучения. Характерно, что в это время создаются большие школы для обучения многих сотен ребят, для обучения элементам грамотности. Развиваются широко так называемые ланкастерские школы. Учителей достаточно не было, и создавался план взаимного обучения в этих ланкастерских школах. И в дальнейшем мы видим, что на народное образование буржуазия обращает большое внимание. В настоящее время в большинстве капиталистических стран начальная школа охватывает почти всех ребят, и там дается не простая грамота, но уже определенный круг знаний, хотя, правда, и элементарных. Таким образом, развитие производительных сил, развитие народного хозяйства и промышленности ставит даже перед буржуазией вопрос о необходимости создания массовой школы, о необходимости обучения всех поголовно ребят грамотности, сообщения им элементарных сведений, сообщения тех знаний, которые дают им определенное развитие. И тут же у буржуазии получается противоречие. С одной стороны, она не может обойтись без того, чтобы обучать грамоте ребят, а с другой стороны, это обучение грамоте и знания, которые ребята получают, расширяют их кругозор, будят их мысль, а капиталистам чрезвычайно неудобно иметь развитых рабочих, которые понимают, что кругом делается, понимают смысл происходящего, понимают суть капиталистического строя. И мы видим, как в буржуазной школе наряду с сообщением полезных и нужных знаний засоряют мозг ребенка. Религиозное представление о том, что буржуазное общество есть общество, самим богом устроенное и искони существующее, передержки всяких исторических фактов, развитие шовинизма, а затем свирепая дисциплина, дисциплина не внутренняя, а чисто внешняя, водворяемая пои помощи палки, – всем этим старается буржуазия уравновесить тот плюс, который дает массам знание.

Конечно, о самоуправлении в буржуазной школе, в массовой народной школе и речи быть не может. Совершенно откровенно буржуазия говорит, что надо уметь править «разделяя», и там даже открыто в педагогических книжках даются советы учителю, как он должен наиболее способных учеников вылавливать, вести с ними беседы и отделять от массы других ребят. Это – править разделяя – есть то, что является неотъемлемой, характерной чертой старой, буржуазной школы.

Теперь, как обстоит дело у нас. Конечно, у нас вопрос о проведении всеобщего обучения, об углублении тех знаний, которые должна дать школа всем ребятам, стоит еще много острее. Особенно остро встала эта задача за последний год. За последний год, когда экономически страна сделала крупные успехи, мы видим со стороны крестьянства напор на школу, а у нас в деревне со школой, надо сказать прямо, дело обстоит еще очень плачевно: 45% детей, посещающих школу на круг, нужно считать для настоящего момента чрезвычайно ничтожным процентом. Когда у нас было натуральное хозяйство, тогда можно было жить при 45% охвата ребят, обучающихся в школах, а теперь, когда мы стоим перед вопросом, что надо поднять промышленность страны на гораздо болей высокий уровень, чем довоенный, когда надо идти в ногу с капитализмом, идти впереди капиталистических стран и даже перегнать их в смысле организации промышленности, организации производства, потому что если Советская Россия не перегонит в этом отношении буржуазные страны, то рано или поздно она будет побеждена, – тут нужна упорная борьба за развитие промышленности, и эту борьбу нельзя вести, если школа не будет на достаточно высоком уровне. И массы это очень хороню сами понимают. У нас в Наркомпросе мы постоянно видим крестьян, которые приходят разговаривать насчет школ, которые рассказывают, как они делают то-то и то-то, просят помощи и т. д. И эти посещения всё увеличиваются и увеличиваются, и видно, как инициатива прет с низов. Это показатель того, что наступил момент, когда всеобщее обучение нужно провести во что бы то ни стало.

Конечно, и Советская власть и Коммунистическая партия стараются вместе с знаниями, которые дает школа, дать также и развитие, дать понимание того, куда идет общественное развитие, понимание того, что кругом делается, дать известное марксистское мировоззрение. Конечно, это немножко громкое слово – марксистское мировоззрение. Иногда такие большие слова повторяются ребятами. Ко мне недавно пришла девочка немножко выше стола и на мой вопрос, что они делают в будни – не в праздники, а в будни – в детском доме, очень важно мне ответила: «Изучаем ленинизм». Если ребята так станут говорить и о мировоззрении, то это будет вредно, неестественно, потому что у них нет еще ясного представления о том, что такое мировоззрение. Но мы можем, дать им известное марксистское понимание окружающего, не говоря таких больших слов. Когда речь заходила о школе, Владимир Ильич говорил, что одна из самых важных задач, которые стоят перед Наркомпросом, – это создать программу, в которой, может быть, и не упоминалось слово «марксизм», но которая по существу дела показывала связь явлений в их настоящем виде, которая показывала бы, как связаны различные отношения в природе – хозяйственные, общественные, – которая показывала бы эту увязку; дать такое ясное представление о связи явлений, о развитии этих явлений – это значит дать основу марксизма. Наркомпрос бился над этой задачей. Задача эта чрезвычайно трудная, потому что надо это сделать на самых простых, элементарных фактах в форме, доступной ребятам. Если мы будем говорить детям о марксизме и т. д., то из этого ничего хорошего не выйдет. Но мы должны ребятам на простых примерах дать понимание, например, зависимости между природой и хозяйственной жизнью, между хозяйственной жизнью и общественной жизнью, между разными сторонами общественной жизни, дать понимание этой связи. Все это кажется элементарным, по в этом и заключается вся задача – на простых примерах, понятных ребятам, показать им настоящую сущность явлений. Мы главным образом работали над созданием программ для школ I ступени и потому в первую очередь поставили эту задачу, потому что первая ступень – пока единственная форма массовой школы и тут важно с самого начала дать правильный подход ребятам к изучению явлений. В результате нашей работы получилась программа, в которой не случайный подбор фактов, а факты располагаются в определенной связи и само расположение их, само изложение дает детям некоторую ориентировку в окружающем. С программами у нас получилась такая вещь, что когда программы стали проводиться в жизнь, то на них прежде всего стали учиться сами учителя. Когда был учительский съезд, у нас перед съездом с учителями была беседа. Один из учителей – инструктор – стал говорить: «Ну к чему ваши программы? Они только запутывают». И что же, как па это реагировали присутствующие учителя (их было 60%)? Они негодующе запротестовали, говоря: «Это вы говорите про свою губернию, а у нас программы никого не запутывают».

Это показывало, что учителя эту программу рассматривали как свою. Сами они на нее, может быть, ворчат, хотят изменить ту или иную частность, но не позволяют другим говорить, что она никуда не годится. Это показывает, что учителя сознательно начинают к ней относиться. Тут чрезвычайно большие трудности. Учителя рассказывали о всех тех трудностях, которые существуют при прохождении этой программы, но в то же время ясно было, что самую суть они начинают схватывать и что как раз тут найдена какая-то верная точка, что не только будут учиться ученики, но будет учиться на этой программе, будет углублять свое понимание окружающего и учитель. Одна из сторон этой программы заключается в том, что знание, согласно ей, дается не оторванное от жизни, а тесно с жизнью связанное. Поэтому задача нашей советской школы – не только дать определенную сумму знаний, но и показать, как эти знания с живой жизнью связаны, как они могут эту жизнь изменить. Конечно, если мы теперь перейдем к вопросу об отношении пионердвижения к школе, то мы должны сказать, что пионердвижение заинтересовано в том, чтобы школа была поставлена как можно лучше и чтобы пионердвижение использовало эту школу в максимальной степени. Тут говорили, что вожатый должен знакомиться с программой, – это правильно. Мне кажется, что должна быть самая тесная смычка между школой и пионердвижением, между учителем и вожатым, между программой школы и программой пионерработы, потому что без этой смычки пионеры не могут заниматься так основательно, как этого требует от них жизнь, требует текущий момент.

Думать, что беседы у костра могут заменить школу, – это ошибочно, потому что беседы у костра могут дать главным образом настроение, могут дать возможность уловить ту или иную мысль, но понимания общей связи – а связь это самое главное – эти беседы у костра дать не могут. Они помогут сплотить ребят в одном переживании, в одном чувстве так, как не может этого сделать школа. Это даст именно пионердвижение. С другой стороны, новая школа совершенно не может обойтись без пионердвижения. Если мы будем строить не просто старую, просто прикрашенную школу, а по существу новую школу, то она нуждается в таких учащихся, которые были бы самостоятельны, которые были бы организованы в какой-то коллектив, сплачивающий ребят, воспитывающий в них внутреннюю дисциплину. Буржуазная школа никогда не уживалась и не уживется с пионерским движением. Она неминуемо будет с ним во враждебных отношениях.

Советская же школа с ее стремлением дать ребятам марксистское понимание окружающего, дать умение претворять знание в жизнь как раз нуждается и не может существовать без пионерского движения. Раньше, когда мы думали о советской школе и создавали ее, мы так ясно этого не сознавали, у нас не было еще пионердвижения, но сейчас уже жизнь ясно поставила перед нами этот вопрос. Вообще за эти 8 лет мы чрезвычайно многому научились, и тут уже сейчас ясно ставится вопрос, что в настоящее время школы такой, которая нужна Союзу Советских Социалистических Республик, нельзя создать без самостоятельного, не. зависимого от учителя пионерского движения.

В моих беседах с учителями мне пришлось столкнуться с тем, что учителя очень ревниво отнеслись к этому: им казалось, что дети от них отходят. «Ведь мы же детьми живем», – говорили они. Я старалась им показать, что вся суть дела в том, чтобы это была самостоятельная организация, что без этого дети будут подчиняться только воле учителя, а им надо научиться подчиняться воле коллектива. Школа должна идти несколько впереди жизни, должна учить коллективным формам жизни, коллективным формам работы, а это может сделать только сам коллектив. Это начинает понимать большинство учителей, но все-таки многим еще кажется обидным, что ребята как бы уходят от них, и только после долгих бесед и главным образом после практики жизни они видят, что это наилучший путь в создании внутри школы коллективных форм работы, коллективных форм переживаний, коллективных форм жизни.

Коммунисты часто говорят: у коммунистов три задачи – учиться, пропагандировать и организовывать. И это относится также и к пионердвижению. Это правильно, но мне очень, признаться сказать, не нравится, когда ребята пишут: «Владимир Ильич сказал: учитесь, учитесь и учитесь». Это внушено им в большинстве случаев учителями.

Владимир Ильич слова «нам надо учиться, учиться и учиться» говорил в первую очередь по отношению к коммунистам; при оценке людей он нередко говорил: «Из этого человека толк будет, он способен учиться», – все это относилось ко взрослым. А когда ребята пишут: «Владимир Ильич говорил: «Надо учиться, учиться и учиться», – то тут есть привкус старой учебы: «Я-де выучу хорошо уроки, и хорошо отвечу, и тем самым выполню заветы Владимира Ильича». Дело упрощают до чрезвычайности; если хотят ссылаться в данном случае на Владимира Ильича, так надо глубже подойти к вопросу. Одна из задач пионердвижения – углублять те знания, которые дает школа, научить ребят сознательно относиться к тому, что говорит учитель, и потому вожатым надо знать программу, по которой учат в школе. Надо, чтобы определенные вещи, которые говорит учитель, – чтобы они в пионерском движении были подчеркнуты для того, чтобы ребята некоторые вещи лучше себе уяснили. В отрядах надо подчеркивать и освещать такие, например, вопросы, как вопрос о классовой борьбе, о международном рабочем движении, о национальном вопросе, о братстве трудящихся всех стран. Все эти вопросы надо гораздо больше подчеркнуть, и это как раз можно сделать при помощи пионердвижения, потому что целиком мы не можем рассчитывать на то, чтобы все учителя достаточно глубоко освещали все вопросы. Из ответов мы видим, что все учителя добросовестно хотят проводить программу, но не все понимают, в чем ее суть, многие еще не схватывают ее марксистской изюминки. Так вот надо, чтобы эту изюминку ухватил вожатый. Через ячейку комсомола, через связь с партией вожатый может всегда добиться марксистского объяснения этих вопросов, он может получить нужную книжку и т. д., так что на эту сторону дела, на подчеркивание особо важных с коммунистической точки зрения моментов, должно быть направлено внимание вожаков пионердвижения.

Затем я хотела обратить внимание на одну сторону дела. Марксисты говорят: во-первых, надо учиться, во-вторых, – пропагандировать. И вот с самых малых лет ребят важно учить такому подходу: что узнал, передавай, растолковывай другим ребятам.

Сейчас часто комсомольские и пионерские ячейки стараются замкнуться, отгородиться от широкой массы ребят и молодежи, поставить себя над этой массой. Тут забывается основная задача, которая стоит перед Коммунистической партией, которая стоит перед комсомолом и которая стоит перед пионерским движением, это – общество переработать так, чтобы не было классов. Владимир Ильич раз пришел с докладом на собрание профсоюзов и увидел плакат, на котором было написано, что царству рабочих не будет конца. Он в речи отметил, что это совершенно неверно. Нельзя так говорить: царству рабочих не будет конца. Разве мы хотим увековечить классовое общество? Социализм означает общество, где никаких классов не будет, где все будут трудиться; социализм означает такую организацию общества, где теперешнего разделения на классы не будет. Чем моложе возраст, тем больше и шире нужно стараться захватывать в рамки организации другие слои. Впечатления детства – самые сильные. Если ребенок родился, скажем, от купца, от какого-нибудь буржуя, он не виноват в своем рождении – важно, чтобы у него миросозерцание было такое, которое совпадало бы с миросозерцанием рабочих, чтобы у него выработалась рабочая идеология. Взрослому очень трудно перемениться; человеку в 40 лет, который все время занимался выколачиванием прибавочной стоимости, трудно превратиться в человека, который будет интересоваться тем, чтобы рабочие победили, чтобы рабочие организовались и вернее шли к цели. А в 20 лет это, конечно, более вероятно. А в 12 лет человек еще никого не эксплуатировал. В среде товарищеской у него легко может выработаться ясное пролетарское миросозерцание, и он может стать горячим борцом за дело рабочего класса. Вот этого часто мы не понимаем. У меня есть письмишко – я хотела захватить его, но забыла – одного мальчика 13-летнего, который жалуется, что его не принимают в пионеротряд, а не принимают потому, что он сын кустаря. Я думаю, что тут уже перехвачено через край, как больше нельзя перехватить. Владимир Ильич в своем «Развитии капитализма» (это одно из основных его сочинений, которое и сейчас совершенно не устарело и сейчас проливает яркий свет на очень многое) говорит, что рабочий класс состоит из различных слоев: из заводских рабочих – это передовой отряд, который самими условиями своей работы на фабрике делается сознательным, способным к организации, – затем из более отсталых слоев – кустарей и сельских рабочих. Таким образом, в понятие «рабочий класс» у него входят не только заводские рабочие, но и ремесленники-кустари, работающие на хозяина, и сельскохозяйственные рабочие. А мы даже в пионеры не принимаем ребенка потому, что его отец кустарь. Идя таким путем, мы укрепляем не только старое классовое общество, мы создаем отсталое сословное общество, создаем какие-то сословные перегородки. Тут существует большая опасность. Наоборот, чрезвычайно важно, чтобы пионеры старались другим ребятам передать то, что они поняли, что они знают. Поэтому я думаю, что то, что они поняли в школе, что они потом углубленно прорабатывают в пионерском отряде, они должны стараться другим ребятам и в школе и вне школы разъяснять. Я думаю, что для этой цели можно, может быть, использовать клубный день. Конечно, я высказываю свое личное мнение; еще в Главсоцвосе этот вопрос не ставился, и Главсоцвос может со мной не согласиться, но я думаю, что клубный день в значительной степени надо использовать также для того, чтобы этот день был Днем открытых дверей, когда не только кружки занимаются, не только там идут определенные самостоятельные занятия, но это должен быть день, когда ребята, которые почему-либо не могут посещать школу, знакомились бы с работой, которую ведет школа, и могли принимать то или иное участие в работе школьников. Конечно, надо обдумать, как привлечь этих ребят-нешкольников. Нельзя просто открыть двери: иди кто хочешь. Надо предварительно их сорганизовать, тут могут пионеры сделать очень многое. Организованное привлечение ребят, оставшихся вне школы, в школу в клубный день – это одна из важных задач, и ребята-школьники должны другим ребятам разъяснить то, что они узнали, вот это и будет одна из форм пропагандистской работы и т. д. Вообще важно, чтобы с самых первых шагов пионеры учились бы, а потом учились пропагандировать, т. е. хорошо объяснять свои мысли.

А затем другой, очень важный вопрос стоит – это вопрос организации ребят в школе, тесно соприкасающийся с вопросами самоуправления.

Каково должно быть это самоуправление? Есть разные типы самоуправления. Есть такого рода самоуправление, когда ребята только делаются помощниками учителя по части поддержания дисциплины; учитель не может сам с ребятами справиться, и для этой цели создается «самоуправление». Не о такой организации, которая является только исполнителем определенных полицейских функций или имеет целью следить за выполнением какой-нибудь учебной работы, мы говорим. Есть самоуправление другого типа. Один тип школьного самоуправления, очень широко распространенный в пятом и семнадцатом годах, – это организация, в которой центральная задача – выбор ребят на определенную должность, общие собрания бывают чрезвычайно редко, вся работа ложится на выборных, на те или иные должности, остальная масса остается пассивной. Этот тип по духу напоминает тип самоуправления населения в странах буржуазно-демократических.

Так, по этому плану организованы современные буржуазные государства: выбираются определенные правящие лица, они работают, лишь формально отчитываются, и то не всегда, в своей работе, а вся масса остается пассивной.

Мы, конечно, стремимся к другому типу самоуправления – к самоуправлению советского типа, стремимся создать в школе такое самоуправление, которое, в сущности, было бы школой общественной работы, при котором все ребята были бы организованы по разным линиям и все ребята были втянуты в работу, каждый несбыту или иную часть обязанностей. Такая постановка самоуправления будет будить у ребят наибольшую инициативу, ребята сообща будут искать путей, как ту или иную общественную работу вести, будут сообща обсуждать, какую именно общественную работу выбрать, потому что может быть разная общественная работа и важно выбрать особенно нужную общественную работу. Проводить здесь границу – мне кажется, что проводить такую формальную грань, какую работу может проводить только школа, какую – только пионер, – мы не можем. Можно наметить лишь общую линию размежевания, но в каждом случае надо решать этот вопрос на основе соотношения сил. Важно, чтобы в школьной общественной работе пионеры шли впереди, были застрельщиками, инициаторами.

Возьмем такой вопрос: деревня неграмотна, очень небольшое число грамотных; школа хочет принять участие в обслуживании населения с точки зрения ликвидации неграмотности. Один учитель, кажется из Архангельска, рассказывал, как у них устроено это дело. У них пионеры были главными застрельщиками, помогли школе провести такую работу: школа взяла на учет все безграмотные избы, где нет ни одного грамотного человека и где нет ребят грамотных, и к каждой из таких изб приписала по пионеру. Пионер, который был приписан к безграмотной избе, должен был писать письма для хозяев избы, раздобывать газеты, читать эти газеты, держать в курсе того, что делается в избе-читальне, обучать грамоте безграмотных ребят, живущих в этой избе, притянуть их к школе. Вот та задача, которую пионеры с помощью других школьников выполняют чрезвычайно удачно. Население начинает смотреть на пионеротряд с уважением. Пионеротряд потом отчитывается в этой работе, он в эту работу втягивает и остальных школьников. Вот одна из форм. Другая форма – помощь культурными учреждениями, третья форма – работа с малышами. Например, в одной школе раз в неделю или раз в две педели собираются ребята-школьники. Ребят-малышей принимают и организуют. Опять школьники и пионеры являются застрельщиками в этой работе, школьники приглашают к себе малышей, принимают этих гостей, устраивают с ними игры и т. д. Малыши начинают мечтать о школе и слушаться школьников – умываться, дружно играть и пр.

Школьное самоуправление нужно наладить в советском духе, так, как его понимают коммунисты, – это большая задача. Один учитель не может это сделать, и вообще он может только посоветовать, а сделать это должна сама пионерорганизация. Она должна втягивать и других ребят, обучая их этому же самому делу.

В этой работе чрезвычайно большое значение имеет приобретение навыков работать по НОТ, т. е. составить определенный план работы, по плану распределить, затем учесть проделанную работу. У нас, у россиян, совершенно нет навыков планомерной работы, мы работаем как придется.

Надо учиться в этой области – работать без переутомления, работать возможно производительнее. Этот подход к работе может дать и школа, но пионердвижение должно усиливать, помогать работать планомерно, и ввести планомерность не только в учебу, но и во всю организацию школьной жизни.

Я вернусь еще раз к вопросу об общественной работе школы. Мы в Наркомпросе все время говорим о том, что школа должна вести общественную работу, – не только учитель, но вся школа в целом. Конечно, важно, чтобы эта работа велась настоящим образом, и тут пионеры должны проявить очень большую инициативу, не важно препираться, кто эту работу поведет – школа или пионердвижение. Иногда проводят резолюцию, что это дело пионердвижения, а что школа в это дело не вмешивается; тут проводится грань: общественная работа – это наша работа, а не работа школы. Такое разграничение, по-моему, проводить нельзя. Но, конечно, пионерское движение, которое ближе всего связано с рабочей массой, с рабочими организациями или с такими организациями, как комитеты крестьянской взаимопомощи в деревне, сельсоветы и др., будет вносить в это дело необходимый дух.

Отмечу, как Владимир Ильич представлял себе партийную организацию. Конечно, детскую организацию с партийной организацией сравнивать нельзя, но взгляд Владимира Ильича на партийную организацию может пролить свет на то, как надо строить школьную жизнь. В книге «Что делать?» Владимир Ильич писал, что каждый член партии должен быть винтиком или колесиком в общем партийном механизме, что он должен выполнять известную функцию и если он этой функции не будет как следует выполнять, то вся машина не будет работать как следует. И действительно, старые партийные работники, которые выросли в нелегальных условиях и закалились, – они смотрели на партработу так, что каждый работник берет на себя определенную часть партработы и эту часть работы выполняет. В основу школьной организации также должен быть положен принцип, что каждый ученик ведет какую-нибудь определенную часть общей работы: вначале на общем собрании обсуждается план работы, затем работа распределяется и каждый берет небольшой кусочек работы, но за эту работу он является ответственным. Надо уметь организовать жизнь и разные стороны жизни – это чрезвычайно важная вещь. Мы говорим о коллективной работе, о коллективизме, о коммунизме, но в основе их лежит умение вести совместную, коллективную работу. Школьная жизнь является одной из таких областей, в которых такое умение организовать свою работу можно приобрести. Было бы совершенно неправильно, если бы пионеры старались забрать самый большой кусок работы, если бы они старались других ребят затоптать, чтобы работу брали на себя одни пионеры, а другие – нет. Задача пионеров не та. Задача пионеров заключается в том, чтобы исполнить свой кусок работы отчетливо, помочь в работе другим, показать работу, дать пример умения вести коллективную работу, а не в том, чтобы захватить всю работу себе.

В этой общественной работе школы первыми застрельщиками должны явиться пионеры, они должны стараться втягивать и других ребят. Вот этот момент втягивания пионерами других ребят, – этот момент имеет чрезвычайно большое значение. По отношению к взрослым партия так и поступает. – старается втянуть прежде всего в общую работу. В ленинский призыв в партию пошли те рабочие и работницы, которые работали раньше в разных общественных организациях или фабзавкомах, или были делегатками, или несли другую какую-либо общественную должность. И вот эти рабочие и работницы первые пошли в партию. Таким образом, общественная работа их воспитала. И вот если пионеры хотят расширить свои ряды, охватить всех ребят, то они должны постепенно всех ребят привлекать к своей работе. С ребятами это легче сделать, чем со взрослыми. Я думаю, что по этим трем путям – учебы, пропаганды и организации – надо идти пионерам, работать и в школе и около школы, делая школу центром привлечения ребят.

Относительно организационного вопроса в детдвижении я не буду говорить, так как я работаю практически в детдвижении. Скажу лишь пару соображений.

Нельзя думать, что если человек – коммунист, то это уже означает, что он годится в вожди детдвижения. Я знаю массу коммунистов, которые о педагогических вопросах, о подходе к детям часто никакого представления не имеют. В этом отношении комсомольцы гораздо лучше, потому что ребята, естественно, тянутся к более близкому возрасту. Комсомолец может влиять на ребят потому, что он естественный авторитет. Это надо принимать во внимание.

Партия должна обсуждать общее направление детдвижения, основные вопросы этого движения, общую линию, но в частности партия не должна вмешиваться, так как этим мы лишили бы самостоятельности пионерское движение, помешали бы его росту.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

Тут говорилось, что в настоящее время школа еще далеко не стоит на высоте задач и что учителя часто путаются в методах и т. д. Этого, конечно, отрицать нельзя. Мы имеем дело, которое только начинается, но, несомненно, сдвиг в учительской среде очень большой. Учителя учатся чрезвычайно интенсивно, так что в этом направлении можно ожидать, что дело быстро пойдет вперед. Теперь относительно перегрузки программ. Очень часто перегрузка программ получается благодаря неумению подойти к программе – просто учителя часто не знают, что с этой программой делать. Учитель берет старую программу, по которой привык раньше заниматься, и прибавляет программу ГУСа – конечно, получается большая перегрузка; это должно изжиться и будет изживаться по мере того, как будет идти работа с учителями. Затем, тут говорилось, что надо запретить давать уроки на дом в той или иной форме. По отношению к первой ступени это, конечно, можно сделать, но во второй ступени – семилетке – это удастся сделать только тогда, когда удастся наладить самостоятельную работу ребят в школе... Если правильно будет организована работа учащихся в школе, не будет надобности загружать их уроками, задаваемыми на дом. Перегрузка получается от неумелого подхода к организации этой работы.

Тут один путь – учительство учится, и надо ему помогать. Тут совершенно правильно указывал один товарищ на то, что часть работы по проведению программы тут может взять на себя форпост, добавочную известную работу форпост проводить может. Например, для того, чтобы не все на веру брать, что говорит учитель, а сознательно к этому относиться, надо расширить круг знаний. Сейчас наблюдается отрицательное явление – то, что ребенок, когда он вступает в пионеры, начинает гораздо меньше, чем раньше, читать, – так получается понижение интереса к книге. Это, конечно, объясняется целым рядом причин. Одна причина – та, что ребенок более критически начинает относиться к читаемым книгам, многие книги начинают его не удовлетворять; другая причина – перегрузка пионерской и школьной работой. Эту сторону необходимо изжить, потому что, если пионер будет меньше читать, если меньше будет расширять свой кругозор, это будет мешать его развитию. Это будет крупный минус, несмотря на все другие преимущества, которые будет давать пионерское движение. Организация чтения может быть произведена вне школы, может в известной мере лечь на форпосты. Затем работа при библиотеке, библиотечные кружки и т. д.

Далее. Товарищ из Гомеля очень хорошо подчеркнул все те возможности, которые дает форпост для увязки с разными общественными организациями, и тут форпост значительно может облегчить учителю его работу, облегчить правильный подход его к этому вопросу. Конечно, учителям надо гораздо больше знакомиться с пионердвижением, его формами, понять задачи, которые стоят перед пионердвижением, и т. д. Надо, чтобы во всех педтехникумах, на курсах, в педвузах в их переподготовке достаточное место занимало знакомство с детдвижением. И важно, чтобы это не только теоретически делалось, но чтобы проводилось и ознакомление с детдвижением на практике.

Необходимо, чтобы будущий педагог знакомился практически с этой работой, окунался бы в те проблемы, которые стоят перед пионердвижением в данную минуту. Эта работа крайне важна и в смысле поднятия его педагогической квалификации.

Тут один из товарищей возбудил вопрос о том, как надо организовать самоуправление, – это один из коренных вопросов. Мне кажется, одна из громаднейших задач, которая стоит перед пионердвижением, – это научиться самим и научить других ребят коллективно работать и жить. Эта задача настолько велика и настолько важна, что она важнее всех других задач, и не так важны те практические цели, которые достигаются, как воспитание в коллективной работе. Без навыков коллективной работы мы мало сделаем, не пройдет у нас и работа по кооперации, и в нашей жизни будет целая масса таких трений, какие мы сейчас имеем именно потому, что у нас отсутствуют навыки коллективной работы. В нашей общественной, профессиональной, партийной, кооперативной и всякой другой работе и в жизни встречается масса затруднений, которые сами собой отпали бы, если бы у нас были навыки коллективной работы. Такой навык прежде всего и должно в школе давать самоуправление. Я представляю себе школьное самоуправление таким образом, что ребята собираются на общем собрании, обсуждают работу, которую надо сделать в школе, работу в разных областях: в санитарной области такую-то провести работу, по учебной части – такую-то, по увязке с организациями – такую-то и т. д. и т. п. Вся работа распределяется на несколько областей, соответственно которым вся работа распределяется на части, на секции, затем каждая секция обсуждает, что она в своей области должна сделать: посоветоваться ли со специалистом, почитать ли определенную книжку, – распределяет работу между собой в зависимости от знаний, сил и умения каждого. Уметь организовать коллективную работу – это одна из очень больших задач, и тут детдвижение в этом отношении может оказать школе большую помощь и сыграть очень крупную роль. У многих теперешних ребят есть организаторские способности, их выработала у них жизнь, и надо, чтобы эти способности были направлены и на дело организации повседневной, будничной жизни. Я часто расспрашиваю, как у них организована будничная жизнь. Растрепанно, случайно организована она, чаще всего вовсе не организована. Надо стремиться к тому, чтобы ребята сами организовали ее, и мне кажется, что чрезвычайно важной задачей является пропитать эту будничную жизнь навыками совместной жизни, взаимной помощи и т. п.

Типичная старая школа старалась посадить учеников так, чтобы один другому не помогал; она негодовала, когда один ребенок помогал другому решить задачу или что-нибудь объяснял ему и т. д. Современная же, советская школа должна научить ребят помогать друг другу в своей работе, проводить разумное разделение труда, давая каждому посильную работенку. Это громадная самовоспитательная работа, которую должно проделать наше молодое поколение. Теперешние работники этой школы не проходили, они учились только в одиночку работать, а вместе, коллективно работать не учились. Теперь же навык коллективной работы необходим молодежи потому, что она иначе с жизненными задачами, которые перед ней выдвигает жизнь, не справится. Переход к социализму Владимир Ильич характеризовал у нас как переход к кооперированию масс. А для того, чтобы это было возможно, для этого надо перевоспитание, умение объединить свои усилия, и школа в этом отношении может сделать очень многое. До сих пор к вопросу о коллективной работе в школе мы не подходили или подходили в очень слабой мере, а между тем это основной вопрос, а когда мы подходим к вопросу о детдомах, то там это имеет значение в еще большей степени. Я не стану спорить, как нужно называть этот дом, может быть «пионер-дом», но несомненно, что детдом будет только тогда настоящим детдомом, когда в нем будет организована жизнь на коллективных, совместных началах, по-товарищески, когда не будет пустого времяпрепровождения, как сейчас сплошь и рядом бывает в детдомах. И надо, чтобы этот детдом не был изолированным островком, чтобы его жизнь была связана с общественной жизнью, с жизнью организаций, с жизнью рабочих, с детьми, живущими вне детдома. По-моему, важнее всего в детдоме выдвинуть на первый план коллективную работу.

Затем здесь задавали вопрос, почему в пионерлитературе пишется, что никогда детдвижение со школой не сольется. При социализме ведь они должны будут слиться. Нельзя представлять себе дело так, что при социализме не будет никакого движения. Напротив, социализм означает организацию населения по самым различным целям работы. Это определение социализма как самой разносторонней организации населения бросает свет на вопрос о том, можно ли допускать другие детские организации, кроме пионердвижения, – организацию юных натуралистов и т. д., которые охватывают и пионеров и непионеров. Конечно, это вопрос очень большой важности, и вопрос, на который очень многие молодые товарищи склонны отвечать таким образом, что никаких организаций, кроме пионерской, не должно быть, хотя бы это были организации, преследующие узкоограниченные, специальные цели.

Возьмем организацию юных натуралистов; это не политическая цель, их цель – исследование и изучение сил природы. Среди пионеров очень много будет таких ребят, которые будут интересоваться естествознанием, которым надо войти в такую организацию и постараться попутно пропитать эту организацию своим пионерским духом, влить туда этот дух, а так как предполагается, что пионер является хорошим организатором, умеет защитить свою точку зрения, то понятно, что он будет вносить свой дух.

Организация населения по различным целям и областям работы имеет громадное значение, и было бы совершенным искажением задач нашей эпохи, эпохи переходной к социализму, если бы мы стали придавливать зарождающиеся организации разных отраслей работы. Конечно, пионерорганизация хотя и детская организация, но в ней есть моменты политической организации. Других политических организаций детей развивать не надо, например таких организаций, как организация «перелетных птиц» в Германии; но такие задачи, как изучение природы, политического характера не носят вовсе.

И надо всячески стараться такие неполитические детские организации развивать, без этого мы не сможем углубленно ставить работу; запретить легко, но это не способ разрешения задачи. Вот по вопросу об антирелигиозной пропаганде мне пишут из Ленинградской губернии, – пишет ряд организаций одного села: «...нельзя ли принять какие-либо меры, чтобы запретить баптистам вести свои проповеди среди финнов, так как баптистские проповеди у них имеют большой успех...» Им кажется наиболее легким способом взять и запретить. А между тем если проследить, каково положение в данном селе финнов, то оказывается, что они не имеют своего представителя в Совете, в Совете нет ни одного человека, который бы говорил по-фински, они совершенно отрезаны от участия в строительстве Советской страны; там имеется изба-читальня, но вся работа ведется на русском языке. Там даже не позаботились, чтобы была финская газета. Финских пионеров также не имеется. И после этого люди удивляются, что баптисты имеют на финнов такое влияние, что финны отрезаны от всякой общественной жизни. Я привела этот пример для того, чтобы сказать, что запрещение не есть наиболее правильный путь. Если мы в этом отношении пошли бы навстречу и приняли бы ряд запретительных мер, то разве мы достигли бы того, что заглушили бы это баптистское движение? Конечно, нет. Не заглушили бы, а еще сильнее развили, сделали бы более фанатичным, более скрытым; по этому пути мы не пошли, а написали финляндской партии, чтобы она дала туда человека, послала литературу, написали в ячейку. Конечно, запретить всякие детские, самые невинные организации очень легко и просто на первый взгляд, но это ведет к организации потихоньку всяких скрытых организаций, и на этой почве могут выявиться очень болезненные явления. Не надо запрещать. Надо дать туда пионеров. Разве нет пионеров, интересующихся кооперацией, разве нет интересующихся науками? Если бы их не было, это означало бы, что детдвижение глушит живые интересы.

Я хотела бы еще на одном вопросе остановиться, который я не задела в докладе, – это вопрос об отношении к ребятам нацменьшинств. Тут не будут дискутировать этот вопрос, только обращаюсь к вам с одной просьбой – обратить на этот вопрос внимание, на работу среди нацменьшинств. Последнее время в области народного образования у нас инструкторы сделали ряд обследований, как обстоит дело народного образования среди нацменьшинств.

Результаты этого обследования показывают, что в этом отношении совершенно недостаточно еще уделяется внимания нацменьшинствам. Боюсь я, что в области детдвижения не уделяется ребятам других национальностей достаточно внимания, не привлекаются эти ребята в общую пионерскую работу. Я. конечно, не могу говорить ни за, ни против, так как не знаю, как обстоит дело; постоянно мы натыкаемся не только по линии народного образования, но и по женскому движению и по другим областям работы на невнимательное отношение к нацменьшинству, и я боюсь, что в детдвижении – то же самое. Я думаю, что особенно надо развивать у пионеров братское отношение и вовлечение в общую работу, не разделяя ребят по национальностям. Это очень важно, так как пионерское движение среди нацменьшинств может сыграть большую роль. Там над школой надо работать еще больше чем где бы то ни было, и поэтому детдвижений там очень важно.

1925 г.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ «ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ЛЕНИНСКОМ ДУХЕ»

 

Когда после долгих лет эмиграции в апреле 1917 г. я вернулась в Россию и приехала в Ленинград, движение рабочей молодежи носило уже широкий размах. Я стала внимательно присматриваться к нему, ходить на собрания молодежи. Революционная волна захватила рабочую молодежь с необычайной силой. Она кипела, рвалась к борьбе, к новой жизни. Рабочая молодежь в то время была еще беспартийной, но это была рабочая молодежь, жившая одной жизнью с рабочим классом, и классовый инстинкт был у нее чрезвычайно силен, выявлялся во всех ее высказываниях, порывах, действиях. Когда рабочий класс сплотился около Коммунистической партии, признал ее своей, и рабочая молодежь пошла за ней.

Этот 1917 год связал меня особо крепкими нитями с рабочей молодежью, заставил принимать близко к сердцу все вопросы, касающиеся молодежи. По многим из них я высказывала свое мнение.

В данной книжке собраны эти мои высказывание. Я рада, если они хоть немного помогли молодежи в ее работе.

1925 г.

 

ЧЕТЫРЕ ЛИНИИ ПИОНЕРРАБОТЫ (РЕЧЬ НА VII СЪЕЗДЕ РЛКСМ)

 

Товарищи, в настоящее время пионерское движение требует того, чтобы как можно яснее было определено содержание пионерработы. Когда мы говорим о работе бойскаутов, то тогда, конечно, все прекрасно понимают, что, какие бы привлекательные формы ни носила бойскаутская работа, содержание этой работы заключается в том, чтобы воспитать из подрастающего юноши верного слугу короля и капиталистического порядка. Когда мы говорим о работе детских коммунистических групп, мы точно так же ясно представляем себе содержание этой работы. Каждый член детской коммунистической группы Германии или другой капиталистической страны понимает, что его задача – помогать рабочим в их борьбе с капиталистическим строем. Наши ребята в свое время точно так же понимали это, и хотя в прежние времена не было еще пионеротрядов, не было деторганизации, но каждый раз, когда происходила какая-нибудь стачка, вы могли видеть всегда впереди стачечников ребятишек, которые старались запустить в мастера или директора комком грязи. Они всем сердцем были на стороне рабочих. Во время гражданской войны мы точно также видели, как ребята рабочих, организованные и неорганизованные, всецело были на стороне рабочего класса. Они ясно понимали, что надо защищаться от белых. Ребята проявляли, чем и как могли, свою ненависть к белым.

Но, если мы теперь поставим нашим пионерам вопрос, каково должно быть содержание работы, я не сомневаюсь, что каждый пионер ответит на это: «К борьбе за рабочее дело мы готовы. Мы хотим быть борцами и строителями социализма. Мы хотим идти по ленинскому пути». Но надо расшифровать, что это значит. Сейчас в нашей Советской стране, которая представляет собой переходный строй от капитализма к социализму, все вопросы не так просты. У власти стоят рабочие и крестьяне, капиталисты побеждены, и отношения гораздо более сложны, чем в капиталистическом обществе, где один класс стоит против другого, где все ясно. Вопрос о строительстве социализма – это тот вопрос, который должен быть поставлен со всей ясностью. Мне вспоминается одна из речей Владимира Ильича, который говорил так: когда был Колчак, Деникин, когда были капиталисты, то широкие народные массы понимали, из-за чего идет борьба, видели врага, представляли себе этого врага в образе Колчака, Деникина и т. д. Но теперь широкие массы слабо понимают необходимость того, что нам надо бороться с пережитками старого, что нам надо растить ростки нового.

Если это трудно было вначале понять иногда малосознательному рабочему, то тем более, конечно, трудно понять это нашему пионеру. И тут мы должны прийти ему на помощь и объяснить ему, в чем же, собственно, заключается строительство социализма. Он совершенно искренне, горячо говорит, что он готов бороться за социализм, но, конечно, от него нельзя требовать, чтобы он вам самостоятельно изложил, в чем же это строительство социализма заключается. Задача партии, задача комсомола –: прийти на помощь пионеру.

Надо знать, что строительство социализма заключается не только в создании новой экономической базы, не только в создании и укреплении Советской власти, но также в воспитании нового человека, который по-новому, по-коммунистически, по-социалистически подходит к каждому вопросу, у которого привычки, отношения к другим людям совершенно иные, чем были при капиталистическом строе. Строительство социализма не только в том, что мы развиваем нашу промышленность, что мы создаем кооперативы, не только в том, что мы крепим Советскую власть, хотя и то и другое совершенно необходимо, но также и в том, что мы перерабатываем всю нашу психологию, вес наши отношения. И вот в этом отношении пионердвижение, конечно, имеет колоссальное значение. Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры – ребята, у которых еще складываются, еще не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионердвижение имеет такое совершенно исключительное значение, и вот почему все мы, партийцы, придаем ему такое большое значение. Надо ясно поставить этот вопрос. Еще Энгельс писал о том, что в недрах старого, капиталистического общества зарождается новый мир. В книжке «Положение рабочего класса в Англии» он рассказывает, как в рабочей среде создаются совершенно новые отношения между мужчиной и женщиной, создаются совершенно новые отношения между родителями и детьми, вырастают новые чувства братской солидарности, которые являются зародышем могучего чувства братской солидарности всех трудящихся, которое будет составлять, несомненно, отличительную черту социалистического общества.

Когда мы смотрим на наше пионердвижение, мы должны сказать, что основная наша задача состоит в том, чтобы помочь пионерам развить в себе чувства братской солидарности со всеми трудящимися и в более узких рамках пионерорганизации укреплять товарищеские чувства. Мне приходилось много говорить с ребятами-пионерами. Меня интересовал вопрос, как обстоит дело в пионерорганизации по части товарищеских отношений. И часто мне приходилось натыкаться на такие ответы. Один пионерчик, очень активный, рассказывает мне о той большой общественной работе, которую ведет их отряд и их звено, но, когда я спрашиваю, где эта общественная работа, он мне отвечает: «Наш отряд собирается столько-то раз». Я стараюсь выпытать, где же сама общественная работа. Наконец он догадывается, что мне надо, и говорит: «Я состою в санитарной комиссии». Я спрашиваю: «Что же вы в санитарной комиссии делаете?» – «Да вот обливаемся холодной водой, с доктором собираемся, инструкции даем». – «А сколько у вас в отряде больных ребят?» – «Ну, этого я не знаю, это должен доктор знать». То, что состоящий в санитарной комиссии не знает, здоровы или больны его товарищи, то, что не знает, все ли его товарищи грамотны, не знает условий жизни, не чувствует товарищеской спайки, – это, конечно, непорядок.

Докладчик указывал, что надо иначе перегруппировать ребят, так, чтобы в школу приходили ребята не из разных отрядов, а преимущественно из одного. Это, конечно, верно, потому что надо, чтобы отряд представлял собой нечто спаянное, чтобы не только просто собирались, но чтобы между ребятами была внутренняя связь и внутренняя взаимопомощь. Надо солидарность, чувства товарищества как-то укреплять, крепить. А как здесь обстоит дело? Я вчера получила письмо от одного пионера. Он пишет: «Я отсталый и скоро вылечу из пионеров. Твержу все книжку Ярославского, и уже вытвердил ее, и знаю, как должны относиться коммунисты к сельскому хозяйству, но берет меня тоска, что я не молюсь. Пришли, пожалуйста, книжки, из которых бы я мог поучиться». О чем говорит это письмо?

О том, что этот пионерчик не чувствует себя хорошо в своем отряде, что потому, что он плохо вытвердил и плохо, может быть, понял книжку Ярославского, остальные товарищи подшивают ему прозвище отсталого и грозят ему, что они его вышибут, и вот на этой почве получается у парнишки чувство одиночества. Отсюда является потребность в религии, потому что если мы хотим окончательно изжить религию, то мы должны осознать, что мы должны создать коллективы, которые были бы проникнуты духом товарищеской солидарности и не оставляли подростка-ребенка одиноким.

Вот эта сторона дела – укрепление товарищеской солидарности, укрепление чувства товарищества, углубление его – это одна из тех сторон, которая является содержанием работы пионеротряда, и, какую бы работу ни проводили – сборы ли, беседы, игры, – необходимо, чтобы вся эта работа была насквозь пропитана вот этим самым духом товарищеской солидарности.

Вторая сторона: каждый пионер должен быть общественником. Мне было очень интересно заслушать одного педагога, который много лет не жил в России, приехал в Россию из Америки. И что же больше всего его поразило, что, показалось ему, больше всего изменилось за эти годы, пока он не был в России? Его поразило особенно то, что все гораздо больше употребляют местоимение «мы», чем местоимение «я». Он идет по улице, слышит – ребята разговаривают и в этом разговоре постоянно повторяют «мы». Слышит красноармейцев, которые постоянно говорят «мы», слышит девушек, которые говорят «мы», – и вот это поразило его. Наконец, он видит какую-то расфуфыренную даму, которая говорит: «А я говорила». Все говорят «мы», а только буржуазно одетая дама говорит «я». Вот это то, что особенно бросилось ему в глаза. Конечно, вся жизнь наша идет к тому, чтобы местоимение «я» заменялось местоимением «мы», но необходимо, чтобы не только это было, но чтобы мы научились подходить к каждому вопросу с точки зрения общего интереса, с точки зрения коллектива. В этом отношении у нас еще далеко не все обстоит благополучно. Часто можно видеть, например, горящее среди бела дня электричество; проходят десятки людей, и никто не догадается повернуть выключатель, чтобы электричество не горело днем: это-де меня не касается, там поставлены какие-то люди, которые должны за этим глядеть. Можно увидеть такую картину, что больной, упавший, лежит на улице. Все проходят мимо и думают: это милиционер должен позаботиться. Все это равнодушие к тому, что делается кругом, отсутствие активного вмешательства там, где нужна помощь коллективная, у нас еще не изжито, и в этом отношении нам нужно больше работать. Общественно полезная работа, о которой здесь говорил докладчик, конечно, является – если только она правильно поставлена, если она не превышает сил пионеров, если она действительно дает практические результаты – одним из средств воспитания коллективизма и чувства общественной ответственности.

Владимир Ильич, когда писал о кооперации (и мы постоянно цитируем его статью о кооперации), писал не только о кооперации торговой, а о кооперированном труде. Эту статью надо поставить в связь с другой статьей – «Великий почин», с той статьей, где он писал о субботниках. Он говорил: сейчас задача состоит в том, чтобы создать новые какие-то трудовые отношения. При крепостничестве работали из-под палки, при капитализме работали из страха голода, в настоящее время необходимо, чтобы работа представляла собой сознательный объединенный, артельный труд.

И вот, конечно, при работе с пионерами чрезвычайно важно воспитание именно этого артельного, кооперированного труда. Я бы вот на что хотела обратить ваше внимание. У нас рабочая публика часто говорит: «Слеза прошибает, когда видишь пионеров». Но мне кажется, что члены партии, рабочие могли бы чрезвычайно много сделать, чтобы помочь организации труда пионеров. Важно не только, чтобы в пионерский клуб пришел умелый инструктор. Важно, чтобы пришел человек, который понимает, что такое плановый труд, что такое разделение труда, что такое взаимопомощь в труде, что такое правильная организация труда, а надо сказать, что умелый подход к труду воспитывается у рабочих крупным производством, организацией труда внутри фабрики, и вот это понимание, как должен быть организован труд, которое в рабочем воспитывается на фабрике, рабочий должен принести и пионеру. Помощь взрослых рабочих пионердвижению в смысле организации их труда необходима.

И наконец последнее. Часто ребята говорят: «Дедушка Ленин любил детей и велел нам учиться и учиться». Ну, конечно, это упрощенное изложение, так, как излагают часто учителя. Конечно, Владимир Ильич не раз говорил – да это сейчас всякий понимает – о том, что необходимо приобретение знаний, что без знаний сейчас невозможно строительство новой жизни и что детям трудящихся, детям рабочих и крестьян особо необходимо овладеть этими знаниями, но и в овладении знаниями необходимо тоже подходить коммунистически, необходимо тоже, чтобы в этой работе широко развита была взаимопомощь.

Вот те основы, которые, мне кажется, надо положить в. работу среди пионеров. Это – воспитание товарищеской солидарности, воспитание общественного подхода к каждому вопросу, умение объединенно, сообща, коллективно работать и умение приобретать знания. Вот если мы наметим эти четыре линии работы, то мы вложим то содержание в пионердвижение, которое сейчас вкладывается недостаточно систематично. А углубить содержание работы пионердвижения – это то, чего требует настоящий момент. И вот к этой работе, которая требует от каждого партийца, от каждого комсомольца, от каждого вожатого большей работы над собой, большей самостоятельной мысли, я и призываю вас, товарищи. Наше пионердвижение представляет собой совершенно особое движение, невозможное ни в какой другой стране по своему размаху и по своему влиянию на молодежь, но надо к этому движению относиться со всем вниманием и углубить его содержание. Вот то немногое, что я хотела сказать.

1926 г.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты